В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Возникновение педагогической профессии поэтому, имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. (В. А. Сластенин. «Педагогика» с. 5.) Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого.
Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, на него необходимо воздействовать - воспитывать. Именно воспитание облагораживает человека, дает ему необходимые качества. Воспитание – очень сложный процесс, который появился задолго до того, как ему придумали название, и тем более до того, как появилась наука о воспитании, основы которой мы и начинаем изучать. Самое простое определение педагогики: Наука о воспитании человека.
|
|
Педагогика изучает закономерности ( относительно устойчивые взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. ), принципы ( основное положение, первооснова), содержание (количество, то, чему учить, что воспитывать), методы (способы) формы (как проходит процесс) образования, воспитания, обучения.
Как и любая наука, педагогика имеет объект и предмет изучения.
объект познания педагогики ( фрагмент объективного мира, широкое понятие ) – ребенок, человек, личность.
Предмет – это то, что изучает наука - процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.
Педагогика – постоянно развивающаяся и обновляющаяся наука. Источниками ее развития являются:
· Многовековой практический опыт воспитания
· Труды великих ученых,
· Текущая практика воспитания
· Данные специально организованных исследований
· Опыт педагогов-новаторов, предлагающих новые идеи.
Каково же соотношение науки и практики в педагогике?
Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения науки и педагогической практики. Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым применением педагогической теории, в другом — успех приносят высокое личное мастерство учителя, искусство педагогического воздействия, чутье и интуиция. В последние десятилетия особенно остро ощущалась несогласованность между школьной практикой и педагогической наукой. Последней особенно доставалось за то, что она не снабжает практику прогрессивными рекомендациями, оторвана от жизни, не успевает за быстротекущими процессами. Учитель перестал верить науке, наметилось отчуждение практики от теории.
|
|
Вопрос очень серьезный. Похоже, мы стали забывать, что подлинное мастерство учителя, высокое искусство воспитания опирается на научные знания. Если бы кто-нибудь мог достигать высоких результатов без знания педагогической теории, это означало бы ненужность последней. Но так не бывает. Кое-какой мостик через ручей или простую хижину можно построить и без специальных инженерных знаний, но выстроить современные сооружения без них нельзя. Так и в педагогике. Чем более сложные задачи приходится решать воспитателю, тем выше должен быть уровень его педагогической культуры.
Но развитие педагогической науки автоматически не обеспечивает качество воспитания. Необходимо, чтобы теория переплавлялась в практические технологии. Пока же сближение науки и практики идет недостаточно быстро: по оценкам специалистов, разрыв между теорией и практикой составляет 5—10 лет.
Педагогика быстро прогрессирует, оправдывая свое определение как самой диалектичной, изменчивой науки. В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее областей, прежде всего, в разработке новых технологий обучения. Современные компьютеры, снабженные качественными обучающими программами, успешно справляются с задачами управления учебным процессом, позволяют достигать высоких результатов с меньшими затратами энергии и времени как педагогов, так и учащихся. Наметился прогресс и в создании более совершенных методик воспитания, технологий самообразования и самовоспитания. В школьной практике используются новые научные разработки. Научно-производственные комплексы, авторские школы, экспериментальные площадки — все это заметные вехи на пути положительных перемен.
Педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности.
Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):
Теоретические функции:
· обогащение, систематизация научных знаний;
· обобщение опыта практики;
· выявление закономерностей в педагогических явлениях.
На вопрос, каковы задачи педагогики, студенты часто отвечают: обучать, развивать, воспитывать подрастающее поколение. Нет. Педагогика занимается лишь разработкой теорий обучения, воспитания, образования для того, чтобы вооружить ими педагогов-практиков.
Задачи педагогики:
Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.