Сопоставление науки и практики

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Возникновение педагогической профессии поэтому, имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. (В. А. Сластенин. «Педагогика» с. 5.) Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого.

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, на него необходимо воздействовать - воспитывать. Именно воспитание облагораживает человека, дает ему необходимые качества. Воспитание – очень сложный процесс, который появился задолго до того, как ему придумали название, и тем более до того, как появилась наука о воспитании, основы которой мы и начинаем изучать. Самое простое определение педагогики: Наука о воспитании человека.

Педагогика изучает закономерности ( относительно устойчивые взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. ), принципы ( основное положение, первооснова), содержание (количество, то, чему учить, что воспитывать), методы (способы) формы (как проходит процесс) образования, воспитания, обучения.

Как и любая наука, педагогика имеет объект и предмет изучения.

объект познания педагогики ( фрагмент объективного мира, широкое понятие ) – ребенок, человек, личность.

Предмет – это то, что изучает наука - процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Педагогика – постоянно развивающаяся и обновляющаяся наука. Источниками ее развития являются:

· Многовековой практический опыт воспитания

· Труды великих ученых,

· Текущая практика воспитания

· Данные специально организованных исследований

· Опыт педагогов-новаторов, предлагающих новые идеи.

Каково же соотношение науки и практики в педагогике?

Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения науки и педагогической практики. Слишком неоднозначными оказыва­ются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым применением пе­дагогической теории, в другом — успех приносят высокое лич­ное мастерство учителя, искусство педагогического воздейст­вия, чутье и интуиция. В последние десятилетия особенно ост­ро ощущалась несогласованность между школьной практикой и педагогической наукой. Последней особенно доставалось за то, что она не снабжает практику прогрессивными рекоменда­циями, оторвана от жизни, не успевает за быстротекущими процессами. Учитель перестал верить науке, наметилось отчуж­дение практики от теории.

Вопрос очень серьезный. Похоже, мы стали забывать, что подлинное мастерство учителя, высокое искусство воспитания опирается на научные знания. Если бы кто-нибудь мог дости­гать высоких результатов без знания педагогической теории, это означало бы ненужность последней. Но так не бывает. Кое-какой мостик через ручей или простую хижину можно построить и без специальных инженерных знаний, но выстро­ить современные сооружения без них нельзя. Так и в педагоги­ке. Чем более сложные задачи приходится решать воспитателю, тем выше должен быть уровень его педагогической культуры.

Но развитие педагогической науки автоматически не обес­печивает качество воспитания. Необходимо, чтобы теория пере­плавлялась в практические технологии. Пока же сближение на­уки и практики идет недостаточно быстро: по оценкам специа­листов, разрыв между теорией и практикой составляет 5—10 лет.

Педагогика быстро прогрессирует, оправдывая свое опреде­ление как самой диалектичной, изменчивой науки. В послед­ние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее облас­тей, прежде всего, в разработке новых технологий обучения. Современные компьютеры, снабженные качественными обуча­ющими программами, успешно справляются с задачами управ­ления учебным процессом, позволяют достигать высоких ре­зультатов с меньшими затратами энергии и времени как педа­гогов, так и учащихся. Наметился прогресс и в создании более совершенных методик воспитания, технологий самообразова­ния и самовоспитания. В школьной практике используются новые научные разработки. Научно-производственные ком­плексы, авторские школы, экспериментальные площадки — все это заметные вехи на пути положительных перемен.

Педагогика не есть со­брание положений науки, но только собрание правил воспитатель­ной деятельности.

Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):

Теоретические функции:

· обогащение, систематизация научных знаний;

· обобщение опыта практики;

· выявление закономерностей в педагогических явлениях.

На вопрос, каковы задачи педагогики, студенты часто отвечают: обучать, развивать, воспитывать подрастающее поколение. Нет. Педагогика занимается лишь разработкой теорий обучения, воспитания, образования для того, чтобы вооружить ими педагогов-практиков.

Задачи педагогики:

Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: