Цель педагогического воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность. В физиологической теории П. Анохина цель - это модель потребного будущего, образ требуемого результата, определяющий отбор действий, ведущих к его достижению. Цель воспитания - это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать.
Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представления о цели нет эффективной педагогической деятельности. Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
Выбор целей воспитания и обучения не должен носить волюнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагогики. В философии выделяются три подхода к выбору целей. Идеалистический: цели определяются целеполагающим началом, сверхъестественной силой, богом, духом, который вносит смысл в человеческую жизнь. Имманентная философия утверждает: цели определяются внутренними потребностями индивидуальности, зависят от индивидуальной природы личности. Материалистический подход говорит: цели воспитания зависят от потребностей общества в человеке с определенными качествами, от ценностей данного общества и соответствуют уровню общественного развития и педагогической системы.
Иерархия целей в педагогике
Педагогические цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему. Высшая ступень - государственные цели, общественный заказ, стандарт образования. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах. Следующая ступень - цели отдельных образовательных систем и этапов образования. Например, цели обучения в средней школе и на его отдельных уровнях: начальная, основная, полная средняя школа. Следующая ступень - цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста. Наконец цели отдельной темы, урока или внеурочного мероприятия.
Форма контроля самостоятельной работы:
Проверка конспекта с письменной домашней работой.
Письменный опрос по теме: Основные педагогические категории.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое педагогика? Дайте определение этого понятия.
2. Как взаимосвязаны педагогическая наука и практика? Каковы задачи педагогики как науки?
3. Какие виды знаний бывают в педагогике? Какие разделы философии вам показались наиболее интересными, обоснуйте свое мнение.
4. Дайте определение основным педагогическим категориям. Как, по вашему мнению, они взаимосвязаны?
5. Каково значение целеполагания в педагогике? Расскажите об иерархии целей.