Время НЭПА

Кризис заставил правительство переложить затраты на ликбез на местные бюджеты -> сеть пунктов ликбеза сократилась. Первый Всесоюзный съезд по ликвидации неграмотности в 1922 принял решение вести обучение прежде всего организованных групп населения уделяя больше внимания молодежи от 18 до 30 лет.

В 1923 Массовое общество «Долой неграмотность» - Калинин. Был принят план ликвидации неграмотности В РСФСР лиц от 18 до 35 лет к 10 годовщине советской власти, что означало необходимость обучить 17 млн. чел из которых 13 млн. проживают в селе. Из за слабой материальной базы и постоянно пополнения неграмотных за счет подростков план не был реализован. Стало ясно, что ликбез невозможен без введения всеобщего обучения детей.

1930 гг. форсирование образования. 1928 г. по инициативе комсомола объявлен всесоюзный культпоход за грамотностью. Была проведена перепись неграмотных и запись добровольцев культармию, численность которой была 1 млн. чел. Культармейцы трудились бесплатно. Но кадровое и материальное обеспечение было слабым. Только 85% имели начальное образование. Нахватало книг и др.

Методы социалистического соревнования, массовые компании негативно отразились на качестве обучения.

По данным переписи 1939г. массовая неграмотность в РСФСР была ликвидирована – доля грамотных в возрасте от 9 – 49 составляла 89, 7%. Сохранялось различие в уровне грамотности между городом и селом, муж и жен. Много неграмотных оставалось среди лиц свыше 50 лет. Очень низкий уровень качества образования полученного в ликбезе (еле еле писали фамилию).

После рев. Были фактически свернуты научные контакты с миром. Серьезно пострадала материально тех. База. Утраты понес кадровый состав (эмиграция).

Остро стояла проблема взаимоотношения с новой властью. Гуманитарные ученые не принимали СВ демонстрируя нейтралитет или враждебное отношение. Но все же 1920 гг. относительный плюрализм.

Прагматичный подход к науке. Курс на сохранение и развитие научного потенциала страны

1. Решение сложных социально-экономических задач по восстановлению и подъему народного хоз-ва

2. Развитие производительных сил и построение социализма невозможно без внедрения передовых научных достижений

3. Общественные науки являются важным орудием внедрения в массы коммунистической идеологии.

4. Поддержка науки может способствовать завоеванию авторитета новой власти

Новая власть начала налаживать деловые контакты с отдельными учеными и научными коллективами, вела переговоры с Академией наук, привлекались к сотрудничеству ученые.

С научно техническим отделом ВСНХ сотрудничали химик Зелинский и Бах, геолог Губкин, Жуковский (аэродинамика).

Принимались меры по улучшению материальных условий жизни деятелей науки (повышенные оклады, натуральные академические пайки, освобождение от трудовой повинности, гос. Премии, почетные звания). Создавались особые условия для жизни и работы. Например, в 1921г. спец. Декрет «Об условиях, обеспечивающих научную работу академика Павлова и его сотрудников».

Создавалась система централизованного гос – го руководства наукой.

В 1917г. в Наркомпросе был создан Научный отдел.

Создавалась широкая сеть специализированных научно- исследовательских институтов, ориентированных главным образом на прикладные исследования.

Тенденция умаления теоретических исследований, фундаментальной науки в пользу прикладной.

Наука полностью переходит на гос – е финансирование. Расходы были значительными даже в годы ГВ, с 1921г. ежегодно увеличивались на 30%.

С 1917 – 1922 число научно – исследовательских учреждений выросло в трое.Были открыты Рентгенологический и радиологический, физико – технический, центральный аэродинамический, физиологический институты.

Рост краеведческих организаций – музеев, научных обществ которые способствовали популяризации науки в массах.

Быстро росла численность научных работников. К 1927г. в два раза превышала дореволюционный уровень. Для подготовки научных кадров в 1925г. учреждена аспирантура.

Внедрение принципа планирования. (годовые, пятилетние планы работы научных учереждений)1929г. ВСНХ первый 5 план.

Главные направления науки: комплексное исследование производительных сил страны т.к были разрушены хозяйственные связи и экономическая изоляция страны. Проводились геолгические экспедиции по исследованию полезных ископаемых в районе Курской магнитной аномалии Кольского пол – ва, Урале, Якутии.

В 1920г больших успехов достигла авиационная наука (Жуковский и Чаплыгин). 1922г. первый отечественный самолет – моноплан конструкции Туполева. 1925 экспедиция под руководством Громова за 33 дня перелет по маршруту Москва – Пекин. 1929 экипаж Шестакова – Москва – Нью – Йорк.

Основоположник космонавтики Циолковский.

Павлов исследования высшей нервной деятельности человека и животных.

Генетика Ник. Ив. Вавилов. Собрал по всему миру образцы семян дикорастущих и культивируемых для использования в СССР (250 тыс. образцов). Путем скрещивания создавал новые культурные породы. Также генетики Кольцов, Серебровский, Завадовский.

Химическая наука Лебедев и Бызов, изобрели способ получения искусственного каучука.

Новые направления науки Вернадский биосфера и ноосфера, геохимия.

Чижевской основоположник гелиобиологии –наука о зависимости развития биологической среды и соц. Жизни от циклов солнечной активности.

Перед общественными науками задача коренной идейной перестройки и переход на базу марксисткой теории. Но кадров не было, основную часть ученых гуманитариев составляли «буржуазные ученые». Развернута подготовка новых специалистов через вузовские факультеты общественных наук, заменившие гуманитарные фак(истор и юрд). 1918 создана Социалистическая академия общественных наук.

Учены не принявшие марксиские позиции покинули кафедры, эмиграция.

1922г.Философский пароход – высылка из СССР около 200 ученых. (Бердяев, франк, ильин, Лосский, Сорокин)

В истории господствует марксистская теория. Монопольное место в истории –й науке историка марксистская школа Покровского. Нигилистически относился к дореволюционному прошлому России, вульгаризировал классовый подход к многим явлениям.

1930 гг. полное огосударствление науки и подавление идейно – политического плюрализма.

Борьба академии наук за автономию. Две точки зрения в отношении АН: Покровский немедленное и полное подчинение АН Социалистической академии. Луначарский постепенное подчинение.

Осада Ан началась в 1927г. – когда совнарком СССР утвердил устав АН где ей предписывалось заниматься прикладными науками. Вводились обязательные академические планы работ. Большое кол- во большевиков (Бухарин, Покровский, Кржижановский).

Май 1929 чистка аппарата АН.

Сфабриковано дело о нелегальном архивохранении важных полит. Док (отречение Ник 2 и Михаила, док. Партии эсеров). Главные фигуры «Академического дела» - Платонов и Тарле. Обвинение в хранении документов и создании антисоветской контрреволюционной организации, для восстановления династии Романовых.

По АД арестовано не мение 150 чел. Ссылка.

В 1933г. АН передана в введенье Совнаркома. 1934 переведена из Ленинграда в Москву. 1936 слита с Комакедемией. Сопротивление АН окончательно сломлено.

Индустриализация-> Расширилась сеть НИИ. Основаны новые крупные институты Научно исследовательский физический институт им. Лебедева, Инст Геофизики, органической химии, биохимии,

1930 оформились школы вокруг крупных ученых – Павлова, Вернадского, Иофе (физ твердого тела), Капица (физ низких темпер), Курчатова, Ландау (физ атомного ядра), Вавилова.

Исследования в области аэродинамики и ракетостроения – Туполев, Королев, Костиков. 1933 первая советская ракета на жидком топливе.

Размах геологических и географических исследований (залежи угля в Подмосковье и кузнецком бассейне). Нефтяные районы на Урале и Башкирии.

Активно осваивается Север. 1933

Экспедиция Шмидта. 1937 изучение Арктики экипажем Папанина.

1930 урон науки репрессиями. Расстреляны видные экономисты Чаянов и Кондратьев. Под запрет попала генетика, молекулярная биология, КИБЕРНЕТИКА.

1938 Чижевский нобелевская премия от запада. Ссылка от СССР)

В системе НКВД возник особый тип научно исследовательских учреждений – закрытые конструкторские бюро, «шарашки» - в которых работали заключенные. Связаны с оборонной промышленностью.

Лысенковшина – генетика буржуазная лженаука. Лысенков поддерживала партия. В научных спорах политические обвинения. Смещение Вавилова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: