Усилилась идеологизация и политизация общественных наук

К сер 30г. изменения в отношении к дореволюционному прошлому России, восхваление героических страниц истории, патриотические мотивы. Раскритикована школа Покровского за «вульгарный марксизм». 1934 восстановлено преподавание гражданской истории в школе, исторические фак. Содержание учебников по истории контролировалось партией. Краткий курс ВКП(б) с поправками Сталина преувеличение его роли в истории СССР.

В 1930 окончательно утвердилась монополия марксисткой методологии, в упрощенной сталинской интерпретации. Расцвет догматизма и цитатничества

Октября 1918г. «Положения о единой трудовой школе» и «основные принципы единой трудовой школы».

Все учебные заведения национализировались.

Отменялось деление учеб. Заведений на гимназии, коммерческие и начальные училища, земские школы.

Принципы советской школы: единая для всей страны, общедоступность на всех ступенях, бесплатность, светская, вести обучение на родном языке и состоять из 2 ступений.

Начальные и первые три класса гимназии превращались в первую ступень единой трудовой школы с пятилетним обучением.

Вторая ступень на базе 4 -7 классов гимназий и коммерческих училищ.

Принципы обучения: связь обучения с производственным трудом, политехническое образование, преемственность в образовании и воспитании, совместное обучение мал -в и дев.

В обучение преобладали идеологизированные элементы.

Из – за разрухи в стране и бедности населения бесплатность и общедоступность обучения были недостижимы. Дефицит учительских кадров.

В период войны в школах разного типа училось лишь около 20% детей, на второй ступени – 7-9%.

Гос- во принимало меры по улучшению школьного дела(обеспечение детей продуктами питания, предметами первой необходимости, борьба с беспризорностью). По инициативе местных власти проводились «месячники помощи школе», «недели посвящения». Благодаря этому удалось увеличить сеть начальных школ и кол –во учеников.

1921-23 финансовый кризис. Закрытие большей части культурных учреждений, в том числе и школ, перевод их на местное финансирование. Доля раходов на образование в гос-м бюджете сократилась с 10% в 192о до 2-3% в 1922. Многие школы закрывались. Уход учителей на заработки в др. сферы.

Сократилось число учащихся с 9,7 млн. 1920 до 7,8 млн. 1922.

В селе школы переводили на самоснабжение, которое часто вводилось в обязательном порядке.

В городах введено временное платное обучение в школах и вузах для обеспеченных слоев.

Велась работа по организации шефства предприятий над школами.

Большую роль играла общественная инициатива – пожертвования, недели и месячники помощи школе.

В 1923-24 улучшение эк. Положение. 10 Всероссийский съезд Советов – увеличение расходов бюджета на культуру с 3,5 до 9%.

К 1925 г. началось расширение сети школ и рост численности учащихся. К 1927г. в три раза увеличилась численность учащихся семилетних школ.

Преобразование сист. Народного обр. – осуществлялось путем проб и ошибок, дискуссиями как в руководстве Наркомпроса так и в пед. общественности.

Предмет спора – проблема соотношения общего и профессионального обучения в содержании школьного образования. Наркомпрос – профессионализация школы 2 ступени и придание ей спец. Уклона – с/х, технического. Радикальная часть Наркомпроса – упразднение традиционной средней школы. Луначарский – идея общеобразов. Трудовой школы, где труд средство обучения и воспитания.

Положением 1918г. ликвидировались ремесленные, технические и сельско – хоз-е училища, дававщие проф – ю подготовку на базе начальной школы. Предпологалось, что молодеж будет получать профессионально – тех. Образование с 17 лет после окончания школы 2 ступени (проблема дети крест и раб заканчивали свое обучение на первой ступени).

1921 сист обрз. Поменялась. Основный типом общеобразовательной школы вместо девятилетки была объявлена семилетка, состоявшая из 2 концентров – 4 и 3 года. А два старших класса школы 2 ступени были преобразованы в техникумы. При этом школа оторвалась от вуза т.к тех не давал выпускникам необходимых знаний для поступления в вуз.

Это реф. Рассматривалась как временная. Параллельно существовали и др. типы школ (техникумы и аграрные школы, сохранялась девятилетка.

Дискуссия по формам и методам обучения. В наркомпросе возобладали идеи сторонников свободного воспитания, считавших, что надо изучать жизнь, а не учебные предметы, матем, физика и хим должны постигаться в процессе производительного труда. Отрицали необходимость учебных планов и программ, отдавая все учебный процесс на усмотрение учителя.

1920г. смена руководства Наркомпроса – школа стала работать по общим учебным планам и программам. На протяжении 20 –х гг. продолжается поисх новых форм и методов. Популярен был «комплексный метод» - своеобразное объединение предметов на общей тематической основе. Широко применялись экскурсии на предприятия, бригадно лабораторный метод, метод взаимного обучения, метод проектов, дальтон – план. Общая черта этих методов активизация самостоятельной деятельности учащихся.

Май 1918г. Наркомат посвящения отменил бальную систему оценки знаний, отмена экзаменов.

Создавались опытно – показательные школы. (школа социально –индивидуального воспитания им. Достоевского для беспрезорных и трудновоспитуемых детей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: