I. По размерности объектов изучения экологию делят на:
1. Теоретическая (общая) экология (рассматривает общие законы живой и неживой природы, изучает деятельность живых организмов на разных уровнях организации, начиная с отдельной особи (организма) и заканчивая сообществами)
- аутэкология (рассматривает организм и его среду),
- демэкология (рассматривает популяция и ее среда),
- синэкология (рассматривает сообщества и их среда),
- биогеоцитология (учение об экосистемах),
- глобальная экология (учение о биосфере Земли).
2. Прикладная экология (рассматривает закономерности взаимодействия живых организмов и окружающей среды, учитывает влияние на них человека в выбранной сфере жизнедеятельности: промышленной, сельскохозяйственной, транспортной, медицинской, социальной и т.д.)
II. В зависимости от объекта изучения экологию подразделяют на:
- экология микроорганизмов,
- экология грибов,
- экология растений,
- экология животных,
- экология человека.
III. По средам и компонентам различают:
|
|
- экология воздушной среды,
- экология суши,
- экология пресных водоемов,
- экология моря,
- экология пустынь,
- экология высокогорий,
- и других средовых и географических пространств.
Главные задачи экологии. Они вытекают из рассмотрения объектов исследования экологии и включают:
· анализ физических, химических и биологических параметров функционирования природных систем;
· установление закономерностей организации жизни в связи с увеличивающимся антропогенным воздействием на природную среду;
· исследование вопросов природопользования и ресурсосбережения;
· разработку мероприятий по всесторонней защите окружающей природной среды.
Транспортный комплекс России, включает в себя автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный и трубопроводный виды транспорта, является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Его негативное воздействие проявляется в первую очередь в выбросах в атмосферу токсичных веществ с отработавшими газами транспортных двигателей и вредных веществ от стационарных источников, а также в загрязнении поверхностных водных объектах, образовании твердых отходов и воздействии транспортных шумов. Большое количество отходов, представляющих собой вторичное сырье, а также отработанные нефтепродукты, отходы красок и шлаки скапливаются на стационарных объектах транспортного комплекса.
Основные загрязнители атмосферы – автомобильный транспорт, на его долю приходится до 90% загрязнений атмосферного воздуха в городах. С увеличением численности автопарка степень его негативного воздействия растет. Пример: гибель людей в дорожно-транспортных происшествиях относится к одной из основных причин смертности в нашей стране.
|
|
Экология транспорта — это прикладная отрасль экологии, изучающая влияние деятельности транспортного комплекса, его подвижных (транспортные средства) и стационарных (строительные и ремонтные предприятия, вокзалы, терминалы и т. д.) объектов на окружающую среду и обратное воздействие окружающей среды на деятельность транспорта.
Задачи экологии транспорта. Экология транспорта относится к комплексу прикладных экологических наук, и ее задачи имеют следующую специфическую направленность:
· определение характера и масштабов воздействий транспорта на окружающую среду;
· разработка стратегии охраны окружающей среды при функционировании транспорта;
· исследование перспективных направлений развития транспорта с учетом его экологизации;
· организация управления экологической деятельностью на транспорте.
Системный подход при изучении взаимодействия транспорта с окружающей средой. Уровни и нормы воздействия на природную среду.