УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»
Рассмотрено и утверждено
на заседании кафедры от 14.01.2004 г. протокол №5
Зав. кафедрой д.э.н., профессор Ходачек В.М.
Санкт-Петербург
Одобрено учебно-методическим советом СЗАГС
Рекомендовано к выпуску
редакционно-издательским советом СЗАГС
Учебно-методический комплекс подготовили:
доктор экономических наук, профессор В.М.Ходачек.
кандидат экономических наук, доцент Ю.Н.Баженов
кандидат географических наук, доцент М.Ю.Елсуков
кандидат географических наук, доцент В.В.Засядь-Волк
СЗАГС, 2004
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Стр.
Введение ---------------------------------------------------------------------------------
Цели и задачи -------------------------------------------------------------------------
Виды занятий --------------------------------------------------------------------------
Формы контроля ----------------------------------------------------------------------
1. Учебно-тематические планы -----------------------------------------------------
2. Программа курса ---------------------------------------------------------------------
3. Методические пояснения по изучению курса ------------------------------
4. Рекомендуемая литература по курсу ------------------------------------------
5. Основные понятия и термины --------------------------------------------------
6. Типовые планы практических занятий ---------------------------------------
7. Примерная тематика письменных работ -------------------------------------
8. Примерный перечень вопросов к итоговой аттестации ---------------
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методические материалы предназначены в помощь студентам и слушателям в системном овладении ими знаниями по данной учебной дисциплине. Материалы содержат тематический план учебной дисциплины, методические пояснения к ее изучению, перечень ключевых терминов, необходимых для понимания предмета, типовые планы практических занятий и списки рекомендуемой литературы, типовые контрольные вопросы, примерную тематику письменных работ.
Учебно-методические материалы основываются на Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и ориентируют студентов и слушателей на освоение стандартной программы знаний по данной учебной дисциплине, на выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов. На отдельных формах обучения (дневное, вечернее, заочное, второе высшее образование и т.д.) меняется количество часов, отводимых на аудиторную (лекции и практические занятия) и самостоятельную работу, иные виды учебной подготовки, что отражается в календарных планах занятий. Могут объединяться отдельные темы и вопросы при изучении дисциплины, изменяться формы контроля, сокращаться (путем объединения) перечни контрольных вопросов.
Учебно-методические материалы дают общую ориентацию в изучении данной учебной дисциплины. В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» (ст.55) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.20), Государственным стандартом кафедра и преподаватели могут в установленном порядке уточнять перечень изучаемых вопросов, вводить новые актуальные темы и вопросы, применять авторские методики обучения, рекомендовать дополнительные учебные материалы и источники.
Замечания и предложения по учебно-методическим материалам просим направлять в учебно-методическое управление СЗАГС.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Целью настоящего учебного курса является знакомство студентов и слушателей с теорией и опытом территориальной организации хозяйства, а также с основными подходами к решению проблем государственного регулирования территориального развития. Достижение названной цели требует решения следующих задач:
1. Дать характеристику объекта и предмета экономической географии и осветить основные концепции территориальной организации населения.
2. Изучить наиболее значимые факторы и формы территориальной организации хозяйственной деятельности населения на современном этапе развития общества.
3. Выявить современные особенности размещения и региональной организации хозяйства и расселения населения.
4. Познакомится с отечественным и зарубежным опытом территориального развития, а также определить актуальные проблемы региональной организации хозяйства.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Курс «Экономическая география» включает 3 части.
Формы контроля – зачет по всему курсу, письменная работа, оперативный контроль. Формой оперативного контроля являются контрольные вопросы, указанные после каждой темы программы курса, проводимого на практических занятиях.
1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Учебно-тематический план курса «Экономическая география»
для специальностей 060400 «Финансы и кредит»
060600 «Мировая экономика»
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
Аудиторная работа | Самостоятельная работа (час.) | |||||
Лекции (час.) | Практич. занятия. (час.) | |||||
Часть I. Теория и методология экономической географии | ||||||
1. | Предмет изучения и место экономической географии в системе наук | – | – | |||
2. | Факторы и формы территориальной организации хозяйства | Оперативный контроль | ||||
Итого по части I | ||||||
Часть II. Особенности территориальной организации хозяйства | ||||||
3. | Особенности территориальной организации предприятий промышленности | – | – | |||
4. | Особенности размещения предприятий сельского хозяйства | – | – | |||
5. | Особенности территориальной организации предприятий сферы услуг и транспортного комплекса | Оперативный контроль | ||||
Итого по части II | ||||||
Часть III. Региональная структура экономики. Цели и задачи территориального развития | ||||||
6. | Региональная структура мирового хозяйства. Понятие «экономико-географическое положение региона» | – | – | |||
7. | Особенности региональной организации хозяйства Российской Федерации | – | – | |||
8. | Современное положение России в мире. Цели и задачи территориального развития | Оперативный контроль | ||||
Итого по части III | ||||||
Итоговый контроль – зачет | ||||||
Всего по курсу | зачет |
Примечание.
1. Практические занятия охватывают содержание предшествующих им тем.
2. Формы контроля: зачет.
Учебно-тематический план курса «Экономическая география»
для учащихся специальности 060600 «Мировая экономика»
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
Аудиторная работа | Самостоятельная работа (час.) | |||||
Лекции (час.) | Практич. занятия. (час.) | |||||
Часть I. Теория и методология экономической географии | ||||||
1. | Предмет изучения и место экономической географии в системе наук | – | – | |||
2. | Факторы и формы территориальной организации хозяйства | Оперативный контроль | ||||
Итого по части I | ||||||
Часть II. Особенности территориальной организации хозяйства | ||||||
3. | Особенности территориальной организации предприятий промышленности | – | – | |||
4. | Особенности размещения предприятий сельского хозяйства | – | – | |||
5. | Особенности территориальной организации предприятий сферы услуг и транспортного комплекса | Оперативный контроль | ||||
Итого по части II | ||||||
Часть III. Региональная структура экономики. Цели и задачи территориального развития | ||||||
6. | Региональная структура мирового хозяйства. Понятие «экономико-географическое положение региона» | – | – | |||
7. | Особенности региональной организации хозяйства Российской Федерации | – | – | |||
8. | Современное положение России в мире. Цели и задачи территориального развития | Оперативный контроль | ||||
Итого по части III | ||||||
Итоговый контроль – экзамен (зачет) | ||||||
Всего по курсу | экзамен (зачет) |
Примечание.
3. Практические занятия охватывают содержание предшествующих им тем.
4. Формы контроля: экзамен (зачет).