Методические рекомендации

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

____ Б1.В.ОД.9 __ Право интеллектуальной собственности ____

(код и наименование дисциплины по учебному плану)

по направлению подготовки

_____ 40.03.01. – «юриспруденция» _____

(код и наименование направления подготовки по ФГОС)

квалификация выпускника «бакалавр»

факультет __ юридический _____________________________________

Симферополь – 2014 год


Введение

Курс «Право интеллектуальной собственности» изучается студентами, специализирующимися по дисциплинам гражданско-правового цикла. Данный курс по праву интеллектуальной собственности призван ознакомить студентов с нормативно-правовой основой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, судебной и арбитражной практикой применения законодательства об интеллектуальной собственности, международно-правовым регулированием отношений в сфере интеллектуальной собственности.

Методические рекомендации

При изучении курса следует учитывать, что понятие «интеллектуальная собственность» является условной конструкцией в том смысле, что применение к нему термина «собственность» не означает его регулирования нормами гражданского законодательства о праве собственности. По смыслу действующей части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации «интеллектуальная собственность» определена как охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, то есть объекты интеллектуальных прав.

В рамках интеллектуальной собственности условно выделяют промышленную собственность и объекты авторских и смежных прав. Промышленная собственность включает в себя изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения, наименования место происхождения товаров. При этом термин «промышленная собственность» используется условно и в самом широком смысле, поскольку распространяется не только на промышленную и торговую область в узком понимании, но и на другие сферы, включая сельскохозяйственное производство и добывающую промышленность, а также распространяется на любые продукты промышленного или природного происхождения.

Круг объектов авторских прав включает в себя произведения науки, литературы и искусства, а также программы для ЭВМ, производные и составные произведения. К таким объектам относятся литературные, музыкальные, драматические, сценарные, хореографические, аудиовизуальные, фотографические произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, декоративно-прикладного и сценографического искусства, архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам

Объектами авторских прав также являются произведения, созданные на основе технологий, включая компьютерные программы (программы для ЭВМ). Кроме того, объектами авторских прав являются не только оригинальные произведения, но и переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переработки литературных, художественных или музыкальных произведений.

Смежные права именуются таковыми, поскольку они являются смежными по отношению к авторскому праву. Смежные права сформировались вокруг охраняемых авторским правом произведений и предоставляют аналогичную, но зачастую более ограниченную по объему и по срокам охрану. От авторского права эти права отличаются тем, что принадлежат не авторам произведений, а лицам, являющиеся посредниками при изготовлении, записи или распространении авторских произведений. Смежные представляют собой права артистов-исполнителей на их исполнения, права производителей фонограмм на их записи и права вещательных организаций на их радио и телевизионные программы и т.д. Эти три категории обладателей смежных прав являются вспомогательными по отношению к авторам произведений. Они либо оказывают содействие авторам в доведении их произведений до всеобщего сведения, либо производят объекты, которые не являются авторскими произведениями, но содержат в себе долю творчества или технического и организационного умения, достаточную для того, чтобы за ними было признано право, сходное с авторским правом.

Изучение курса «Право интеллектуальной собственности» следует начать с выяснения его предмета и источников регулирования. В силу части 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества; интеллектуальная собственность охраняется законом. Частью 2 этой же статьи предусматривается, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. В соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации правовое регулирование интеллектуальной собственности относятся к ведению Российской Федерации.

Основу для успешного освоения курса о праве интеллектуальной собственности составляют знания, полученные при изучении международных правовых актов и Гражданского кодекса Российской Федерации. Базовые принципы защиты прав на интеллектуальную собственность, содержащиеся в различных международных конвенциях, были обобщены в тексте Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). В данном международном документе закреплены минимальные стандарты по защите прав на интеллектуальную собственность для всех стран, входящих в ВТО. При этом в структуру ТРИПС включены главные международные конвенции по правам на интеллектуальную собственность, включая конвенции Всемирной организации по охране прав на интеллектуальную собственность (ВОИС). Обязательным условием успешного освоения курса «Право интеллектуальной собственности» является изучение ТРИПС и международных конвенций по правам на интеллектуальную собственность.

Раздел VII Гражданского кодекса Российской Федерации представляет собой первую в истории кодификацию законодательства об интеллектуальной собственности, поскольку заменил собой шесть законов Российской Федерации, действовавших ранее в этой сфере: «Об авторском праве и смежных правах», «Патентный закон Российской Федерации», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «О селекционных достижениях».

Структура учебного курса «Право интеллектуальной собственности» состоит из девяти основных частей. Первая часть носит общий характер и призвана дать представление об общих положениях об интеллектуальной собственности. Вторая и третья часть соответственно посвящены проблемам охраны авторского права и смежных прав, а четвертая – защите авторских и смежных прав. Пятая и шестая части затрагивают вопросы охраны патентного права и защиты патентных прав. Седьмая и восьмая части посвящены охране и защите средств индивидуализации, а девятая часть – правовой охране иных объектов интеллектуальной собственности.

Практическое занятие является одним из значимых видов учебных занятий, позволяющих при изучении дисциплины приобрести необходимые профессиональные знания, умения и навыки в области юриспруденции.

Учебным планом по курсу «Право интеллектуальной собственности» предусмотрено для студентов в соответствующем семестре проведение практических:

№ п/п Название темы Количество часов Уровень освоения
О.Ф.
  Тема 1. Общие положения о праве интеллектуальной собственности.   1, 2, 3
  Тема 2. Авторское право. Права, смежные с авторскими.   1, 2, 3
  Тема3. Патентное право. Охрана прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы.   1, 2, 3
  Тема 4. Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота товаров и услуг.   1, 2, 3
  Тема 5. Правовая охрана иных объектов интеллектуальной собственности   1, 2, 3
  Всего    

При подготовке к семинарскому занятию следует обратиться к предложенному далее плану семинарских занятий соответственно формам обучения, которые включают изучаемые темы курса и вопросы их составляющие, задание для подготовки, в том числе решение задач по каждой теме семинарского занятия.

Успешное овладение знаниями по праву интеллектуальной собственности предусматривает не только аудиторные занятия, но и значительную самостоятельную работу студентов с рекомендованными учебниками, иной основной литературой, включая и судебные акты.

Для успешного освоения и закрепления изучаемого материала, общее содержание которого изложено в программе курса, студентам настоятельно рекомендуется использовать основные нормативные источники по праву интеллектуальной собственности, тексты актов судебной практики.

При подготовке к семинарским занятиям следует обращаться к следующим официальным сайтам в Интернет: ВОИС: http: //www.wipo.int; Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент): http: // www.rupto.ru и др.

Студент должен принимать активное участие в работе семинара, показать знание вопросов темы, рекомендованной учебной и специальной литературы, действующего законодательства, судебной практики, способность применять нормативные правовые акты, давать правильную юридическую квалификацию при разрешении практических ситуаций (вопросов). Необходимо отметить, что деятельное и заинтересованное участие в семинаре обеспечивает приобретение навыков публичных выступлений, необходимых для будущей профессии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: