Профилактическая деятельность, как правило, должна строиться на принципах
доказательной медицины, социологии, социальной психологии и обеспечиваться
совместными усилиями психологов, медиков, социальных работников, сотрудников
правоохранительных органов. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует,
что в плане профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. В этой связи представляется крайне актуальной разработка и реализация Минздравсоцразвития России программы «Здоровый образ жизни», мероприятия которой направлены в том числе на борьбу с вредными привычками.
Для организации эффективной работы по выявлению, лечению и реабилитации больных алкоголизмом и алкозависимых необходимо уточнение потребностей населения страны в амбулаторной и стационарной помощи, диагностических, лечебных и реабилитационных мощностях, разработка и внедрение современных технологий. Нуждается в совершенствовании сеть наркологических диспансеров. Вероятно, потребуется развертывание дополнительных коек, как в наркологических диспансерах, так и в специализированных реабилитационных отделениях городских и районных учреждений здравоохранения, а также организация дневных стационаров.
|
|
Одной из немногих эффективных мер незапретительного характера по борьбе со злоупотреблением алкоголем является краткая консультация врача после процедуры тестирования на наличие алкогольных расстройств здоровья. Такая процедура разработана и утверждена ВОЗ, и должна проводиться, как это уже принято в десятках стран, медицинскими работниками первичного звена, а также в больницах, травматологических пунктах, на предприятиях, в студенческих общежитиях и т.п.
Организация помощи алкоголь-зависимым должна включать несколько этапов работы по профилактике, лечению и реабилитации, в том числе[116][34]:
1.Первичную профилактику (работа с семьей, в организованных коллективах, в том числе с детьми дошкольного возраста). Взаимодействие с заинтересованными ведомствами.
2.Вторичную профилактику (работа с группами риска, контингентами комиссий по делам несовершеннолетних, безнадзорными детьми и подростками, а также лицами с расстройствами поведения). Взаимодействие с семьей, с заинтересованными организациями и ведомствами.
Интервенцию (первичное консультирование больных, их родственников и граждан и мотивирование больного на включение в лечебную программу).
3. Детоксикацию (лечение абстинентного синдрома, соматических, неврологических и острых психопатологических расстройств).
|
|
4. Лечение синдрома патологического влечения, аффективных и других расстройств, как преморбидных, так и связанных с хроническим употреблением психоактивных веществ.
5.Психотерапию и коррекцию личностных расстройств.
6. Реабилитацию и противорецидивные мероприятия (медицинское наблюдение и формирование реабилитационной среды). Взаимодействие семьей, с заинтересованными организациями и ведомствами.
Каждый этап лечебно-реабилитационного процесса должен предполагать организацию ряда структурных подразделений для дифференцированного решения задач, а также обеспечения последовательности и преемственности работы, в которых должны реализоваться конкретные мероприятия по профилактике, лечению и реабилитации наркологических заболеваний. Развитие реабилитационной помощи должно соответствовать основным регламентам создания реабилитационных структур:
1.Выделение специальных реабилитационных коек в обычных наркологических учреждениях;
2.Трансформация имеющихся наркологических отделений в специализированные лечебно-реабилитационные отделения;
3.Организация самостоятельных реабилитационных учреждений (центров);
4.Организация стационарозамещающих (амбулаторных и полустационарных) реабилитационных подразделений.
Выбор алгоритма должен соответствовать конкретным условиям.
Концептуальную важность для модели будущей лечебно-реабилитационной службы в стране имеет требование комплексности в работе со всеми заинтересованными сторонами - министерствами, ведомствами, местными органами, общественностью. Подобная комплексность требует рассмотрения национальной наркологической службы как единой государственно-общественной системы и соответствующего определения показателей и критериев оценки деятельности министерств в программно-целевом бюджетном планировании.
Алкозависимость, как весьма сложная проблема, требует создания сети различных альтернативных друг другу учреждений, предлагающих спектр различных подходов, включая социальную реабилитацию алкоголезависимых с проживанием в реабилитационном центре, консультирование, работу групп самопомощи и т.д.
В отличие от наркологического подхода к лечению больных, программы реабилитации в меньшей степени опираются на лечение медикаментозными препаратами, которые в реабилитации алкоголезависимых применятся только на этапе детоксикации, и то не всегда. Гораздо бóльшую роль в них играют психотерапия, техники предотвращения срывов, работа с представлениями о себе, эмоциями.
В целом, анализ сложившейся ситуации свидетельствует о необходимости лидирующей роли государства в развитии и финансировании реабилитационной помощи и разработке стандартов реабилитации алкоголезависимых граждан.
Важное значение должна приобрести социальная реабилитация, которая может проходить в трудовом коллективе, а также в семье, где в ряде случаев все члены или родители – пьющие. Как форма социальной реабилитации может быть использована форма социального контракта по социальной реабилитации с алкозависимыми гражданами.
Развитие законодательства призвано способствовать расширению участия общественных форм в организации реабилитации.
При реабилитации алкоголезависимых лиц необходимо учитывать и «замещающий» фактор. Для различных социально-возрастных групп он разный. Для молодежи, в первую очередь, необходимо обеспечить доступ к спортивным секциям, культурному досугу. Для представителей более старшего поколения, необходимы условия работы, исключающие нетрезвый образ жизни. С другой стороны, расширение доступа к образованию и занятости в долгосрочной перспективы будут иметь позитивное влияние на алкогольную ситуацию, хотя ограничиваться этими мерами, безусловно, было бы неправильно.