Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VII в. до н. э. – III в. н. э. – зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
• III – XIX вв. н. э. – проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
• ХХ в. н. э. – современный этап – постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
• даосизм; • конфуцианство; • легизм.
Меньшее распространение получили:
• моизм; • натурфилософия;• номинализм.
После проникновения в Китай буддизма III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:
• чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;
• неодаосизм;
• неоконфуцианство.
Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:
• восприятие своей страны – Китая – как центра существующего мира;
• понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;
• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (отсюда – уважение и трепет перед организующей силой – государством;
• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства – объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").
Основными течениями древнекитайской философии считаются: даосизм и конфуцианство.
Конфуцианство – древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения – произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
• Как необходимо управлять людьми?
• Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
• жить в обществе и для общества;
• уступать друг другу;
• слушаться старших по возрасту и по званию;
• подчиняться императору;
• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
• быть человечным.
Цель конфуцианского учения состояла в том, чтобы показать, как должен вести себя человек в различных ситуациях, то есть учение имеет ярко выраженную практическую направленность, а теоретический аспект является подчиненным: обосновать вечность и неизменность рекомендуемых правил и отношений между людьми. Особое значение придается воспитанию. Разработанный Конфуцием идеал совершенного человека («цзюнь-цзы») включал пять взаимосвязанных качеств: «жэнь» - гуманность, человечность, человеколюбие; «синь» -искренность, прямота»; «и» - долг, справедливость; «ли» - ритуал, этикет; «чжи» - ум, знание. Основное из требований, предъявляемых к человеку, - это человечность, это качество Конфуций трактует весьма широко, в частности, его характеризует следующее положение из «Лунь-юй» (произведениия Конфуция): «Чего не делаешь себе, того не делай и другим» (2,194). С принципом «жэнь» был связан ряд этических правил, такие, например, как почтительность к родителям («сяо») и почтительность к старшему брату («ди»). В целом социальные отношения для Конфуция являются параллелью отношений семейных. Отношения поданного и правителя, подчиненного и начальника такие же, как отношения сына к отцу и младшего брата к старшему.
Воспитание в человеке всех этих качеств опирается на знания, но знания в конфунцианском смысле. Имеются в виду не теоретические знания, а знания правил поведения с обязательным применением их на практике. Применяются конфуцианские знания по правилам этикета, без которых их использование не будет «правильным», а человеческое поведение окажется нерегулируемым. Задача воспроизведения норм возлагается на самого человека: «Сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть человеколюбие... Осуществление человеколюбия зависит от самого человека, разве оно зависит от других людей?».
Человек должен приложить определенные усилия, чтобы преодолеть себя, включиться в систему отношений, регулируемых правилами этикета, и добиться того, чтобы дальше проявлять себя наилучшим образом без дополнительных усилий, то есть стать «благородным мужем» («цзюнь-цзы»). Все это указывает на необходимость воспитания, предусматривающего деятельное участие в нем самого человека, его стремление стать воспитанным. Но это не означает отказа от естественности. Скорее речь идет об уравновешенности того и другого, ибо естественность обеспечивает проявление искренности: «После того, как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем».
Конфуций первым поставил вопрос о природе человека в связи с концепцией воспитания и обучения. Он выдвинул радикальную для того времени идею: «По своей природе люди близки друг другу; по своим привычкам (люди) далеки друг от друга» (2, 171). Дальнейшее развитие этой идеи привело к появлению двух противоположных концепций о природе человека. Главной линией расхождения стала оценка природы человека как доброй или злой (Мэн-цзы, Сюнь-цзы). При этом все философы – конфуцианцы не выходили за рамки, заданные основателем учения. Человек обладает врожденными качествами и способностью к самосовершенствованию. Совершенствуясь, человек очищает заложенные в нем небесные принципы. Цель такого совершенствования - наилучшим образом поддерживать порядок в Поднебесной, способствовать ее правильному функционированию.
Философия даосизма (основатель ЛАО-ЦЗЫ) несет в себе ряд основных идей:
• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной - камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;
• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние ("у-вэй");
• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" – животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;
• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" – первоначалом, послушании императору и близости к нему;
• путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей;
• необходимо во всем уступать друг другу.
Человек должен ориентироваться не на общество и его нормы, а на природу, космос. Природа человека соответствует Дао. Дао («путь») - это понятие, при помощи которого философ считал возможным дать универсальный, всеобъемлющий ответ на вопрос о происхождении и существовании всего сущего. Дао есть «источник вещей». Природа человека заключается в «следовании естественности», в соответствии с Дао. Человек как часть природы, из которой он вышел, должен удерживать единство с природой. Лао-цзы не отрицал значения совершенствования природы человека, признавал влияние окружающей среды на человека, но главную задачу видел в том, чтобы отрешиться от влияния окружающего общества- пагубного и неисправимого.
Даосизм отвергает какое-либо усилие человека по изменению общества: «Если кто хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его»). Соблюдение «меры вещей» является для человека главной жизненной задачей. Одно из главных требований Дао по отношению к человеку составляет «недеяние» («увэй»). Недеяние или, скорее, деятельность без нарушения «меры» является не поощрением к деструктивной пассивности, но объяснением сообщества человека и мира на единой основе, которой является Дао.
Согласно даосизму, поведение мудреца характеризует отход в сторону, отстранение. Постижение мира сопровождается тишиной, в которой понимающий муж овладевает миром. Это радикально противоположно конфуцианской концепции «благородного мужа», который должен упражняться в обучении и управлении другими. Даосизм разработал специальную технику сохранения внутреннего покоя, сосредоточенности, владения собой в экстремальных ситуациях, ориентирует на развитие в человеке способности к интуитивному постижению мира. Эту технику называют иногда даосской йогой.