1. Социально-экономические преобразования в стране привели к значительному росту числа преступлений во всех сферах общественных отношений. Их большая социальная опасность, а также трудности, с которыми зачастую связано расследование многих преступных посягательств, настоятельно требуют объединить усилия следователей и оперативно-розыскных подразделений.
Правовая основа взаимодействия следователей с оперативными подразделениями и органами дознания заложена законами от 18 апреля 1991 г. "О милиции", от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" и др.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является одним из видов государственной деятельности. Она осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием при этом специальных сил, средств и методов в целях защиты жизни, здоровья, собственности, прав и свобод личности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
|
|
Из определения явствует, что этой деятельностью вправе заниматься весьма узкий круг государственных органов, специально уполномоченных законом. Негосударственные организации таким правом не обладают. Хотя законодатель установил, что оперативно-розыскная деятельность может осуществляться гласно и негласно, наиболее типичен ее негласный характер. Гласная форма ОРД используется лишь в тех случаях, когда решение поставленной задачи возможно открытыми методами.
Оперативно-розыскные подразделения:
1) выявляют, пресекают, раскрывают и предупреждают преступления;
2) получают упреждающую информацию об оперативной обстановке в зоне обслуживания для принятия обоснованных решений по защите правопорядка в стране;
3) помогают органам предварительного расследования, прокуратуры и суда в сборе доказательств по уголовному делу, выполнении их поручений;
4) разыскивают виновных лиц, скрывающихся от органов расследования и суда, с целью уклониться от уголовного наказания за совершенное преступление, а также проводят розыск без вести пропавших;
5) добывают информацию о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
6) помогают иностранным правоохранительным органам в борьбе с незаконными операциями, а также и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами РФ;
7) обеспечивают безопасность сотрудников правоохранительных органов, членов их семей и лиц, оказывающих этим органам конфиденциальную помощь;
|
|
8) выявляют и пресекают факты коррупции и другие должностные преступления со стороны сотрудников правоохранительных органов.
2. Полученные в ходе ОРД данные делятся на две группы: первую составляют те, которые могут быть легализованы и использованы в качестве доказательств по уголовным делам. Вторая группа это сведения, которые используются вне процессуальных рамок и не подлежат легализации.
К первой группе относятся:
а) записи телефонных переговоров (обвиняемых, подозреваемых), полученные в соответствии с требованиями закона. Прослушиваются как служебные, так и домашние телефоны, а аудиокассета приобщается к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства. По обстоятельствам зафиксированных телефонных разговоров обязательно должен быть допрошен подозреваемый (обвиняемый). Если он заявляет, что на пленке записан не его голос, проводится фоноскопическая экспертиза;
б) данные наружного наблюдения. Сотрудники оперативных служб органов внутренних дел и безопасности, проводившие такое наблюдение, составляют рапорт, в котором указывают время наблюдения и все действия наблюдаемого. Легализация данных такого наблюдения осуществляется путем допроса соответствующих сотрудников. При необходимости может быть проведено опознание обвиняемых работниками, проводившими наружное наблюдение;
в) оперативная видео- и фотосъемка, материалы которой легализуются путем допроса лиц, ее осуществивших. В протоколе указывается, когда и каким аппаратом проводилась съемка (запись) и на какую видеокассету (пленку). Эти материалы также приобщаются к уголовному делу.
Вторую группу составляют данные, не имеющие доказательственного значения (например, полученные оперативным путем отпечатки пальцев, образцы крови, волос, пота людей, возможно причастных к расследуемому преступлению).
3. Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" устанавливает следующие принципы проведения ОРД: законность; уважение прав и свобод личности; конспирация; сочетание гласных и негласных методов деятельности.
Принцип законности заключается в том, что при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий оперативный состав должен строго выполнять требования Конституции РФ, законов и других правовых актов, регулирующих ОРД. Гарантией соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности служит прокурорский и судебный контроль.
Принцип уважения прав и свобод человека предполагает их защиту от противоправных действий со стороны соответствующих должностных лиц. Осуществляя негласную и гласную деятельность, оперативный состав обязан защищать права и свободы личности.
Принцип конспирации состоит в том, что результаты, тактика и сведения ОРД, а также информация о гражданах, оказывающих помощь правоохранительным органам на конфиденциальной основе, являются государственной тайной.
Принцип сочетания гласных и негласных методов деятельности предполагает использование оперативным составом обеих форм деятельности. Целесообразность применения тех или иных приемов и методов зависит от решаемой задачи и оперативной обстановки.
4. Оперативная обстановка это совокупность условий, прямо или косвенно влияющих на деятельность конкретного оперативно-розыскного подразделения и оперативного работника в пределах их территориальной и функциональной ответственности. Она включает: пространственные и временные характеристики; особенности географической и социально-экономической среды; состояние правопорядка, средства и методы его поддержания; количество и качество используемых сил и средств; специфику решаемых оперативно-розыскных задач и др.