Договор о функционировании Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора: общая характеристика

Второй учредительный документ "нового" Союза - Договор о функционировании Европейского Союза (в редакции Лиссабонского договора). Такое наименование, как отмечалось выше, получил "Римский договор" 1957 г., который первоначально назывался Договором об учреждении Европейского экономического сообщества (Договором о ЕЭС), затем - Договором об учреждении Европейского сообщества (Договором о ЕС).

Упомянутый Договор в "лиссабонской" редакции приобретает новое юридическое назначение: организовать "функционирование Союза" и определить "сферы, границы и порядок осуществления его компетенции" (ст. 1 Договора о функционировании Европейского Союза).

Как следствие, Договор о функционировании Европейского Союза имеет значительно больший объем по сравнению с Договором о Европейском Союзе: преамбула и 338 статей, распределенных в семи частях (внутри частей имеются разделы, далее главы и отделы).

Часть первая "Принципы" (ст. 1-17) определяет предмет Договора (процитированная ст. 1) и устанавливает общие положения о порядке реализации и категориях компетенции Союза.

Часть вторая "Недискриминация и гражданство Союза" (ст. 18-25) регулирует принцип равенства в разных его проявлениях и устанавливает основы правового статуса граждан Европейского Союза, дополняя тем самым положения раздела II Договора о Европейском Союзе "Положения о демократических принципах".

Часть третья "Внутренняя политика и деятельность Союза" (ст. 26-197) устанавливает полномочия Союза по управлению общественными отношениями и процессами на его территории, т.е. на территории всех объединенных в него государств-членов.

Часть третья является самой большой в структуре Договора о функционировании Европейского Союза. Она включает 24 раздела, посвященные конкретным сферам и направлениям внутриполитической деятельности организации: внутренний рынок, сельское хозяйство, пространство свободы, безопасности и правосудия и т.д.

Часть четвертая "Ассоциация с заморскими странами и территориями" (ст. 198-204) определяет правовой режим взаимоотношений Европейского Союза с отдельными островными территориями государств-членов, не вошедшими вместе с метрополиями в состав этой организации. Содержание части четвертой не претерпело существенных изменений по сравнению с предыдущими редакциями Римского договора.

Часть пятая "Внешнеполитическая деятельность Союза" (ст. 205-222) дополняет и детализирует нормы раздела V Договора о Европейском Союзе применительно к политике Союза в отношении стран, не входящих в его состав, и международных организаций. В нормах этой части, например, закреплены правовые основы экономических направлений внешней политики Союза ("общая торговая политика" и др.).

Часть шестая "Институциональные и финансовые положения" (ст. 223-334) дополняет собой положения раздела III Договора о Европейском Союзе "Положения об институтах". В ней закреплены детальные правила функционирования институтов и других органов Союза, а также положения о видах издаваемых ими правовых актов и законодательных процедурах. Здесь же урегулирован порядок принятия и исполнения бюджета Европейского Союза.

Часть седьмая "Общие и заключительные положения" (ст. 335-338) дополняет и уточняет предписания последнего раздела Договора о Европейском Союзе.

Как и ранее, к текстам учредительных документов Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора имеются два приложения (список сельскохозяйственных продуктов, подпадающих под действие общей аграрной политики, и список "заморских стран и территорий").

Составной частью учредительных документов "нового" Союза будут выступать прилагаемые к ним протоколы, de jure признаваемые их составной частью. Большая часть протоколов сохранилась из ныне действующей редакции учредительных документов с соответствующими изменениями (например, Протокол 1957 г. об Уставе Европейского инвестиционного банка).

Оба учредительных документа "нового" Европейского Союза - Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза (включая протоколы и приложения) - официально обозначаются термином "Договоры" (с большой буквы). При этом важно иметь в виду, что, несмотря на различную роль каждого из "Договоров", в праве Европейского Союза они вместе наделены равной и высшей юридической силой, т.е. фактически должны выступать его "конституцией" (но без использования этого государственно-правового термина).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: