Решения, рекомендации и заключения Европейского Союза: понятие и юридические свойства

Виды правовых актов Европейского сообщества, согласно Договору о ЕС:

-решение (англ. decision; франц. decision), которое, как правило, служит индивидуальным актом. "Решение обязательно во всех своих элементах для адресатов, которых оно указывает". Например, в форме решений Европейская комиссия налагает штрафы на предприятия или санкционирует объединение крупных компаний.

В некоторых случаях посредством решений устанавливаются нормативные предписания, обычно по организационным вопросам. Такие акты в доктрине называют решения sui generis (особого рода), например совместное Решение Европейского парламента, Совета, Комиссии, Суда, Счетной палаты, Экономического и социального комитета, Комитета регионов и Омбудсмана от 25 июля 2002 г. "О создании Ведомства по подбору персонала Европейских сообществ";

В то же время Лиссабонский договор расширил определение "решения". Решения теперь могут не только являться юридически обязательными индивидуальными актами, адресованными конкретному субъекту, но также приниматься для иных практических, в том числе организационных потребностей функционирования Союза (нынешние решения sui generis). Решениями также станут оформляться все мероприятия по вопросам общей внешней политики и политики безопасности Союза.

- рекомендация и заключение - акты, не имеющие обязательной силы.

Рекомендация (англ. recommendation; франц. recommandation) служит формой для выдвижения предложений, пожеланий в адрес государств-членов, физических и юридических лиц, например Рекомендация Европейской комиссии от 16 мая 2002 г. "Независимость бухгалтерских ревизоров в Европейском Союзе: общие принципы" или Рекомендация того же института от 11 марта 2002 г. "Об общеевропейской модели curriculum vitae".

Если, как в приведенных примерах, рекомендации содержат положения общего характера, то в западной доктрине их рассматривают в качестве источников "мягкого права" (англ. soft law) Европейского Союза. Нормы последнего хотя и не сопровождаются санкциями, тем не менее добровольно используются в качестве стандартов поведения участниками общественных отношений.

Заключение (англ. opinion; франц. avis) - это акт, отражающий официальную позицию заинтересованного института или органа ЕС по конкретному вопросу, например Заключение Европейского центрального банка от 19 сентября 2003 г. "О проекте Договора, устанавливающего Конституцию для Европы", где ЕЦБ высказал свои оценки, замечания и предложения по проекту Конституции Европейского Союза.

Хотя рекомендации и заключения ЕС, в отличие от регламентов, директив и решений, не имеют обязательной силы, Суд постановил, что судебные власти государств-членов должны принимать их во внимание при уяснении смысла других источников права Сообщества, т.е. рекомендации и заключения могут считаться обязательными как акты толкования юридических норм ЕС.

Правовые акты, публикуются в Официальном журнале Европейского Союза.

Кроме упрощения системы правовых актов Европейского Союза, Лиссабонский договор установил их классификацию на "законодательные" и "незаконодательные", приближенную к государственно-правовым стандартам:

1) к "законодательным актам" Европейского Союза отнесены только те юридически обязательные документы (регламенты, директивы и решения), которые издаются законодательными институтами на европейском уровне (Европейским парламентом и Советом, как правило, совместно) посредством законодательной процедуры;

2) остальные акты (например, решения Европейского центрального банка), в том числе не имеющие юридически обязательной силы (рекомендации и заключения), включены в категорию "незаконодательных актов".

В свою очередь среди незаконодательных актов Лиссабонский договор выделяет "делегированные акты" и "исполнительные акты".

"Делегированные акты" - это акты, издаваемые главным исполнительным институтом Европейского Союза (Комиссией) на основании и в пределах полномочий, делегированных ей законодательными институтами (Европейским парламентом и Советом).

"Исполнительные акты" также, как правило, будут издаваться Комиссией с целью обеспечить единообразные условия исполнения законодательных и других юридически обязательных актов Союза.

В название делегированных и исполнительных актов в обязательном порядке должно включаться слово "делегированный" или "исполнительный" (например, "делегированная директива", "исполнительный регламент").

Рамочные решения не подлежат ратификации со стороны государств-членов!

Рамочные решения предусматривают так называемый срок трансформации - период времени, который дается государствам-членам на то, чтобы привести свое законодательство в соответствие с указанными актами (в среднем полтора года).


18.Понятие и общая характеристика компетенции Европейского Союза.

Компетенция Eвропейского Союза – это система его предметов ведения и полномочий.
Предметы ведения это те сферы общественной жизни, в отношении которых Европейский Союз может принимать нормативные акты и другие решения. Полномочия представляют собой права и обязанности в подведомственных ему сферах общественной жизни. По своей сущности компетенция Союза – это компетенция публичной власти, т.е. Союз может и на практике осуществляет управление общественной жизнью путем издания правил, распоряжений, приказов, которые носят юридически обязательный характер как для государств-членов, так и для индивидов (физических и юридических лиц).
Правила и распоряжения Союза могут быть как индивидуальными, так и нормативными, т.е. общеобязательными.
Компетенция Союза по своему происхождению, таким образом, носит производный характер. Она возникла не сама по себе, а перешла от государств-членов, которые под давлением объективных причин вынуждены были частично поступиться своим суверенитетом. Этот процесс политической централизации, федерализации, продолжается и в настоящее время. Следующая характеристика компетенции Европейского Союза, которую предстоит рассмотреть – это ее объем. По своему объему компетенция, как известно, бывает общей или специальной. ЕОУС (Европейское объединение угля и стали) являлось организацией специальной компетенции, т.к. ему были подведомственны лишь две строго определенные сферы общественной жизни. Европейское сообщество (бывшее ЕЭС), а тем более Европейский Союз в целом являются организациями общей компетенции, поскольку могут принимать решения в рамках всех основных сфер общественных отношений. Сферы компетенции, существующие внутри Союза. Таких сфер несколько, и они во многом похожи на модель федеративных государств:
а) Во-первых, существует исключительная компетенция Союза, т.е. те вопросы, которые могут решаться только на уровне наднациональных институтов. Они полностью изъяты из ведения государств-членов. Точный перечень сфер исключительной компетенции ныне не определен. В европейской доктрине принято считать, что к исключительной компетенции Союза относятся, прежде всего, установление и регулирование общего таможенного тарифа, основные вопросы общей аграрной, антимонопольной политики, а с недавнего времени – и валютной политики (правда, за исключением трех государств-членов – Великобритании, Дании и Швеции, пока что не вошедших в «зону евро»). Почти все вопросы, подведомственные Союзу, входят в сферу совместной компетенции Европейского Союза и государств-членов. (в западной доктрине часто говорят о «параллельной» компетенции). Третья сфера – это сфера подразумеваемой компетенции Европейского Союза.Подразумеваемая компетенция – это полномочия принимать решения по тем вопросам общественные жизни, которые прямо не отнесены к ведению Европейского Союза, но требуют его вмешательства в целях дальнейшего развития интеграционного процесса. г) Четвертая сфера – исключительная компетенция государств-членов. Как и компетенция субъектов РФ, она никак не определяется, носит остаточный характер (форма правления и территориального устройства, статус государственных и муниципальных органов, избирательная система, семейное право и т.д.). Некоторые западноевропейские юристы не признают за государствами-членами наличие исключительной компетенции, поскольку Европейский Союз может благодаря указанным выше подразумеваемым полномочиям вмешиваться, по сути, в любые сферы общественной жизни.
д) Пятая, относительно новая сфера официально именуется сфера продвинутого сотрудничества. Она включает вопросы, которые делегированы Европейскому Союзу со стороны отдельных государств-членов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: