Внешняя (внешнеполитическая) компетенция Европейского Союза

Политика Союза - это комплекс мероприятий, проводимых им в отношении конкретных сфер общественной жизни.

Внешняя политика Европейского Союза - это политика, которую Союз проводит в отношении государств, не входящих в его состав (третьих стран). Внешняя политика Европейского Союза развивается по нескольким направлениям, в рамках которых его институты наделены разным объемом полномочий.

Старейшей и наиболее эффективной сферой международной деятельности Союза служит внешнеторговая политика, которая официально именуется "общая торговая политика". Общая торговая политика базируется на таможенном союзе в рамках ЕС и относится к исключительной компетенции Сообщества. Именно в рамках данной политики ЕС издает антидемпинговое законодательство, заключает торговые и тарифные соглашения с иностранными государствами.

Самостоятельными направлениями внешнеполитической деятельности ЕС также признаны:

- сотрудничество в поддержку развития: сотрудничество с развивающимися странами планеты, в рамках которого ЕС оказывает им помощь и предоставляет экономические льготы и преференции;

- экономическое, финансовое и техническое сотрудничество с третьими странами, которое охватывает те аспекты социально-экономических взаимосвязей, которые находятся за рамками общей торговой политики и сотрудничества в поддержку развития.

После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. о реформе Европейского Союза направления внешнеполитической деятельности, регулируются частью пятой Договора о функционировании Европейского Союза "Внешнеполитическая деятельность Союза". В этой части также урегулирован порядок заключения международных соглашений Союза и введения им санкций против третьих стран.

Общие принципы внешнеполитической деятельности Союза, а также положения об общей внешней политике и политике безопасности закрепляются в разделе V Договора о Европейском Союзе "Общие положения о внешнеполитической деятельности Союза и специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности".

После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. основным представителем Европейского Союза на международной арене выступает Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности.

23. Организационный механизм Европейского Союза: общая характери­стика.

Европейский Союз в качестве наднациональной организации публичной власти управляет подведомственными ему сферами общественной жизни через собственные органы, которых более 200.

Наиболее важные органы, наделенные, как правило, властными полномочиями, обозначаются в учредительных документах Союза термином "институты". Остальные именуются "органы". В этой связи в статьях Договора о ЕС иногда можно встретить выражение "институты или органы".

Из сказанного вытекает, что организационный механизм Европейского Союза складывается из двух частей (подсистем).

Система институтов ("институционный механизм") в настоящее время является единой для всего Европейского Союза, хотя ввиду особенностей истории этой организации состав и порядок формирования институтов по-прежнему регулируется Договором о ЕС.

На сегодняшний день Европейский Союз в целом располагают институтами, которые перечислены в ст. 13 Договора о ЕС:

- Европейский парламент,

- Европейский совет,

- Европейская комиссия,

- Совет,

- Суд Европейского Союза

- Европейский центральный банк,

- Счетная палата.

Каждый институт действует в пределах полномочий, которые предоставлены ему в Договорах".

Система органов Европейского Союза, в отличие от институтов, является открытой: наряду с органами, предусмотренными в учредительных договорах, Европейский парламент, Совет и Комиссия своими правовыми актами ежегодно учреждают новые органы Союза, число которых, таким образом, постоянно возрастает.

В эту категорию, в частности, входят:

- Европейский инвестиционный банк;

- контрольные органы, прежде всего Европейский омбудсман;

- правоохранительные органы: Европол, Евроюст и Европейское ведомство по борьбе с мошенничеством;

- консультативные органы: Экономический и социальный комитет, Комитет регионов и др.;

- органы специальной компетенции, имеющие собственную правосубъектность (в качестве юридического лица) и называемые, как правило, агентствами: Европейское агентство по оценке медикаментов, Европейское агентство по авиационной безопасности и др. Ввиду специфики агентств Лиссабонский договор выделяет их в отдельную подсистему организационного механизма: "институты, органы и учреждения".

Необходимо отметить, что наряду с органами Европейского Союза как самостоятельными элементами его организационного механизма существуют также органы, выступающие подразделениями других институтов или органов ("внутренние органы"). Например, Европейский парламент, Совет и Комиссия располагают в качестве вспомогательного органа (аппарата) собственным Генеральным секретариатом.

Правовую основу деятельности институтов и важнейших органов Союза образуют учредительные документы.

24. Европейский парламент: состав и порядок формирования, организа­ция работы.

Европейский парламент состоит из представителей граждан Союза. Их число не превышает семисот пятидесяти, плюс Председатель. Представительство граждан обеспечивается в соответствии с методом убывающей пропорциональности при минимальном пороге в шесть членов на государство-член. Ни одному из государств-членов не может выделяться более девяноста шести мест.

По инициативе Европейского парламента и с его одобрения Европейский совет единогласно принимает решение, фиксирующее состав Европейского парламента.

Члены Европейского парламента избираются всеобщим прямым, свободным и тайным голосованием сроком на пять лет.

Из числа своих членов Европейский парламент избирает своего Председателя и свое Бюро.

Европейский парламент проводит одну ежегодную сессию. Он собирается без специального решения о созыве во второй вторник марта.

Европейский парламент может собираться на внеочередные периоды заседаний по требованию большинства членов, входящих в его состав, по требованию Совета или Комиссии.

Европейский парламент постановляет большинством поданных голосов, если иное не предусмотрено Договорами.

Внутренний регламент фиксирует кворум.

Европейский парламент принимает свой внутренний регламент большинством членов, входящих в его состав.

Несмотря на неоднократные инициативы Европарламента, до сих пор не принят единый закон о выборах его депутатов. По этой причине европейские парламентарии в разных государствах-членах избираются согласно правилам, содержащимся в национальном законодательстве: Закон Бельгии "О выборах в Европейский парламент" 1989 г., британский "Акт о выборах в Европейский парламент" 1978 г. и т.д.

Эти документы, однако, должны соответствовать общим принципам, которые закреплены в особом источнике первичного права Европейского Союза - Акте об избрании представителей в Европейский парламент всеобщим прямым голосованием 1976 г. Согласно Акту 1976 г. (в редакции 2002 г.):

- во всех государствах-членах депутаты должны избираться на основании системы пропорционального представительства (система партийных списков или единого передаваемого голоса);

- выборы должны проводиться на основе всеобщего прямого избирательного права при свободном и тайном голосовании;

- государства-члены могут устанавливать заградительный пункт (т.е. минимальное количество голосов, которое должна получить партия, чтобы участвовать в распределении мандатов), но не свыше 5% поданных голосов;

- членам Европарламента запрещено одновременно являться депутатами национальных парламентов государств-членов. Установлены также другие условия несовместимости мандата европарламентария: с членством в правительствах государств-членов или в Комиссии, в судах Союза, с должностью Европейского омбудсмана и т.д.;

- выборы депутатов в Европарламент во всех государствах-членах проводятся в течение одной недели месяца (на практике - июнь), с четверга по воскресенье. Подсчет голосов и оглашение результатов производятся только после завершения процесса голосования во всех странах Союза.

Лица, избранные в состав Европейского парламента, обладают свободным мандатом (т.е. не связаны наказами своих избирателей и не могут быть досрочно отозваны) и наделяются депутатским иммунитетом, который может быть снят самим Парламентом. Решением Европарламента от 28 ноября 2005 г. принят Статут депутатов Европейского парламента.

В целях более эффективной организации работы Европейского парламента из числа депутатов образованы постоянные комиссии, осуществляющие подготовку вопросов для рассмотрения на пленарных заседаниях: комиссия по внешним сношениям, комиссия по правам и свободам граждан, комиссия по конституционным делам, комиссия по региональной политике, транспорту и туризму и т.д.

Наряду с постоянными комиссиями Европейский парламент может учреждать временные комиссии, в том числе комиссии по расследованию противоправных действий и других нарушений в ходе претворения в жизнь права Сообщества ("следственные комиссии").

В качестве вспомогательного органа Европейского парламента, как и других институтов Союза, выступает Генеральный секретариат. В Генеральном секретариате работают чиновники, состоящие на гражданской службе.

Европейский парламент - в Страсбурге (Франция). Однако комиссии Парламента заседают в Брюсселе (Бельгия), а его аппарат (Генеральный секретариат) находится в Люксембурге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: