ТЕМА 14. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Сущность, цели и показатели внешнеторговой политики
В области международной торговли выделяют два вида политики:
- внешнеторговую политику государства;
- международную торговую политику.
Внешнеторговая политика - целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Цели внешнеторговой политики:
1. изменение степени и способа включения страны в международное разделение труда;
2. изменение объемов экспорта и импорта;
3. изменение структуры внешней торговли;
4. обеспечение государства необходимыми ресурсами;
5. изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Существует два вида внешнеторговой политики:
- политика свободной торговли (фритредерства) – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
- политика протекционизма направлена на защиту национальной экономики от иностранных конкурентов путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
|
|
Показатели для определения характера внешнеторговой политики
- средний уровень таможенного тарифа (средняя ставка импортной пошлины, взвешенная по стоимостному объему импортных товаров, которые облагаются пошлиной);
- средний уровень нетарифных ограничений (стоимостная часть импорта или экспорта, которая попадает под эти ограничения).
Режим ограничений считается:
- открытым, если их уровень меньше 10%;
- средним, если их уровень 10-15%;
- ограничительным, если их уровень более 25%;
- запретительным, если их уровень 40-100%.
В зависимости от сочетания данных показателей различают виды торговой политики, представленные в таблице 7.1.
Таблица 7.1 - Виды торговой политики
Режим нетарифных Режим ограничений тарифных ограничений | Открытый | Средний | Ограничительный |
Открытый | Свободная торговля | Средний (промежуточный) | Протекционизм |
Средний | Средний (промежуточный) | Средний (промежуточный) | Протекционизм |
Ограничительный | Протекционизм | Протекционизм | Протекционизм |
Инструменты внешнеторговой политики
Инструменты внешнеторговой политики — меры государственной торговой политики, направленные на расширение участия страны в международном разделении труда и стимулирование экономического роста.
Тарифные инструменты
Тарифные инструменты внешнеторговой политики (тарифные ограничения) включают: таможенный тариф, таможенную пошлину, тарифную квоту.
Таможенный тариф – это:
- инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
|
|
- свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
- конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
Главная цель таможенных тарифов - это защита национального рынка.
Экономические последствия (эффекты) использования таможенных тарифов (по Ч. Киндлбергеру), которые нужно учитывать при выработке и реализации внешнеэкономической политики страны:
1) производственный
2) потребительский
3) бюджетный
4) эффект перераспределения прибылей
5) конкурентный
6) влияние на платежный баланс
7) влияние на условия торговли
Парадокс Метцлера — импортный тариф может привести к падению, а не увеличению внутренней цены на импортный товар в случае сильного падения его относительной цены на мировом рынке в результате введения тарифа.
Оптимальная ставка тарифа (optimal tariff rate) - уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального экономического благосостояния.
Оптимальный тариф имеет следующие основные черты, которые необходимо учитывать при осуществлении государственной внешнеэкономической политики:
1) ставка оптимального тарифа всегда положительна и находится в промежутке между 0 и запретительной ставкой тарифа;
2) ставка оптимального тарифа всегда относительно невелика.
3) ставка оптимального тарифа обратна эластичности импорта: чем ниже эластичность импорта по цене (объемы импорта изменяются несущественно при колебании цен на него), тем выше ставка оптимального тарифа, и наоборот. В экстремальном случае при бесконечно большой эластичности импорта оптимальный тариф равен нулю, то есть его просто не нужно вводить;
4) оптимальный тариф ведет к экономическому выигрышу одной страны, но к потерям международной экономики в целом, поскольку является лишь перераспределением доходов от одной страны к другой.
Тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.
Таможенная пошлина – налог на импорт или экспорт, который взимается в момент пересечения таможенной границы государства; обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют 3 основные функции:
1) фискальную, которая относится к импортным и экспортным пошлинам, т.к. они являются одной из статей доходной части государственного бюджета,
2) протекционистскую (защитную), которая относится к импортным пошлинам, т.к. с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции,
3) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренний цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Классификация таможенных пошлин:
- по способу взимания:
- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (20% от таможенной стоимости товара).
Таможенная стоимость товара — нормальная цена товара, складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.
- специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (10 долл. за 1т), накладываются на стандартизированные товары.
- комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (20% от ТСт, но не более 10 долл. за 1т)
|
|
- по объекту обложения:
- импортные - вид косвенного налога, накладываемого на ввозимые из-за рубежа товары и используемого для регулирования объемов и структуры импорта.
- экспортные - накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.
- транзитные - накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.
- по характеру:
- сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не превышает нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается.
- антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.
- компенсационные – применяются при импорте товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
4) по происхождению:
- автономные – вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством.
- конвенционные (договорные) – устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГААТ).
- преференциальные – имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.
|
|
5) по типам ставок:
- постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.
- переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).
6) по способу вычисления:
- номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.
- эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
Тарифная квота - разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа.
Нетарифные инструменты
Нетарифные ограничения — это регулирование внешней торговли с помощью количественных, скрытых или финансовых инструментов.
Таким образом, нетарифные инструменты внешнеторговой политики включают такие подгруппы:
А) количественные инструменты (квотирование, лицензирование, "добровольные ограничения")
Б) финансовые (субсидии, кредитование, демпинг)
В) скрытые (государственные закупки, требования о содержании местных компонентов, технические барьеры, налоги и сборы
А) Количественные инструменты или количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
Квота – это количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенной суммой или количеством на определенный промежуток времени.
Контингент – это количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным суммой или количеством на определенный промежуток времени. Контингент является практически синонимом квоте, с тем лишь отличием, что применяется в основном к сезонной торговле.
Лицензирование – это регулирование внешнеэкономической деятельности посредством выдачи государственными органами разрешений на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.
Виды лицензий: разовая, генеральная, глобальная и автоматическая лицензии.
«Добровольное» ограничение экспорта – это количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
Б)Наиболее распространенными финансовыми инструментами внешнеторговой политики являются субсидии, кредитование, демпинг.
Субсидия - это денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.
Классификация субсидий:
- прямая - это непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода.
- косвенная - это скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.
- внутренняя - это наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.
- экспортная - это финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.
Экспортное кредитование - это метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.
Демпинг - это метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.
Формы демпинга:
- спорадический - это эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам.
- преднамеренный – это временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.
- постоянный - постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой;
- обратный - это завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается редко.
- взаимный - это встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается редко.
Антидемпинговая пошлина – это временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
В) К наиболее распространенным инструментам скрытого протекционизма относятся:
технические барьеры – это скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа.
внутренние налоги и сборы – это скрытые методы торговой политики, вводимые центральными или местными органами государственной власти и направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке.
политика в рамках государственных закупок - это скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.
требование о содержании местных компонентов - это скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.