Сосредоточение внимания на определенном объекте исследования, его «тематическом поле» буквально заставляет обратиться ко всему объему концептуального (теоретического или исторического или социологического) знания, которое «наработано» относительно избранной объектно-предметной области. В связи с этим необходимо также обращение к накопленному эмпирическому знанию, которое содержатся в различного рода доступных исследователю источниках. А для историков журналистики принципиально важно обращение к историографии по теме.
Конечно, выбирая тему, исследователь уже обладает какими-то сведениями по теме, часто «непреднамеренным» накоплением знаний о «тематическом поле», поскольку состоялось знакомство с назревшей «проблемной ситуацией» в журналистике, требующей осмысления (а также и переосмысления) и последующего детального анализа.
Его первичная осведомленность идет от лекций и учебной литературы, разговоров с руководителем и коллегами, ранее прочитанных книг и статей. Разумеется, этого мало, и требуются дальнейшие усилия по «вхождению» в тему.