Что делать родителям?

Кризис 3 лет у детей.

Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным! Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. В этом возрасте, мальчики уже четко осознают свою половую принадлежность, а девочки стремятся во всем подражать маме, как идеалу взрослой женщины. Ярко выраженная особенность данного периода - кризис трех лет. У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие.

Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдено уже половина пути и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу.

Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох. Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот» - убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться теплее. Порою, кажется, что он забыл все слова, кроме «Нет» и «Не хочу». Не зная, как реагировать на детские истерики и демонстративное неподчинение, родители теряются и сердятся.

Что делать родителям, если ребенок ведет себя вызывающе?

В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребенок не должен решить, что истерика – это надежный способ добиться своего.

Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему люби-мую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже достиг пика истерики, это не сработает. В этом случае приступ детского гнева нужно просто переждать. Если вы находитесь дома – твердо ска-жите ребенку, что вы поговорите с ним, когда он остынет, и займитесь своими делами. Оставайтесь спокойны, как бы трудно это ни было. После этого объясните ребенку, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется.

Если истерика случилась на улице или в магазине (а дети любят работать на публику), по возможности лишите ребенка зрителей. Для этого можно просто перенести ребенка в менее людное место.

Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевай-ся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдем на горку?».

Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для роди-телей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии кон-тролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность «Катюша молодец! Малень-кие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с рабо-ты: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положитель-ный образ себя.

Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как бо-лезнь. Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!

Как запретить, любя?

Все мы очень любим своих детей и не хотим играть роль «злой мамы» или «злого папы». Но воспитание ребенка тре-бует наложения некоторых запретов и проявления твердос-ти. В первую очередь это ограничения связанные с безопас-ностью ребенка и с правилами поведения в обществе.

Как запретить ребенку, не потеряв при этом его уваже-ния, доверия и дружбы?

Несколько правил, как правильно запрещать ребенку:

ü Сохраняйте спокойствие. Крики и ругань вызывают у ребенка стресс, и он уже не в состоянии понять, что же он сделал неправильно. Ваши «взрывы» из-за непослушания, скорее всего, приведут к обратному эффекту – чувству протеста и желанию малыша настоять на своем. В большинстве случаев раздражительность родителей воспринимается детьми как проявление плохого настроения взрослого.

ü Объясните, почему нельзя. Ребенок 3 лет уже в сос-тоянии понять причины большинства запретов. «Нельзя наступать в лужу, потому что ножки промокнут, и ты можешь заболеть».

ü Будьте последовательны. Если один день вы требуете, чтобы ребенок обязательно почистил зубы перед сном, а на следующий день вам лень и вы сами «забываете» об этом правиле, вы даете ребенку понять, что это требование выполнять не обязательно. И чтобы вы ни говорили в дальнейшем, ваши слова будут менее убедительны, чем поступки.

ü Будьте солидарны. Если папа запрещает что-то, то и мама с бабушкой не должны этого разрешать. Когда у родителей возникают разногласия, решать их они должны между собой, а не с ребенком. В случае отмены запрета будет лучше, если ограничения снимет тот же взрослый, который их ввел. Иначе ребенок будет считать, что мама запрещает есть много сладкого не потому, что это вредно для здоровья, а потому, что она «злая», а бабушка добрая, поэтому и разрешает.

ü Не запрещайте то, что можно не запрещать. Ничего ужасного не случится, если ребенок пошумит, побегает или испачкается, играя во дворе. 3-летний малыш не может целыми днями сидеть на диванчике вместе с бабушкой. В случае, если для запретов есть объектив-ные причины (уже поздно и шум помешает соседям), предложите ребенку интересную альтернативу. Помни-те, что чем меньше ограничений в жизни ребенка, тем строже они соблюдаются.

10 способов помочь вашему ребенку

вести себя хорошо

Невозможно добиться желаемого поведения ребенка, постоянно одергивая и ругая его. В большинстве случаев, чтобы избежать капризов ребенка, родителям достаточно исключить ситуации, в которых дети чаще всего каприз-ничают и вредничают. Рассмотрим несколько позитивных шагов, которые помогут ребенку вести себя хорошо.

1. Держите вне досягаемости малыша все предметы, ко-торые ему нельзя трогать. Особенно такие источники опас-ности, как ножи, спички, лекарства и бытовую химию. Чем чаще ребенок видит такие предметы, тем больше у него ис-кушение нарушить запрет и поиграть с ними.

2. Давайте выход детской любознательности. Позво-ляйте ему играть с водой, крупами, экспериментировать с тестом и проч.

3. Используйте детскую мебель. Дети с удовольствием занимаются творчеством за «своим» столиком. А устойчивая детская табуретка в ванной позволит ребенку помыть руки или достать зубную щетку без вашей помощи.

4.Выделите ребенку на кухне «его» ящик, в котором будут находиться безопасные вещи, доступные для изучения, такие как мерная ложка, пластиковые стаканчики, губки для мытья посуды, салфетки, полиэтиленовые крышки от банок и проч.

5. Подстраивайте свои планы под ребенка. Большинство детей хорошо ведут себя утром, но ближе к дневному сну начинают капризничать. Планируйте походы по магазинам или гостям на время «спокойного поведения». Легче скорректировать свое расписание, чем бороться с темпераментом ребенка.

6.Накормите малыша перед тем как отправиться в магазин или на прогулку. Если есть вероятность, что вам придется задержаться (например, в очереди к врачу), возьмите с собой сок и легкий перекус.

7.Займите делом скучающего ребенка. Скука – самая благодарная почва для капризов и плохого поведения. Если Вам необходимо сделать работу по дому, попросите малыша помочь вам. Дайте ему влажную тряпочку, чтобы протереть стол, пока вы моете посуду. Попросите разложить по парам стираные носки, пока вы гладите белье. Позвольте посыпать сыром блюдо, которое вы готовите. Возможно, такая «помощь» отнимет у вас некоторое время и силы. Но это лучше, чем воевать с капризным ребенком.

8.Если у вас нет выбора и вам необходимо взять с собой ребенка в место, где 3-летнему малышу тяжело находиться (вокзал, поликлиника и т.д.) продумайте все заранее. Возьмите с собой книжки или новые игрушки. Если у вас есть свободное время, уделяйте его малышу – разговаривайте и играйте с ним, тогда он легче перенесет отсутствие вашего внимания, пока вы будете заняты. Не забудьте продумать, чем вы будете кормить малыша.

9. Придерживайтесь распорядка дня. Конечно, не нужно становится рабом расписания, но дети любят стабильность. Проснулись - почистили зубы – оделись – позавтракали - пошли гулять. Вечером посмотрели «Спокойной ночи, малыши» - убрали игрушки - почистили зубы – почитали книжку – легли спать. Это не только поможет избежать лишних споров о том, надо убирать игрушки или нет, но и подготовит малыша к тому или иному действию.

10. Анализируйте, какие внешние факторы влияют на поведение вашего ребенка. Быть может, он перевозбуж-дается от большого количества ребят на детской площадке, или от шума и толчеи супермаркета? Многие дети стано-вятся более капризными после длительного просмотра те-левизора. Игра с некоторыми друзьями может, наоборот, успокаивать малыша. Используйте положительное воздей-ствие и избегайте отрицательного.

В возрасте от 3 до 4 лет дети: Вы можете:
· Быстро увеличивают запас слов. · Начинают развивать навыки ведения беседы. · Проявляют интерес к решению задач (как это сделать). · Все более комфортно чувствуют себя со взрослыми. · Становятся более любопытными и любознательными. · Мотивированы исследовать иделать открытия. · Начинают понимать язык символов (цифры, буквы, рисунок) · Разговаривать с детьми в течение дня. · Придумывать смешные слова и рифмы. · Давать ребенку предметы, которые можно сортировать и группировать. · Показывать, как вещь разбирается и собирается. · Объяснять, чем лучше заниматься на улице, а чем дома. · Помогать детям описывать свойства предметов (какие они на ощупь). · Записывать истории, которые рассказывают дети. · Вместе с ребенком читать и рассматривать картинки

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: