34. Время проведения итоговых и промежуточных контрольных работ с целью предотвращения перегрузки учащихся определяется администрацией школы (по договоренности с учителем) и отражается в общешкольном графике. В один рабочий день рекомендуется проводить в классе только одну письменную контрольную работу, а на протяжении недели - не более двух.
Не рекомендуется проведение контрольных работ в первой и последние дни четверти, полугодия, в первый день после праздника, в понедельник.
Контрольные работы во 2-5 классах проводятся в дни наибольшей трудоспособности - во вторник и среду (2-3 уроки).
35. На первом - втором годах обучения учитель проверяет выполнение всех письменных работ в тетрадях (в том числе и на печатной основе) после каждого урока. Все ошибки учителем исправляются, отметки в баллах не выставляются.
Начиная с третьего года обучения, ученики регулярно выполняют работу над ошибками в тех же тетрадях, в которых выполнялась данная письменная работа. Образец выполнения работы над ошибками дает учитель.
36. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по белорусскому, русскому языкам, математике в 3-10 классах, проверяются после каждого урока у всех учеников.
36.1. Если по усмотрению учителя в младших классах (3 - 5) учащиеся ведут по чтению тетради, то они проверяются не менее двух раз в учебную четверть. Ошибки исправляются.
36.2. Контрольные, проверочные работы, диктанты, контрольное списывание, обучающие пересказы и сочинения по всем учебным предметам проверяются у каждого ученика и раздаются на следующем уроке по этому предмету с обязательным проведением работы над ошибками.
36.3. Тетради учащихся, в которых выполняются практические, обучающие классные и домашние работы по предметам "Человек и мир" ("Природоведение", "Биология"), "География", "История Беларуси", "Трудовое обучение" проверяются у всех учащихся после прохождения темы. Отметки за ведение тетрадей выставляются в журнал по усмотрению учителя.
36.4. Проверка контрольных работ по всем учебным предметам осуществляется учителем, тетради возвращаются учащимся к следующему уроку по данному предмету.
37. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные учениками ошибки, руководствуясь следующим:
при проверке тетрадей и контрольных работ по русскому, белорусскому языкам и математике неправильно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивает наискосок и обозначает на полях: I - орфографическая; V - пунктуационная; ошибки на правила, которые еще не изучались, учитель исправляет, но обозначение на поля не выносит;
часть слова, предложение - тонкой горизонтальной линией;
цифры, математические знаки - тонкой горизонтальной линией или линией наискосок и надписывается вверху нужная буква или правильный результат математических действий; часть слова;
при проверке изложений (7-10 классы) и сочинений (9-10 классы) речевые ошибки и ошибки по содержанию подчеркиваются волнистой линией и обозначаются условными знаками на полях - I - орфографическая; V - пунктуационная; Т - ошибка в тексте; Р - речевая ошибка;
после проверки работ учитель подсчитывает общее количество ошибок и записывает соответствующую цифру;
проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подчеркивает и записывает количество ошибок; в диктантах дробью указывается количество орфографических ошибок (числитель) и пунктуационных (знаменатель); в творческих работах по языку, которые рассчитаны на целый урок, дробью записывается количество ошибок в содержании и количество речевых недостатков (числитель), а в знаменателе указывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Подчеркивание и исправление ошибок осуществляется только ручкой с красной пастой (красными чернилами), красным карандашом.
38. После подсчета ошибок в соответствующем порядке выставляется отметка за работу, если диктант сопровождается дополнительным грамматическим заданием, то выставляются две отметки: 4/3 (за диктант и за дополнительное задание).
Образец:
Т - Р 2 - 2
I - V - Г 2 - 2 - 1
38.1. При проверке работ по языкам учитель на полях обозначает ошибки следующими условными знаками: I - орфографическая; V - пунктуационная; Г - грамматическая; Т - ошибка в тексте; Р - речевая ошибка; О - однотипная; Н - негрубая;
38.2. После проверки письменных работ учащимся даются задания, направленные на исправление ошибок, или предлагаются упражнения, которые предупреждают повторение аналогичных ошибок. Работа над ошибками проводится в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
39. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением отметок в классный журнал. Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Отметки в журнал за эти работы могут быть выставлены (по решению учителя и должны носить стимулирующий характер).
39.1. Классные и домашние письменные работы по белорусскому (русскому) языку и математике оцениваются со второй четверти 2 класса по 5 класс включительно, отметки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы.
39.2. В 6-10 классах оцениваются все проверяемые работы, отметки в журнал могут быть выставлены по решению учителя. По всем остальным предметам вопрос целесообразности выставления оценок за проверяемые работы в журнал решает учитель.
39.3 За ведение тетрадей в 2 - 5 классах по языкам и математике выставляется отметка один раз в четверть - с занесением в классный журнал. Вопрос о выставлении аналогичной отметки в 6-10 классах по каждому предмету решает учитель.
Приложение №1