Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока. Зачастую транспортный сервис, дополненный операциями грузопереработки, например, на грузовых терминалах, включает подавляющее большинство логистических активностей для внешних и интегрированных ЛС. Роль транспортировки настолько велика, что круг вопросов, относящийся к этой ключевой комплексной логистической активности, выделен в предмет изучения специальной дисциплины – транспортной. Согласно классификации ЛС можно выделить внешнюю (в логистических каналах снабжения – сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную, технологическую) транспортировку.
Современное понятие транспортировки грузов в нашей стране существенно изменилось с развитием рыночных отношений от отрасли, приравненной к промышленным отраслям экономики, до сферы услуг – транспортного сервиса. С позиций потребителя транспортный сервис должен обеспечить доставку груза (МР, ГП) обусловленного качества в заданное место и время с минимальными затратами. Поэтому потребители транспортных услуг выбирают такие виды транспорта и способы транспортировки, которые обеспечивали бы наилучшее качество логистического сервиса.
|
|
На уровне логистического менеджмента фирмы управление транспортировкой состоит из нескольких основных этапов:
Выбор способа транспортировки
Выбор вида транспорта
Выбор транспортного средства
Выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке [9]
Оптимизация параметров транспортного процесса. Различные виды транспорта составляют транспортный комплекс (ТК). ТК России образуют зарегистрированные на ее территории юридические и физические лица – предприниматели, осуществляющие на всех видах транспорта перевозочную и транспортно – экспедиционную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание железнодорожных путей, автомобильных дорог и сооружений на них, трубопроводов, работы, связанные с обслуживанием судоходных гидротехнических сооружений, водных и воздушных путей сообщения, проведение научных исследований и подготовкой кадров, входящие в систему транспорта предприятия, изготавливающие транспортные средства, а также организации, выполняющие иную связанную с транспортным процессом работу.
Терминальные перевозки: перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. Значение этого вида транспортировки в современных микро и макрологистических системах чрезвычайно возросло, что предопределено, прежде всего, интегрированием в нем большого числа логистических активностей.
|
|
Терминальные перевозки возникли за рубежом, прежде всего в смешанных системах доставки грузов в междугородном и международном сообщениях: в крупных морских портах, транспортных узлах, а затем в грузообразующих сухопутных районах Западной Европы и Северной Америки. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы или операторы различных видов транспорта, использующие универсальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы для различных способов перевозок.
Грузовым терминалом называется специальный комплекс сооружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой – разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов. Сегодня терминалы являются не только пунктами накопления мелких отправок, но играют роль крупных грузораспределительных центров и баз снабжения, превращаясь во все более важные звенья логистических цепей производителей. Различают универсальные и специализированные терминалы и терминальные комплексы.
Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Функциями этих терминалов являются сбор, завоз, развоз, грузопереработка в основном мелких отправок, хранение грузов и другие элементарные логистические активности. Универсальные терминалы могут иметь специализированные складские помещения и оборудование для грузопереработки тяжеловесных, длинномерных, скоропортящихся грузов, а также контейнерные площадки. Часто также терминалы имеют железнодорожные подъездные пути [4].
Как правило, универсальные терминалы перерабатывают мелкопартионные отправки грузов.
Основными операциями универсальных терминалов являются: сбор и развоз грузов; краткосрочное хранение; консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки; межтерминальная перевозка и доставка грузов конечному потребителю.
Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например, скоропортящихся, продовольственных, медикаментов, бумаги и т.п. Большой опыт специализации грузовых терминалов накоплен в Японии и Франции. Например, в Японии насчитывается около 2000 специализированных терминалов. Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов:
завоза грузов на терминал и развоз их с терминала;
грузопереработка на терминале;
линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.
Линейные (магистральные) перевозки между терминалами могут осуществляться различными видами транспорта и по разным схемам. При перевозках автомобильным транспортом используются обычно большегрузные автопоезда, работающие по регулярным линиям по установленному расписанию. Загрузка на терминале производится, как правило, в вечернее время, а движение автопоезда осуществляется ночью, чтобы утром прибыть в пункт (терминал) назначения под разгрузку.
Качество терминальных перевозок характеризуется высокой скоростью доставки грузов и эффективным использованием транспортных средств.
Терминальные перевозки возникли за рубежом, прежде всего в смешанных системах доставки грузов в междугородном и международном сообщениях: в крупных морских портах, транспортных узлах, а затем в грузообразующих сухопутных районах Западной Европы и Северной Америки. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы или операторы различных видов транспорта, использующие универсальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы для различных способов перевозок.
|
|
Грузовым терминалом называется специальный комплекс сооружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников в уни -, мульти -, интермодальных и прочих перевозках. Сегодня терминалы не только являются пунктами накопления мелких отправок, но играют роль крупных грузораспределительных центров и баз снабжения, превращаясь во все более важные звенья логистических цепей производителей.
Различают универсальные и специализированные терминалы и терминальные комплексы. Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Функциями этих терминалов являются сбор, завоз, развоз, грузопереработка в основном мелких отправок, хранение грузов и другие элементарные логистические операции. Универсальные терминалы могут иметь специализированные складские помещения и оборудование для грузопереработки тяжеловесных, длинномерных, скоропортящихся грузов, а также контейнерные площадки. Многие терминалы имеют железнодорожные подъездные пути [1].
Как правило, универсальные терминалы перерабатывают мелкопартионные отправки грузов. Например, объем обработки и прибыль шведских транспортно-экспедиторских фирм "ASG АВ" и "Bilspedi-tion" от работы с мелкими отправками на терминалах составляют около 60%.
Основными операциями универсальных терминалов являются:
маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;
|
|
оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;
сбор и развоз грузов;
краткосрочное хранение;
консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;
межтерминальная перевозка и доставка грузов конечному потребителю;
информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала;
расчеты за транспортно-логистические услуги.
В последние годы на крупных терминалах все чаще осуществляется операции длительного хранения и таможенной обработки ("очистки") грузов. На Западе терминалы, терминальные сети и комплексы создаются как фирмами – производителями продукции, так и транспортно-экспедиторскими и оптовыми торговыми фирмами – посредниками.
Обычно крупный универсальный терминал имеет административное помещение, склад сортировки мелких отправок, склад длительного хранения грузов, склад для международных перевозок грузов с таможенным досмотром, склад для переработки скоропортящихся грузов, площадки для тяжеловесных, длинномерных грузов и контейнеров, комнаты отдыха водителей и площадку для стоянки автопоездов.
Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов, бумаги и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению переработке грузов, повысить эффективность логистического менеджмента и качество сервиса, снизить логистические издержки.
Лицензирование деятельности терминалов осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств
на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Лицензирование, транспортно-экспедиционной деятельности на автомобильном транспорте производится с целью ее государственного регулирования, обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг и защиты интересов потребителей этих услуг, реализации требований антимонопольного законодательства.
Лицензированию подлежит деятельность терминалов осуществляющих прием, переработку, хранение и отправление грузов при городских, пригородных, междугородных, межреспубликанских и международных перевозках, на принадлежащем терминалам подвижном составе [6].
Терминалы могут иметь несколько лицензий на различные виды деятельности.
Лицензии выдаются отделениями Российской транспортной инспекции на срок 3 месяца, 1 год или 5 лет за плату, установленную по городским, пригородным, внутриобластным перевозкам и транспортно-экспедиторскую деятельность органами исполнительной власти по предложению органов РТН, а межобластным и международным перевозкам - Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации.
Для получения лицензии терминал предоставляет:
заявление по установленной форме с указанием вида, зоны деятельности и срока действия лицензии;
копию документа, удостоверяющего государственную регистрацию;
данные о количестве имеющихся транспортных средств - для получения лицензии на перевозки, постов для технического обслуживания и ремонта подвижного состава для получения лицензии на осуществление технического обслуживания и ремонта;
данные об основных фондах, наличии погрузочно-разгрузочных механизмов, обеспечивающих выполнение указанных в заявлении транспортно-экспедиторской деятельности;
сведения о предстоящем объеме услуг в стоимостном выражении (собственных доходах) - для получения лицензии на право осуществления транспортно-экспедиторской деятельности или технического обслуживания или ремонта автотранспортных средств на коммерческой основе;
копию документа, подтверждающего профессиональную пригодность руководителя терминала (диплома об окончании специального учебного заведения или документа, подтверждающего стаж работы по специальности не менее 5 лет). При их отсутствии руководитель терминала должен сдать экзамен на профессиональную пригодность по специальной программе.
Терминалы, желающие получить лицензию на международные перевозки, обязаны знать порядок их осуществления, установленный международными конвенциями, международными соглашениями о международном сообщении и другими нормативными актами, регламентирующими эту деятельность.
Для выполнения транспортно-экспедиционной деятельности по переработке экспортно-импортных грузов терминал должен получить лицензию таможенных органов.
Основными технологическими операциями терминала являются:
заключение договоров и прием заказов на перевозки;
заключение договоров с автотранспортными предприятиями на выделение и использование подвижного состава;
организация международных перевозок грузов;
завоз и вывоз грузов с терминала;
погрузка и разгрузка мелких отправок и контейнеров;
подгруппировка и временное хранение грузов;
взвешивание и пакетирование грузов;
отцепка и прицепка полуприцепов;
пломбирование полуприцепов - фургонов и контейнеров, загружаемых на терминале;
подготовка и оформление товарно-транспортной документации;
сервисное обслуживание водителей и подвижного состава;
расчеты за перевозки и услуги;
получение требующих для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных или иных формальностей, уплата сборов, пошлин и других расходов, возлагаемых на отправителя при международных и смешанных перевозках.
Терминалы в зависимости от условий работы по договору с заказчиками могут также выполнять ряд других работ, включая маркировку и упаковку грузов, их длительное хранение и доставку получателям оптимальными партиями, погрузку и разгрузку мелких отправок и других грузов у клиентов, осуществлять комплексное транспортно-экспедиторское обслуживание предприятий с созданием на них своих филиалов или отделений, осуществлять операции по движению грузов с использованием принципов логистики.
Терминалы организуют перевозки грузов по прогрессивным технологиям, обеспечивающим высокое качество обслуживания грузовладельцев, гарантированные сроки грузов и полную сохранность перевозимых грузов.
Перевозки мелких отправок осуществляются, как правило, с переработкой на терминалах пункта отправления и назначения груза, а также могут осуществляться непосредственно со склада грузоотправителя до терминала пункта назначения с терминала пункта отправления или непосредственно на склад грузополучателя.
Деятельность терминала осуществляется на основании договора транспортной экспедиции, по которому терминал обязуется за вознаграждение и за счет грузоотправителя (грузополучателя) заключить от него или от своего имени одно или несколько договоров перевозки грузов и выполнить или организовать
выполнение определенных договором экспедиции дополнительных услуг, связанных с перевозкой.
При необходимости завоза мелких партий груза на терминал пункта отправления в договоре согласовываются объемы завозимых грузов, способы их доставки, графики завоза, порядок маркировки, способы упаковки и другие условия, обеспечивающие сохранность и быструю доставку грузов грузоотправителям.
Заключению договоров предшествует подготовительная работа по изучению возможной клиентуры, номенклатуры грузов, объемов, направлений и расстояний перевозок, определения требуемого подвижного состава.
На основании полученной информации и заключенных договоров транспортной экспедиции терминал заключает договора перевозки с автотранспортными предприятиями или организациями (перевозчиками) на выделение и использование подвижного состава.
Для выполнения перевозок терминалы могут использовать собственный парк подвижного состава.
Завоз (вывоз) мелкопартионных грузов от заказчика на терминалы осуществляется собственным автотранспортом терминала, привлекаемым им транспортом по договорам на выделение и использование подвижного состава или автотранспортом заказчика (грузоотправителя или грузополучателя). Завоз (вывоз) грузов рекомендуется осуществлять по согласованным с договорной клиентурой графикам.
При завозе мелкопартионных грузов на терминал пункта отправления терминал, как правило, накануне дня предшествующего перевозке, принимает заказы и выписывает товарно-транспортные накладные.
На заказе указывается дата заноза груза и порядковый номер отправки, принимаемой на склад терминала [3].
Заказы принимаются терминалом, как в письменной форме, так и по телефону, с последующим оформлением бланка заказа в письменном виде.
На основании указанных документов выписывается приемо-сдаточный список, как правило, в 3-х экземплярах. Один из которых остается на терминале и служит подтверждением получения (сдачи) груза водителем для завоза (развоза мелких отправок), два других предоставляются перевозчику для расчетов перевозчика с терминалом и учета выполненной работы.
В случаях, когда доставка мелкопартионных грузов осуществляется автотранспортом грузоотправителя или собственным транспортом терминала, приемо-сдаточный список не выписывается.
При организации склада терминала для приема, подсортировки и выдачи груза определяются:
схема размещения на складе прибывающих грузов;
места разгрузки согласно схеме;
типы погрузочно-разгрузочных механизмов и их количество (в зависимости от объёма и характера поступающих грузов);
места взвешивания груза и проверки его качества;
площадки для подъездов и маневрирования транспортных средств различной грузоподъемности.
Для приема грузов в контейнерах:
разрабатывается схема размещения на контейнерной площадке универсальных автомобильных и специализированных контейнеров;
определяется максимально возможное количество контейнеров, которое можно разместить на площадке, с учетом их типа и грузоподъемности;
площадки оснащаются козловыми или мостовыми кранами и другими погрузочно-разгрузочными механизмами.
При приеме груза мелкими отправками на склад терминала проводится проверка соответствия тары и упаковки груза установленным стандартам и техническим условиям; наличия отправительской, а также, где требуется, и специальной маркировки; соответствие фактического наличия мест в отправке и веса груза количеству, указанному в товарно-транспортной документации. При необходимости отправки взвешиваются.
Каждая отправка укладывается на поддонах и перевозится на склад.
После принятия груза на склад работник терминала (кладовщик) расписывается о приеме груза во всех экземплярах товарно-транспортных накладных, приемо-сдаточном списке, а также в заказе, где дополнительно указывается местонахождение груза на складе (номера стеллажей, ячеек, секций и т.д.).
Товарно-транспортные накладные на мелкие отправки вместе с заказом поступают в картотеку терминала, на основании их производится подгруппировка мелких отправок по наименованиям перевозок
С целью наиболее полного использования складских помещений груз укладывается для хранения в штабеля в случаях, если не нуждается в особых условиях хранения. Если груз находится в мягкой упаковке, то его укладывают в пакеты, устанавливаемые на поддоны.
Грузы на складе терминала размещаются с учетом обеспечения полной их сохранности во время хранения, рационального использования емкости и площади склада, максимальных устройств выполнения операций по приему, выдаче, подгруппировке и учету грузов, максимального использования погрузо -
разгрузочных механизмов и сокращения подвижного состава под погрузкой и разгрузкой.
Для своевременной доставки мелких отправок и рационального использования складских помещений завезенные мелкопартионные грузы должны быть в кратчайший срок отправлены грузополучателю.
Срок хранения мелкопартионных грузов для подгруппировки, как правило, не должен превышать 1 суток.
Разгрузка мелких партий грузов в межтерминальном сообщении после соответствующей подгруппировки по направлениям осуществляется в сборные автопоезда, как правило, с кузовами, фургонами или тентами.
Технологии магистральных межтерминальных перевозок грузов включает:
установление маршрутов движения автомобилей;
выбор системы организации движения автомобилей;
выбор технологии перевозок грузов;
выбор и расчет потребного количества подвижного состава;
разработку расписаний движения и графиков работы автомобилей и согласование их с транспортными и транспортно-экспедиционными предприятиями;
организацию диспетчерского руководства.
Доставка грузов в межтерминальном сообщении осуществляется по регулярным линиям и временным маршрутам.
Регулярные линии организуются между пунктами с устойчивыми грузопотоками. Движение автомобилей (автопоездов) на регулярных линиях осуществляется по расписаниям согласованным между терминалами отправления и назначения.
Перевозки по временным маршрутам организуются для выполнения перевозок в пункты с небольшим грузопотоком.
Выбор системы движения производится с учетом сокращения сроков доставки грузов, обеспечения нормальных условий труда и отдыха водителей. На межтерминальных маршрутах применяются следующие системы движения автопоездов: сквозная - с движением автопоезда непосредственно от терминала отправления до терминала назначения, участковая с перецепкой полуприцепов или перегрузкой контейнеров на терминалах промежуточных пунктов маршрута, эстафетная - с пересадкой водителей в промежуточном пункте маршрута [3].
При участковой системе на границе или в другом пункте производится передача полуприцепа или перегрузка контейнера, а водитель возвращается в начальный пункт своего маршрута. Технология перевозок по этой системе предусматривает применение, как правило, автопоездов с использованием полуприцепов или контейнеров.
Длина участка, расположение пунктов перецепки (перегрузки) определяются терминалами исходя из:
скорости движения подвижного состава;
скорости движения подвижного состава;
продолжительности времени, необходимого на перецепку полуприцепов (перегрузку грузов) и отдых водителя на линии;
обеспечения нормальных условий труда и отдыха водителя, возврата его за рабочий день в свое автотранспортное предприятие.
Участковая и эстафетная системы перевозок применяются при расстоянии перевозок свыше 1000 км и выполнении перевозок грузов между пунктами с устойчивым грузопотоком.
Выбор большегрузного подвижного состава по типам кузовов и автопоездов производится с учетом структуры перевозимых грузов, их партионности, требований экологии перевозок грузов. организации труда водителей и принятых дорожных нагрузок. Расчет потребного количества подвижного состава производится по каждой технологии перевозки, исходя из объемов перевозок и выработки автомобилей (автопоездов), отдельно для межтерминальных перевозок и сбора-развоза грузов.
Графики движения автомобилей (автопоездов) разрабатывают после выбора системы движения и технологии перевозок грузов. Графиками предусматривается обеспечение минимальной продолжительностью доставки грузов получателям, сокращение непроизводительных простоев автопоездов на линии, а также
создание нормальных условий работы водителей.
В графике движения автомобиля (автопоезда) предусматривается время его подачи под погрузку, время начала и окончания погрузки (включая оформление товарно-транспортной документации), время движения на линии, время и пункты кратковременного отдыха водителя, время перецепки полуприцепов, погрузки контейнеров и замены водителей (при эстафетной системе их работы), время прохождения границ, время прибытия на терминал конечного пункта и время окончания разгрузки.
Системой контроля за работой подвижного состава на линии предусматривается порядок регистрации прохождения автомобилей и автопоездов через пункты и отметки об этом в путевой документации.
После загрузки автопоезда на складе производится отметка в заказах о фактически загруженных грузах. На загруженный автопоезд выписываются сопроводительные ведомости (как правлю в 5 экземплярах) из которых 4 вместе с товарно-транспортными накладными передаются водителю для терминала пункта получения груза (2 экз.) и перевозчика (2 экз.).
Сопроводительные ведомости выписываются в том случае, когда мелкопартионные грузы отправляются в другие терминалы или в адрес двух или более грузополучателей. Указанные в сопроводительных документах данные подтверждаются подписью работника терминала, ответственного за загрузку сборного автопоезда.
В случае, когда мелкопартионные грузы направляются в адрес одного грузополучателя, сопроводительная ведомость не выписывается. В данном случае подписи ответственного за загрузку лица, обязательны в каждом экземпляре товарно-транспортных накладных. Такие же требования предъявляются к подписи водителя-экспедитора, принявшего груз к перевозке [3].
При прибытии на склад терминала пункта назначения водитель-экспедитор представляет диспетчеру товарно-транспортные документы и получает разрешение на разгрузку с указанием номера склада и фамилии работника терминала, принимающего груз. Одновременно на терминале производится отметка о
времени прибытия автопоезда.
На складе терминала пункта прибытия проверяется соответствие наличия мелкопартионных грузов сопроводительным документам, правильность нанесения всех маркировочных данных, состояние упаковки, наличие пломб и другие данные о прибывших мелкопартионных грузах,
После разгрузки работник терминала подтверждает принятие мелкопартионных грузов на склад во всех экземплярах сопроводительной ведомости, из которых 2 экз. передаются водителю для отчета о выполненной работе, а один экз. вместе с товарно-транспортными накладными остается на складе терминала для под группировки грузов по направлениям и организации развоза грузополучателям.
Терминал заблаговременно информирует грузополучателей о времени прибытия груза.
При развозе груза со склада терминала грузополучателям водитель-экспедитор в назначенное графиком время подает автомобиль для загрузки на склад, где производится загрузка подобранных по получателям и маршрутам мелких в порядке отправок. При этом водитель-экспедитор принимает каждое место
отправок. На погруженные для развоза мелкие отправки терминалом составляется приемо-сдаточный список.
После развоза груза водитель-экспедитор возвращает на терминал экземпляры товарно-транспортных накладных и приемо-сдаточного списка с подписями ответственных лип грузополучателей, которым доставлены эти грузы.
Контейнеры, принятые к перевозке от разных грузоотправителей, завозятся на терминал пункта от правления, где подгруппировываются по направлениям, пунктам назначения и грузополучателям, после чего в сборных автопоездах перевозятся на терминал пункта назначения или непосредственно на склад грузополучателя.
Прием груза в контейнерах осуществляется по наружному осмотру контейнеров, наличию пломб и по весу, указанному в товарно-транспортной накладной.
Завоз и вывоз контейнеров на терминалы и с терминалов, гак правило, осуществляется специализированным подвижным составом с применением полуприцепов-контейнеровозов или автомобилей-самопогрузчиков с грузоподъемными устройства ми.
Для перегрузки на терминалах малотоннажных и среднетоннажных контейнеров массой брутто от 0,625 до 5,0 т рекомендуется применять автомобильные краны, автопогрузчики и электропогрузчики, а также автомобили-самопогрузчики.
Терминал, при отсутствии у грузоотправителей и грузополучателей средств механизации для установки и снятия контейнеров с транспортного средства, может на основе договоров предоставлять им погрузочно-разгрузочные механизмы за особую плату.
При наличии у грузоотправителя крупных отправок, обеспечивающих полную загрузку автопоезда контейнерами в одном направлении, междугородная перевозка осуществляется непосредственно со склада грузоотправителя на терминал пункта назначения без завоза контейнеров на терминал пункта отправления.
Междугородные терминальные перевозки осуществляются, как правило, крупнотоннажными автопоездами-контейнеровозами по разработанным графикам.
При организации терминалом перевозок и переработки экспортно-импортных грузов проводится обследование клиентуры рассматриваемого региона, при котором выявляются объемы, номенклатура, партионность и направления международных перевозок.
На основе выявленного объема международных перевозок и анализа производственно-технической базы терминала определяется потребность в приобретении подвижного состава и развитии производственной базы (складов, погрузочно-разгрузочных механизмов).
Персонал терминала, обеспечивающий выполнение международных перевозок, должен обладать знаниями по особенностям этих перевозок в части внешнеэкономической деятельности, документооборота, приема-сдачи грузов, прохода через пограничные пункты, таможенного оформления перевозок, условий
работы автомобилей за рубежом.
Международные терминальные перевозки включают следующие технологии:
завоз, вывоз и переработку грузов на терминалах (погрузи, разгрузка, подсортировка, хранение и др.);
таможенную обработку груза;
магистральную перевозку.
На терминал, предназначенный для международных перевозок, могут приниматься любые грузы, не запрещенные к ввозу либо вывозу.
Уведомление таможенного органа о прибытии грузов и транспортных средств производится не позднее 30 минут после их прибытия, а в случае прибытия товаров и транспортных средств вне времени работы таможенного органа - не позднее 30 минут после наступления времени начала работы этого органа.
Форму, конкретные сроки и порядок подачи уведомления устанавливает таможенный орган.
После подачи уведомления о прибытии товаров и транспортных средств и до помещения их на склад терминала оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки транспортного средства, выгрузка и перегрузка товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, вскрытие упаковки, упаковка или переупаковка товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации допускаются только с разрешения таможенного органа.
В течение суток после уведомления таможенного органа о прибытии грузов и транспортных средств такие грузы и транспортные средства должны быть помещены на склад временного хранения.
Одновременно с представлением грузов и транспортных средств, с разрешения таможенного органа, не позднее следующего рабочего дня после представления грузов и транспортных средств таможенному органу вручаются транспортные, товаросопроводительные и иные коммерческие документы на них (накладные, коносаменты, спецификации, счета-фактуры и т.д.), в том числе составленные на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенного органа.
До передачи грузов и транспортных средств на терминал всю ответственность за эти грузы и транспортные средства, включая уплату таможенных платежей, несет перевозчик.
Грузы, находящиеся на терминале, могут с согласия таможенного органа:
осматриваться и измеряться владельцем терминала, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении груза, и их представителями. Лица, обладающие полномочиями в отношении грузов, и их представители могут, с разрешения таможенного органа, брать пробы и образцы товаров;
подвергаться операциям, необходимым для обеспечения их сохранности, включая, с разрешения таможенного органа, исправление поврежденной упаковки;
перемещаться в пределах склада с разрешения таможенного органа.
Сроки хранения грузов по их категориям на конкретном складе устанавливаются таможней исходя из времена необходимого на подачу таможенной декларации, характера грузов, используемых транспортных средств и с учетом мнения владельца терминала.
Ответственность за уплату таможенных платежей в отношении грузов и транспортных средств, хранящихся на а складе терминала, несет владелец терминала.
Если договором владельца терминала с лицом, помещающим грузы и транспортные средства на склад, предусмотрено, что ответственность за уплату таможенных платежей несет такое лицо, то владелец терминала несёт солидарную ответственность с указанным лицом за уплату таможенных платежей.
Грузы и транспортные средства, находящиеся на терминале, подлежат обязательному учету.
Форму учета грузов и транспортных средств, принимаемых на хранение и хранящихся на складе, определяет таможня с учетом мнения владельца терминала. При этом в систему учета грузов г транспортных средств должны быть включены следующие обязательные формы:
книга учета по установленной форме;
таможенный документ учета.
Книга учета товаров и транспортных средств ведется владельцем терминала по календарным годам. Книги должны быть предварительно прошиты, пронумерованы, сброшюрованы и скреплены подписью начальника таможенного органа либо лица, его заметающего, и печатью таможенного органа. После внесения последней записи книга учета передается в таможенный орган на проверку. По окончании проверки книга учета возвращается владельцу терминала и хранится им не менее трех лет. Внесение дополнительных записей или исправлений, после проверки книги учета, не допускается.
Книга учета товаров и транспортных средств ведется вне зависимости от использования на складе терминала других систем учета, в том числе автоматизированных.
Книга учета товаров и транспортных средств предъявляется должностным лицам таможенного органа по первому их требованию.
Таможенный документ учета товаров и транспортных средств ведется таможенным органом
В качестве такого документа может использоваться краткая декларация, грузовая таможенная декларация, документы, составленные с использованием бланка ГТД, транспортные и товаросопроводительные документы, вручаемые таможенному органу при представлении товаров и транспортных средств. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа присваивает порядковый номер документу, проставляет два оттиска штампа. На первом оттиске перевозчик удостоверяет передачу, а владелец терминала - принятие на хранение товаров или транспортных средств. На втором оттиске владелец терминала удостоверяет передачу, а получатель - принятие товаров или транспортных средств. Должностное лицо таможенного органа заверяет передачу и принятие товаров или транспортных средств путем проставления личной номерной печати. Таможенные документы учета после принятия получателем товаров или транспортных средств сброшюровываются в соответствии с номерами и хранятся таможенным органом в течение трёх лет [3].
По письменному требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа владелец терминала обязан представить отчет о хранящихся или находящихся на хранении в течение периода времени, определяемого таможенным органом, товарах и транспортных средствах. Отчет составляется по установленной форме, представляется в течение семи дней со дня предъявления такого требования.
Если на складе терминала используется автоматизированная система учета товаров и транспортных средств, то владелец терминала обязан предоставить доступ таможенным органам в такую систему.
Таможенный орган вправе производить инвентаризацию товаров и транспортных средств, хранящихся на складе.