Организация работы терминала транспортно-экспедиторской компании

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока. Зачастую транспортный сервис, дополненный операциями грузопереработки, например, на грузовых терминалах, включает подавляющее большинство логистических активностей для внешних и интегрированных ЛС. Роль транспортировки настолько велика, что круг вопросов, относящийся к этой ключевой комплексной логистической активности, выделен в предмет изучения специальной дисциплины – транспортной. Согласно классификации ЛС можно выделить внешнюю (в логистических каналах снабжения – сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную, технологическую) транспортировку.

Современное понятие транспортировки грузов в нашей стране существенно изменилось с развитием рыночных отношений от отрасли, приравненной к промышленным отраслям экономики, до сферы услуг – транспортного сервиса. С позиций потребителя транспортный сервис должен обеспечить доставку груза (МР, ГП) обусловленного качества в заданное место и время с минимальными затратами. Поэтому потребители транспортных услуг выбирают такие виды транспорта и способы транспортировки, которые обеспечивали бы наилучшее качество логистического сервиса.

На уровне логистического менеджмента фирмы управление транспортировкой состоит из нескольких основных этапов:

Выбор способа транспортировки

Выбор вида транспорта

Выбор транспортного средства

Выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке [9]

Оптимизация параметров транспортного процесса. Различные виды транспорта составляют транспортный комплекс (ТК). ТК России образуют зарегистрированные на ее территории юридические и физические лица – предприниматели, осуществляющие на всех видах транспорта перевозочную и транспортно – экспедиционную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание железнодорожных путей, автомобильных дорог и сооружений на них, трубопроводов, работы, связанные с обслуживанием судоходных гидротехнических сооружений, водных и воздушных путей сообщения, проведение научных исследований и подготовкой кадров, входящие в систему транспорта предприятия, изготавливающие транспортные средства, а также организации, выполняющие иную связанную с транспортным процессом работу.

Терминальные перевозки: перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. Значение этого вида транспортировки в современных микро и макрологистических системах чрезвычайно возросло, что предопределено, прежде всего, интегрированием в нем большого числа логистических активностей.

Терминальные перевозки возникли за рубежом, прежде всего в смешанных системах доставки грузов в междугородном и международном сообщениях: в крупных морских портах, транспортных узлах, а затем в грузообразующих сухопутных районах Западной Европы и Северной Америки. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы или операторы различных видов транспорта, использующие универсальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы для различных способов перевозок.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс сооружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой – разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов. Сегодня терминалы являются не только пунктами накопления мелких отправок, но играют роль крупных грузораспределительных центров и баз снабжения, превращаясь во все более важные звенья логистических цепей производителей. Различают универсальные и специализированные терминалы и терминальные комплексы.

Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Функциями этих терминалов являются сбор, завоз, развоз, грузопереработка в основном мелких отправок, хранение грузов и другие элементарные логистические активности. Универсальные терминалы могут иметь специализированные складские помещения и оборудование для грузопереработки тяжеловесных, длинномерных, скоропортя­щихся грузов, а также контейнерные площадки. Часто также тер­миналы имеют железнодорожные подъездные пути [4].

Как правило, универсальные терминалы перерабатывают мелкопартионные отправки грузов.

Основными операциями универсальных терминалов являются: сбор и развоз грузов; краткосрочное хранение; консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки; межтерминальная перевозка и доставка грузов конечному потребителю.

Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например, скоропортящихся, продовольственных, медикаментов, бумаги и т.п. Большой опыт специализации грузовых терминалов накоплен в Японии и Франции. Например, в Японии насчитывается около 2000 специализированных терминалов. Технологический процесс терминальной транспортировки со­стоит из трех основных этапов:

завоза грузов на терминал и развоз их с терминала;

грузопереработка на терминале;

линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

Линейные (магистральные) перевозки между терминалами могут осуществляться различными видами транспорта и по разным схемам. При перевозках автомобильным транспортом используются обычно большегрузные автопоезда, работающие по регулярным линиям по установленному расписанию. Загрузка на терминале производится, как правило, в вечернее время, а движение автопоезда осуществляется ночью, чтобы утром прибыть в пункт (терминал) назначения под разгрузку.

Качество терминальных перевозок характеризуется высокой скоростью доставки грузов и эффективным использованием транспортных средств.

Терминальные перевозки возникли за рубежом, прежде всего в смешанных системах доставки грузов в междугородном и международном сообщениях: в крупных морских портах, транспортных узлах, а затем в грузообразующих сухопутных районах Западной Европы и Северной Америки. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы или операторы различных видов транспорта, использующие универсальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы для различных способов перевозок.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс сооружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников в уни -, мульти -, интермодальных и прочих перевозках. Сегодня терминалы не только являются пунктами накопления мелких отправок, но играют роль крупных грузораспределительных центров и баз снабжения, превращаясь во все более важные звенья логистических цепей производителей.

Различают универсальные и специализированные терминалы и терминальные комплексы. Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Функциями этих терминалов являются сбор, завоз, развоз, грузопереработка в основном мелких отправок, хранение грузов и другие элементарные логистические операции. Универсальные терминалы могут иметь специализированные складские помещения и оборудование для грузопереработки тяжеловесных, длинномерных, скоропортящихся грузов, а также контейнерные площадки. Многие терминалы имеют железнодорожные подъездные пути [1].

Как правило, универсальные терминалы перерабатывают мелкопартионные отправки грузов. Например, объем обработки и прибыль шведских транспортно-экспедиторских фирм "ASG АВ" и "Bilspedi-tion" от работы с мелкими отправками на терминалах составляют около 60%.

Основными операциями универсальных терминалов являются:

маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;

оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;

сбор и развоз грузов;

краткосрочное хранение;

консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;

межтерминальная перевозка и доставка грузов конечному потребителю;

информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала;

расчеты за транспортно-логистические услуги.

В последние годы на крупных терминалах все чаще осуществляется операции длительного хранения и таможенной обработки ("очистки") грузов. На Западе терминалы, терминальные сети и комплексы создаются как фирмами – производителями продукции, так и транспортно-экспедиторскими и оптовыми торговыми фирмами – посредниками.

Обычно крупный универсальный терминал имеет административное помещение, склад сортировки мелких отправок, склад длительного хранения грузов, склад для международных перевозок грузов с таможенным досмотром, склад для переработки скоропортящихся грузов, площадки для тяжеловесных, длинномерных грузов и контейнеров, комнаты отдыха водителей и площадку для стоянки автопоездов.

Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов, бумаги и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению переработке грузов, повысить эффективность логистического менеджмента и качество сервиса, снизить логистические издержки.

Лицензирование деятельности терминалов осуществляется в соответствии с Положением о ли­цензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осу­ществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств
на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Лицензирование, транспортно-экспедиционной деятельности на автомобильном транспорте произ­водится с целью ее государственного регулирования, обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг и защиты интересов потребителей этих услуг, реализации требований антимонополь­ного законодательства.

Лицензированию подлежит деятельность терминалов осуществляющих прием, переработку, хране­ние и отправление грузов при городских, пригородных, междугородных, межреспубликанских и междуна­родных перевозках, на принадлежащем терминалам подвижном составе [6].

Терминалы могут иметь несколько лицензий на различные виды деятельности.

Лицензии выдаются отделениями Российской транспортной инспекции на срок 3 месяца, 1 год или 5 лет за плату, установленную по городским, пригородным, внутриобластным перевозкам и транспортно-экспедиторскую деятельность органами исполнительной власти по предложению органов РТН, а межобласт­ным и международным перевозкам - Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации.

Для получения лицензии терминал предоставляет:

заявление по установленной форме с указанием вида, зоны деятельности и срока действия лицензии;

копию документа, удостоверяющего государственную регистрацию;

данные о количестве имеющихся транспортных средств - для получения лицензии на перевозки, постов для технического обслуживания и ремонта подвижного состава для получения лицензии на осуще­ствление технического обслуживания и ремонта;

данные об основных фондах, наличии погрузочно-разгрузочных механизмов, обеспечивающих вы­полнение указанных в заявлении транспортно-экспедиторской деятельности;

сведения о предстоящем объеме услуг в стоимостном выражении (собственных доходах) - для полу­чения лицензии на право осуществления транспортно-экспедиторской деятельности или технического обслуживания или ремонта автотранспортных средств на коммерческой основе;

копию документа, подтверждающего профессиональную пригодность руководителя терминала (дип­лома об окончании специального учебного заведения или документа, подтверждающего стаж работы по специальности не менее 5 лет). При их отсутствии руководитель терминала должен сдать экзамен на про­фессиональную пригодность по специальной программе.

Терминалы, желающие получить лицензию на международные перевозки, обязаны знать порядок их осу­ществления, установленный международными конвенциями, международными соглашениями о междуна­родном сообщении и другими нормативными актами, регламентирующими эту деятельность.

Для выполнения транспортно-экспедиционной деятельности по переработке экспортно-импортных грузов терминал должен получить лицензию таможенных органов.

Основными технологическими операциями терминала являются:

заключение договоров и прием заказов на перевозки;

заключение договоров с автотранспортными предприятиями на выделение и использование подвиж­ного состава;

организация международных перевозок грузов;

завоз и вывоз грузов с терминала;

погрузка и разгрузка мелких отправок и контейнеров;

подгруппировка и временное хранение грузов;

взвешивание и пакетирование грузов;

отцепка и прицепка полуприцепов;

пломбирование полуприцепов - фургонов и контейнеров, загружаемых на терминале;

подготовка и оформление товарно-транспортной документации;

сервисное обслуживание водителей и подвижного состава;

расчеты за перевозки и услуги;

получение требующих для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных или иных формальностей, уплата сборов, пошлин и других расходов, возлагаемых на отправителя при международных и смешанных перевозках.

Терминалы в зависимости от условий работы по договору с заказчиками могут также выполнять ряд других работ, включая маркировку и упаковку грузов, их длительное хранение и доставку получателям опти­мальными партиями, погрузку и разгрузку мелких отправок и других грузов у клиентов, осуществлять комп­лексное транспортно-экспедиторское обслуживание предприятий с созданием на них своих филиалов или отделений, осуществлять операции по движению грузов с использованием принципов логистики.

Терминалы организуют перевозки грузов по прогрессивным технологиям, обеспечивающим высокое качество обслуживания грузовладельцев, гарантированные сроки грузов и полную сохранность перевози­мых грузов.

Перевозки мелких отправок осуществляются, как правило, с переработкой на терминалах пункта отправ­ления и назначения груза, а также могут осуществляться непосредственно со склада грузоотправителя до тер­минала пункта назначения с терминала пункта отправления или непосредственно на склад грузополучателя.

Деятельность терминала осуществляется на основании договора транспортной экспедиции, по кото­рому терминал обязуется за вознаграждение и за счет грузоотправителя (грузополучателя) заключить от него или от своего имени одно или несколько договоров перевозки грузов и выполнить или организовать
выполнение определенных договором экспедиции дополнительных услуг, связанных с перевозкой.

При необходимости завоза мелких партий груза на терминал пункта отправления в договоре согласовы­ваются объемы завозимых грузов, способы их доставки, графики завоза, порядок маркировки, способы упа­ковки и другие условия, обеспечивающие сохранность и быструю доставку грузов грузоотправителям.

Заключению договоров предшествует подготовительная работа по изучению возможной клиентуры, номенклатуры грузов, объемов, направлений и расстояний перевозок, определения требуемого подвижно­го состава.

На основании полученной информации и заключенных договоров транспортной экспедиции терми­нал заключает договора перевозки с автотранспортными предприятиями или организациями (перевозчи­ками) на выделение и использование подвижного состава.

Для выполнения перевозок терминалы могут использовать собственный парк подвижного состава.

Завоз (вывоз) мелкопартионных грузов от заказчика на терминалы осуществляется собственным авто­транспортом терминала, привлекаемым им транспортом по договорам на выделение и использование под­вижного состава или автотранспортом заказчика (грузоотправителя или грузополучателя). Завоз (вывоз) грузов рекомендуется осуществлять по согласованным с договорной клиентурой графикам.

При завозе мелкопартионных грузов на терминал пункта отправления терминал, как правило, накану­не дня предшествующего перевозке, принимает заказы и выписывает товарно-транспортные накладные.
На заказе указывается дата заноза груза и порядковый номер отправки, принимаемой на склад терминала [3].

Заказы принимаются терминалом, как в письменной форме, так и по телефону, с последующим оформ­лением бланка заказа в письменном виде.

На основании указанных документов выписывается приемо-сдаточный список, как правило, в 3-х экзем­плярах. Один из которых остается на терминале и служит подтверждением получения (сдачи) груза водите­лем для завоза (развоза мелких отправок), два других предоставляются перевозчику для расчетов перевозчика с терминалом и учета выполненной работы.

В случаях, когда доставка мелкопартионных грузов осуществляется автотранспортом грузоотправителя или собственным транспортом терминала, приемо-сдаточный список не выписывается.

При организации склада терминала для приема, подсортировки и выдачи груза определяются:

схема размещения на складе прибывающих грузов;

места разгрузки согласно схеме;

типы погрузочно-разгрузочных механизмов и их количество (в зависимости от объёма и характера поступающих грузов);

места взвешивания груза и проверки его качества;

площадки для подъездов и маневрирования транспортных средств различной грузоподъемности.
Для приема грузов в контейнерах:

разрабатывается схема размещения на контейнерной площадке универсальных автомобильных и спе­циализированных контейнеров;

определяется максимально возможное количество контейнеров, которое можно разместить на пло­щадке, с учетом их типа и грузоподъемности;

площадки оснащаются козловыми или мостовыми кранами и другими погрузочно-разгрузочными ме­ханизмами.

При приеме груза мелкими отправками на склад терминала проводится проверка соответствия тары и упаковки груза установленным стандартам и техническим условиям; наличия отправительской, а также, где требуется, и специальной маркировки; соответствие фактического наличия мест в отправке и веса груза ко­личеству, указанному в товарно-транспортной документации. При необходимости отправки взвешиваются.

Каждая отправка укладывается на поддонах и перевозится на склад.

После принятия груза на склад работник терминала (кладовщик) расписывается о приеме груза во всех экземплярах товарно-транспортных накладных, приемо-сдаточном списке, а также в заказе, где допол­нительно указывается местонахождение груза на складе (номера стеллажей, ячеек, секций и т.д.).

Товарно-транспортные накладные на мелкие отправки вместе с заказом поступают в картотеку терми­нала, на основании их производится подгруппировка мелких отправок по наименованиям перевозок

С целью наиболее полного использования складских помещений груз укладывается для хранения в штабеля в случаях, если не нуждается в особых условиях хранения. Если груз находится в мягкой упаковке, то его укладывают в пакеты, устанавливаемые на поддоны.

Грузы на складе терминала размещаются с учетом обеспечения полной их сохранности во время хранения, рационального использования емкости и площади склада, максимальных устройств выполнения операций по приему, выдаче, подгруппировке и учету грузов, максимального использования погрузо -
разгрузочных механизмов и сокращения подвижного состава под погрузкой и разгрузкой.

Для своевременной доставки мелких отправок и рационального использования складских помеще­ний завезенные мелкопартионные грузы должны быть в кратчайший срок отправлены грузополучателю.
Срок хранения мелкопартионных грузов для подгруппировки, как правило, не должен превышать 1 суток.

Разгрузка мелких партий грузов в межтерминальном сообщении после соответствующей подгруппировки по направлениям осуществляется в сборные автопоезда, как правило, с кузовами, фургонами или тентами.

Технологии магистральных межтерминальных перевозок грузов включает:

установление маршрутов движения автомобилей;

выбор системы организации движения автомобилей;

выбор технологии перевозок грузов;

выбор и расчет потребного количества подвижного состава;

разработку расписаний движения и графиков работы автомобилей и согласование их с транспортны­ми и транспортно-экспедиционными предприятиями;

организацию диспетчерского руководства.

Доставка грузов в межтерминальном сообщении осуществляется по регулярным линиям и времен­ным маршрутам.

Регулярные линии организуются между пунктами с устойчивыми грузопотоками. Движение автомоби­лей (автопоездов) на регулярных линиях осуществляется по расписаниям согласованным между термина­лами отправления и назначения.

Перевозки по временным маршрутам организуются для выполнения перевозок в пункты с небольшим грузопотоком.

Выбор системы движения производится с учетом сокращения сроков доставки грузов, обеспечения нормальных условий труда и отдыха водителей. На межтерминальных маршрутах применяются следующие системы движения автопоездов: сквозная - с движением автопоезда непосредственно от терминала отправления до терминала назначения, участковая с перецепкой полуприцепов или перегрузкой контейне­ров на терминалах промежуточных пунктов маршрута, эстафетная - с пересадкой водителей в промежу­точном пункте маршрута [3].

При участковой системе на границе или в другом пункте производится передача полуприцепа или пере­грузка контейнера, а водитель возвращается в начальный пункт своего маршрута. Технология перевозок по этой системе предусматривает применение, как правило, автопоездов с использованием полуприцепов или контейнеров.

Длина участка, расположение пунктов перецепки (перегрузки) определяются терминалами исходя из:

скорости движения подвижного состава;

скорости движения подвижного состава;

продолжительности времени, необходимого на перецепку полуприцепов (перегрузку грузов) и отдых водителя на линии;

обеспечения нормальных условий труда и отдыха водителя, возврата его за рабочий день в свое авто­транспортное предприятие.

Участковая и эстафетная системы перевозок применяются при расстоянии перевозок свыше 1000 км и выполнении перевозок грузов между пунктами с устойчивым грузопотоком.

Выбор большегрузного подвижного состава по типам кузовов и автопоездов производится с учетом структуры перевозимых грузов, их партионности, требований экологии перевозок грузов. организации труда водителей и принятых дорожных нагрузок. Расчет потребного количества подвижного состава произво­дится по каждой технологии перевозки, исходя из объемов перевозок и выработки автомобилей (автопоездов), отдельно для межтерминальных перевозок и сбора-развоза грузов.

Графики движения автомобилей (автопоездов) разрабатывают после выбора системы движения и технологии перевозок грузов. Графиками предусматривается обеспечение минимальной продолжительно­стью доставки грузов получателям, сокращение непроизводительных простоев автопоездов на линии, а также
создание нормальных условий работы водителей.

В графике движения автомобиля (автопоезда) предусматривается время его подачи под погрузку, время начала и окончания погрузки (включая оформление товарно-транспортной документации), время движе­ния на линии, время и пункты кратковременного отдыха водителя, время перецепки полуприцепов, погрузки контейнеров и замены водителей (при эстафетной системе их работы), время прохождения границ, время прибытия на терминал конечного пункта и время окончания разгрузки.

Системой контроля за работой подвижного состава на линии предусматривается порядок регистрации прохождения автомобилей и автопоездов через пункты и отметки об этом в путевой документации.

После загрузки автопоезда на складе производится отметка в заказах о фактически загруженных грузах. На загруженный автопоезд выписываются сопроводительные ведомости (как правлю в 5 экземпля­рах) из которых 4 вместе с товарно-транспортными накладными передаются водителю для терминала пун­кта получения груза (2 экз.) и перевозчика (2 экз.).

Сопроводительные ведомости выписываются в том случае, когда мелкопартионные грузы отправляются в другие терминалы или в адрес двух или более грузополучателей. Указанные в сопроводительных документах данные подтверждаются подписью работника терминала, ответственного за загрузку сборного автопоезда.

В случае, когда мелкопартионные грузы направляются в адрес одного грузополучателя, сопроводитель­ная ведомость не выписывается. В данном случае подписи ответственного за загрузку лица, обязательны в каждом экземпляре товарно-транспортных накладных. Такие же требования предъявляются к подписи во­дителя-экспедитора, принявшего груз к перевозке [3].

При прибытии на склад терминала пункта назначения водитель-экспедитор представляет диспетче­ру товарно-транспортные документы и получает разрешение на разгрузку с указанием номера склада и фа­милии работника терминала, принимающего груз. Одновременно на терминале производится отметка о
времени прибытия автопоезда.

На складе терминала пункта прибытия проверяется соответствие наличия мелкопартионных грузов сопроводительным документам, правильность нанесения всех маркировочных данных, состояние упаковки, наличие пломб и другие данные о прибывших мелкопартионных грузах,

После разгрузки работник терминала подтверждает принятие мелкопартионных грузов на склад во всех экземплярах сопроводительной ведомости, из которых 2 экз. передаются водителю для отчета о вы­полненной работе, а один экз. вместе с товарно-транспортными накладными остается на складе терминала для под группировки грузов по направлениям и организации развоза грузополучателям.

Терминал заблаговременно информирует грузополучателей о времени прибытия груза.

При развозе груза со склада терминала грузополучателям водитель-экспедитор в назначенное графиком время подает автомобиль для загрузки на склад, где производится загрузка подобранных по получа­телям и маршрутам мелких в порядке отправок. При этом водитель-экспедитор принимает каждое место
отправок. На погруженные для развоза мелкие отправки терми­налом составляется приемо-сдаточный список.

После развоза груза водитель-экспедитор возвращает на терминал экземпляры товарно-транспорт­ных накладных и приемо-сдаточного списка с подписями ответственных лип грузополучателей, которым доставлены эти грузы.

Контейнеры, принятые к перевозке от разных грузоотправителей, завозятся на терминал пункта от­ правления, где подгруппировываются по направлениям, пунктам назначения и грузополучателям, после чего в сборных автопоездах перевозятся на терминал пункта назначения или непосредственно на склад грузо­получателя.

Прием груза в контейнерах осуществляется по наружному осмотру контейнеров, наличию пломб и по весу, указанному в товарно-транспортной накладной.

Завоз и вывоз контейнеров на терминалы и с терминалов, гак правило, осуществляется специализи­рованным подвижным составом с применением полуприцепов-контейнеровозов или автомобилей-само­погрузчиков с грузоподъемными устройства ми.

Для перегрузки на терминалах малотоннажных и среднетоннажных контейнеров массой брутто от 0,625 до 5,0 т рекомендуется применять автомобильные краны, автопогрузчики и электропогрузчики, а также автомобили-самопогрузчики.

Терминал, при отсутствии у грузоотправителей и грузополучателей средств механизации для уста­новки и снятия контейнеров с транспортного средства, может на основе договоров предоставлять им погрузочно-разгрузочные механизмы за особую плату.

При наличии у грузоотправителя крупных отправок, обеспечивающих полную загрузку автопоезда кон­тейнерами в одном направлении, междугородная перевозка осуществляется непосредственно со склада гру­зоотправителя на терминал пункта назначения без завоза контейнеров на терминал пункта отправления.

Междугородные терминальные перевозки осуществляются, как правило, крупнотоннажными автопо­ездами-контейнеровозами по разработанным графикам.

При организации терминалом перевозок и переработки экспортно-импортных грузов проводится обследование клиентуры рассматриваемого региона, при котором выявляются объемы, номенклатура, партионность и направления международных перевозок.

На основе выявленного объема международных перевозок и анализа производственно-технической базы терминала определяется потребность в приобретении подвижного состава и развитии производствен­ной базы (складов, погрузочно-разгрузочных механизмов).

Персонал терминала, обеспечивающий выполнение международных перевозок, должен обладать зна­ниями по особенностям этих перевозок в части внешнеэкономической деятельности, документооборота, приема-сдачи грузов, прохода через пограничные пункты, таможенного оформления перевозок, условий
работы автомобилей за рубежом.

Международные терминальные перевозки включают следующие технологии:

завоз, вывоз и переработку грузов на терминалах (погрузи, разгрузка, подсортировка, хранение и др.);

таможенную обработку груза;

магистральную перевозку.

На терминал, предназначенный для международных перевозок, могут приниматься любые грузы, не запрещенные к ввозу либо вывозу.

Уведомление таможенного органа о прибытии грузов и транспортных средств производится не позднее 30 минут после их прибытия, а в случае прибытия товаров и транспортных средств вне времени работы тамо­женного органа - не позднее 30 минут после наступления времени начала работы этого органа.

Форму, конкретные сроки и порядок подачи уведомления устанавливает таможенный орган.

После подачи уведомления о прибытии товаров и транспортных средств и до помещения их на склад терминала оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки транс­портного средства, выгрузка и перегрузка товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, вскрытие упаковки, упаковка или переупаковка товаров, изменение, удаление или уничтожение средств иден­тификации допускаются только с разрешения таможенного органа.

В течение суток после уведомления таможенного органа о прибытии грузов и транспортных средств такие грузы и транспортные средства должны быть помещены на склад временного хранения.

Одновременно с представлением грузов и транспортных средств, с разрешения таможенного орга­на, не позднее следующего рабочего дня после представления грузов и транспортных средств таможенному органу вручаются транспортные, товаросопроводительные и иные коммерческие документы на них (на­кладные, коносаменты, спецификации, счета-фактуры и т.д.), в том числе составленные на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенного органа.

До передачи грузов и транспортных средств на терминал всю ответственность за эти грузы и транспор­тные средства, включая уплату таможенных платежей, несет перевозчик.

Грузы, находящиеся на терминале, могут с согласия таможенного органа:

осматриваться и измеряться владельцем терминала, иным лицом, обладающим полномочиями в отно­шении груза, и их представителями. Лица, обладающие полномочиями в отношении грузов, и их предста­вители могут, с разрешения таможенного органа, брать пробы и образцы товаров;

подвергаться операциям, необходимым для обеспечения их сохранности, включая, с разрешения та­моженного органа, исправление поврежденной упаковки;

перемещаться в пределах склада с разрешения таможенного органа.

Сроки хранения грузов по их категориям на конкретном складе устанавливаются таможней исходя из времена необходимого на подачу таможенной декларации, характера грузов, используемых транспорт­ных средств и с учетом мнения владельца терминала.

Ответственность за уплату таможенных платежей в отношении грузов и транспортных средств, хра­нящихся на а складе терминала, несет владелец терминала.

Если договором владельца терминала с лицом, помещающим грузы и транспортные средства на склад, предусмотрено, что ответственность за уплату таможенных платежей несет такое лицо, то владелец терми­нала несёт солидарную ответственность с указанным лицом за уплату таможенных платежей.

Грузы и транспортные средства, находящиеся на терминале, подлежат обязательному учету.

Форму учета грузов и транспортных средств, принимаемых на хранение и хранящихся на складе, опре­деляет таможня с учетом мнения владельца терминала. При этом в систему учета грузов г транспортных средств должны быть включены следующие обязательные формы:

книга учета по установленной форме;

таможенный документ учета.

Книга учета товаров и транспортных средств ведется владельцем терминала по календарным годам. Книги должны быть предварительно прошиты, пронумерованы, сброшюрованы и скреплены подписью начальни­ка таможенного органа либо лица, его заметающего, и печатью таможенного органа. После внесения пос­ледней записи книга учета передается в таможенный орган на проверку. По окончании проверки книга учета возвращается владельцу терминала и хранится им не менее трех лет. Внесение дополнительных за­писей или исправлений, после проверки книги учета, не допускается.

Книга учета товаров и транспортных средств ведется вне зависимости от использования на складе тер­минала других систем учета, в том числе автоматизированных.

Книга учета товаров и транспортных средств предъявляется должностным лицам таможенного органа по первому их требованию.

Таможенный документ учета товаров и транспортных средств ведется таможенным органом

В качестве такого документа может использоваться краткая декларация, грузовая таможенная декларация, документы, составленные с использованием бланка ГТД, транспортные и товаросопроводительные документы, вручае­мые таможенному органу при представлении товаров и транспортных средств. Уполномоченное должност­ное лицо таможенного органа присваивает порядковый номер документу, проставляет два оттиска штампа. На первом оттиске перевозчик удостоверяет передачу, а владелец терминала - принятие на хранение товаров или транспортных средств. На втором оттиске владелец терминала удостоверяет передачу, а получатель - принятие товаров или транспортных средств. Должностное лицо таможенного органа заверяет передачу и принятие товаров или транспортных средств путем проставления личной номерной печати. Таможенные документы учета после принятия получателем товаров или транспортных средств сброшюровываются в соот­ветствии с номерами и хранятся таможенным органом в течение трёх лет [3].

По письменному требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа владелец тер­минала обязан представить отчет о хранящихся или находящихся на хранении в течение периода времени, определяемого таможенным органом, товарах и транспортных средствах. Отчет составляется по установлен­ной форме, представляется в течение семи дней со дня предъявления такого требования.

Если на складе терминала используется автоматизированная система учета товаров и транспортных средств, то владелец терминала обязан предоставить доступ таможенным органам в такую систему.

Таможенный орган вправе производить инвентаризацию товаров и транспортных средств, хранящихся на складе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: