Способности

Способности - свойства личности, дающие ей воз­можность успешно обучаться. Возможность приобретать знания, уме­ния, навыки выполнения определенной деятельности (овладение языком, занятия рисованием, музыкой, ма­тематикой и т.п.). При этом способности проявляются не в самих знаниях, умениях, навыках, а в скорости их приобретения. Наивысшей степенью проявления спо­собностей является гениальность. Далееследуют талан­тливость и одаренность.

Если исключить патологические случаи, связанные с какими-либо тяжелыми наследственными заболева­ниями, то в принципе все рождаются гениальными, в крайнем случае - талантливыми. Вспоминается следую­щее интересное высказывание. «Люди рождаются гения­ми, потом становятся талантливыми, затем одаренны­ми, потом способными, далее превращаются в посред­ственности, а к концу формирования личности - это ту­пицы. И так уже до гробовой доски». То есть реальным способностям развиваться не дают, а воспитание идет в плане «житейской мудрости» и целесообразности.

ИТАК: Способности - функция выделительная, их надо реализовывать. Как говорили древние, если ангела не выпустить на волю, он превращается в дьявола. Человек, который не смог направить свои способности на про­дуктивную деятельность, реализует их в неврозах, пси­хосоматических заболеваниях, конфликтах, пьянстве и т.д.

Поскольку задатки у людей разные, то и способнос­ти разные. Но все мы пропитаны идеей гармоническо­го развития личности. И в процессе воспитания требу­ем от детей, чтобы они одинаково усердно учили все предметы в ущерб своим склонностям и способностям. Как-то была обследована большая группа отличников. Но когда ребенок учится отлично, довольны и родители, и педагоги. Ведь такой ребенок не вызывает хлопот, является гордостью семьи и школы. Жизнь от­личника ужасна. Обласканный учителями, он абсолют­но не пользуется авторитетом у учеников, нередко фи­зически плохо подготовлен, и его иногда поколачива­ют, а самое главное, у него не формируются увлечения, он вырастает разбросанным, зачастую не знает, куда пойти учиться после школы, и в принципе очень одинок. Та же погоня за пятерками в институте приводит к тому, что хуже успевающий сокурсник, определившись на какой-либо кафедре, овладевает основами выбранной специализации и в реальной жизни обходит отличника, так как кроме знаний он приобретает опыт реально­го общения, Но отличники, как правило, обладают гораздо большими способностями, чем их более прагматичные това­рищи! Так мы теряем талантливых, а может быть, и ге­ниальных людей.

Хорошо развиваются способности, если человек по­нимает, что он работает на себя или что он должен на­учиться этому.Если я профессионал вы­сокого класса, мне легче работать, я меньше сил отдаю работе, у меня больше заработок, выше авторитет (одно­временно и моим коллегам-клиентам-партнерам от этого лучше). Тогда я не­зависимо от Гонорара буду делать свое дело хорошо. Я работаю, даже если мне какое-то время не платят, не из высоких моральных соображений, а как спортсмен, чтобы не потерять форму. То, что это полезно для общест­ва, лишь побочный продукт правильно организованной работы для себя. Преодолевать же препятствие нужно клином способностей, на острие которого находится основная, ведущая способность. (рис.1.2.).

Если вы хотите определить свою ведущую способность, думайте, чего вам больше всего хочется, вспомните, кем вы мечтали стать. Не бой­тесь высокой планки. Если вы хотите стать космонав­том - дерзайте. Может быть, вы и не станете космонав­том, но на этом пути приобретете столько полезных на­выков, узнаете столько нового, что жизнь ваша станет совсем иной. Но есть цели нереальные (например, со­здание вечного двигателя.) Попытка добиться их при самых прекрасных способностях приведет к депрессиям (например перевоспитать партнера, всем нравиться и т. п,)

Если вам очень хочется чем-то овладеть, а нет способ­ностей, все равно действуйте. Ведь способность - не навык, а только свойство, отражающее скорость овладения на­выком.

Так что не унывайте!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: