Слушать чтобы слышать

Если человек чувствует раздражение или страх, ему следует избавиться от этих эмоций, поскольку они могут служить препятствием во взаимоотношениях. Только после того, как человек выслушан и успокоен, может возобновиться обычное бесконфликтное общение. Если человеку не дать высказаться, то с его стороны может возникнуть враждебность и подозрительность, а общение скатится к хаосу и волнению.

Может оказаться трудным выслушать кого-либо в состоянии конфронтации. Вам может захотеться уйти, уклониться от исхода или переменить тему разговора. Это может быть даже конструктивным подходом, если у вас не будет необходимости в дальнейшем иметь дело с этим раздраженным ужасным человеком. Иногда так поступают ораторы в толпе. Они обрывают речь, уходят и обращаются к иной аудитории. Но если вы хотите сохранить ваши взаимоотношения, вам следует слушать, пока другой человек не выговорится и не избавится от своих страхов, которые могут привести к конфликту. После релаксации можно начинать обычную беседу.

Это случилось, когда Джерард приехал в город, чтобы встретиться с некоторой группой студентов. С одним из своих преподавателей - Ненси - они изучали методы психического и духовного саморазвития. Ненси обучала студентов последние два месяца, и это была возможность встретиться с человеком, выдвинувшим и развивающим интересные идеи.

Одна из женщин, пришедших на небольшой семинар в доме Ненси, была в некоторой мере обеспокоена ценностью и законностью таких методов. Анна намекнула на свои сомнения в ходе последнего классного занятия, на котором она выразила обеспокоенность в отношении потенциальной опасности этих психологических методов. Ненси успокоила ее страхи, отметив, что методы Джерарда предназначены только для того, чтобы помочь людям развиваться и самосовершенствоваться. Кроме того, Ненси сказала, что на протяжении всего обучения она никогда не упоминала возможность использования новых возможностей во зло.

Анна успокоилась и отложила свои вопросы на некоторое время, но ее сомнения и страхи остались. Когда она встретила Джерарда, который предложил эту методику, ее озабоченность выплеснулась наружу. На это время не было какой-либо установленной программы и ведущего собрание, которые могли бы ее сдержать. После того, как были произнесены вступительные слова, приветствия и тому подобное, Анна обрушила шквал вопросов и обвинений.

"Задумывались ли вы над тем, что эти психические методы могут быть использованы с недобрыми намерениями?.. Как вы их применяете?.. Если вы нацелены на просвещение, то в чем необходимость обучения методам психологической защиты?.. Я читала обо всех этих гуру, которые не ладили с властями и финансовыми органами. Чем вы сами это мотивируете?.. Действительно ли вы обладаете теми психическими способностями, о которых говорите? Не хотите ли провести в моем присутствии тест на экстрасенсорное восприятие?.. Как вы можете утверждать, что ваши методы использовались только в добрых целях, когда история свидетельствует об обратном... Почему вы хотите обучить этим методам других людей? Что вам это даст? Какой вам от этого прок?"

В течение приблизительно часа вопросы все сыпались и сыпались. Все ощущали витающие в воздухе враждебность и страх. Джерард пытался ответить ей, насколько мог. Он объяснял, что его собственные методы не могут причинить зла. Они никоим образом не связаны с возможностью использования во вред человеку. Он не собирается завоевывать власть или накапливать состояние этим способом. Он безусловно против антисоциального использования психических возможностей.

Но Анну это еще не убедило. Откуда она может знать, что это обучение действительно нацелено на добро? Откуда ей знать, что он в самом деле имеет добрые намерения? Откуда ей знать, обладает ли он теми способностями, о которых говорит?

Ее вопросы продолжались. Через несколько минут Ненси встала и предприняла попытку изменить тему или переубедить Анну. "Я думаю, Джерард предполагает продемонстрировать что-нибудь нам сегодня вечером, - сказала она. Затем она заметила: - Ведь вы же два месяца присутствовали на занятиях и ни разу не видели, чтобы эти методы были использованы с дурными намерениями, не так ли?"

Но Анна не успокаивалась и продолжала в течение часа допрашивать Джерарда как экзаменатор, пока наконец не почувствовала себя переубежденной.

После того, как Джерард попросил сделать перерыв на несколько минут, Анна сказала Ненси: "Я сожалею о том, что отняла так много времени сегодня вечером. Но мне было необходимо получить ответы на мои вопросы. Я должна была чувствовать себя спокойно в отношении того, чему учит Джерард, перед тем как продолжить учебу".

Затем, когда Джерард вернулся, Анна была готова слушать, и теперь ее тон стал нейтральным, свидетельствуя о том, что ее начальную скептичность и подозрительность сменила заинтересованность. Она была готова пытаться понять учителя, а не оспаривать его право учить. Таким образом, Джерард получил возможность поделиться своими идеями и техникой, которой он пришел обучать студентов.

Позже, когда Анна и ее муж ушли, Ненси спросила Джерарда, зачем он уделил столько времени ответам на вопросы Анны. Почему он не остановил ее и не занялся изложением идей, которыми хотел поделиться сегодня вечером? Как у него хватило терпения, ведь вопросы Анны были явно оскорбительны, а многие из ее рассуждений и предположений - настолько ошибочны?

"Потому что, - ответил Джерард, - ей необходимо было освободиться от этих эмоций. Она могла быть неправой, но она нуждалась в том, чтобы ее выслушали. Иначе она не была бы готова слушать кого бы то ни было. Перед тем, как двигаться дальше, следовало уделить внимание ее беспокойству. Иного пути не было".

Подход Джерарда в этой ситуации оказался плодотворным. Когда он отвечал на вопросы Анны, казалось, что он снова и снова повторяет одно и то же. Но для Анны это было необходимо. Ее страхи были столь велики, что ей необходимо было утолить связанное с ними чувство неудовлетворенности. Каждый раз, когда Анна высказывала эти страхи, она делала это со все меньшим напором, пока наконец не успокоилась. Только после этого она смогла переключить свое внимание на то, чтобы слушать. Медленное восстановление доверия и снятие напряжения сделало ее открытой для общения и восприимчивой.

Аналогичным образом, когда человек охвачен гневом или страхом в связи с чем-либо - даже если этот гнев и страх кажутся неразумными, - лучший подход к этой ситуации заключается в том, чтобы просто слушать. Поддакивайте, чтобы показать, что вы слушаете и что для гнева и страха нет оснований. Вы можете чувствовать нетерпение. Вы можете услышать одно и то же снова и снова. Вы можете захотеть прекратить разговор. Но если вы хотите продолжить взаимоотношения и вам необходимо в данный момент добиться какого-то решения, вы должны быть терпеливым и вежливым. Это требует определенного труда, но вы должны научиться переубеждать человека, охваченного раздражением или страхом, и успокаивать его. Не отвечайте своим собственным раздражением: накал страстей только возрастет и общение будет сдерживаться этим напряжением. Если вы будете вести себя правильно, то через некоторое время гнев или страх оппонента высвободятся и развеются, и тогда беседа и взаимоотношения смогут наладиться.

Если вы по своему характеру не можете спокойно выслушивать раздраженного человека, не отвечая ему, то очень полезно еще на ранних стадиях конфликтной ситуации убедить себя в необходимости контроля над собой. Скажите самому себе: "Я должен быть спокойным. Я должен слушать". Читая эту книгу дальше, вы научитесь специальным приемам отчуждения, которые помогут успокоиться и оставаться восприимчивым. Вы увидите, что эти приемы творят чудеса в случае взрывоопасных ситуаций. Затем, после устранения барьеров, связанных со страхом или гневом, вы сможете спокойно общаться с целью решения возникшей проблемы. Или, как в случае с Джерардом, начать разговор о других вещах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: