Иришка научилась выговаривать звуки [р], [р'], [л], [л']*, только — вот беда! — совсем запуталась и никак не может разобраться, в каком слове какой звук сказать. Вместо «ложка» получается «рожка», а вместо «рыба» — «лыба».
Старичок-Речевичок улыбнулся и сказал:
— Это не беда! Я тебе помогу. Только будь внимательной и старательной!
* См. начало истории в тетрадях «Учим звуки [р], [р'], [л], [л']».
УЧИМСЯ НЕ ПУТАТЬ ЗВУКИ [Р] И [Л]
Упражнение «Повторюшка». Речевичок говорит, а Иришка за ним повторяет. Попробуй и ты повторить за взрослым:
ра — ла рад — лад
ро — ло рожки — ложки
ру — лу рука — лука
ры — лы рыбка — улыбка
Игра «Слоги заблудились». Раскрась картинку. Помоги Иришке найти начало каждого слова. Соедини нужный слог с картинкой.
ЛА ЛУ РА РУ
ЛО ЛЫ РО РЫ
Корзинка слов: ложка, лошадь, роза, робот, лыжи, рыба, рысь, рука, рубашка, лук, лужа, рак, радуга, лапа, ласточка.
Игра «Закончи слово». Речевичок загадал слова. Помоги Иришке отгадать их, подбери нужный слог — ра или ла:
|
|
пи.. шко.. кону.. ска..
иг.. детво.. ды.. пасти..
но.. аку.. жа.. у..
Упражнение «Повторюшка». Речевичок говорит, а Иришка за ним повторяет. Попробуй и ты повторить за взрослым:
ра — ла — ра лад — рад — лад
ро — ло — ро рак — рак — лак
лу — ру — лу лама — рама — лама
ры — ры — лы рамка — рамка — лавка
ла — ра — ла рожки — ложки — рожки
Игра «Найди одинаковые листочки». Речевичок подарил Иришке букет осенних листьев. Подул ветер, и листочки разлетелись. Помоги Иришке соединить линиями одинаковые листочки. Назови в них слоги парами.
Вспомни и назови дерево, с которого упал каждый из этих листочков. Назови листья правильно.
Например. С липы упал липовый листочек.
Раскрась их.
Игра «Закончи слово». Речевичок загадал слова. Помоги Иришке отгадать их, подбери нужный звук — [р] или [л]. Соедини получившиеся слова с картинкой.
ША.. КОМА..
ЗАБО.. СТУ..
ОСЁ.. САМОВА..
КОСТЁ.. УГО..
ДЯТЕ.. ТОПО..
СТО.. ПОМИДО..
KATE.. ME..
КОВЁ.. КОЛОКО..
Игра «Превращай-ка». Речевичок рассказал Иришке, как можно превращать одно слово в другое. Попробуй и ты. Замени в слове звук [л] на звук [р]. Какое новое слово получилось?
Например: был лом — стал ром.
лом —
лак —
лад —
лаз —
лама —
лозы —
ложь —
ложки —
Игра «Игрушки для друзей». Друзья Иришки — Рома и Лала решили поиграть. Как ты думаешь, какие игрушки выберет Рома, а какие Лала? Не забывай, что Роме нравятся игрушки, в названия которых есть звук [р], а Лале — в названиях которых есть звук [л].
Раскрась все картинки: обведи предметы со звуком [р] красным карандашом, а предметы со звуком [л] — голубым.
|
|
Корзинка слов: кукла, лопатка, юла, лошадка, клоун, пирамидка, барабан,
паровоз, катер, Буратино.
Игра «Один — много». Измени слова.
Например: белый парус — белые паруса.
белый парус — голубой карандаш —
красивое облако — жёлтая рубашка —
морская волна — хрупкий бокал —
розовое платье — белая ромашка —
Упражнение «Скажи правильно». Речевичок придумал и нарисовал для Иришки предметы, в сложных названиях которых есть звуки [p] и [л]. Вместе с девочкой назови картинки. Постарайся не путать звуки [р] п [л].
Корзинка слов: зеркало, рулон, крыло, планер, рыболов, берлога, журнал, раскладушка, крокодил, прыгалки.
Игра «Посчитай». Раскрась картинки. А теперь посчитай предметы от 1 до 6.
Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры.
Например: одно зеркало, два зеркала, три зеркала и т.д.