Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трешины, щели,
И нет ли где голой земли?
Н. Некрасов
УЧИМСЯ НЕ ПУТАТЬ ЗВУКИ [Р'] И [Л']
Упражнение «Повторюшка». Речевичок говорит, а Иришка за ним повторяет. Повтори и ты за взрослым:
ря — ля
рё — лё
рю — лю
ри — ли
ре — ле
моря — поля
рёва — Лёва
брюква — клюква
Марина — малина
рейка — лейка
Игра «Слоги заблудились». Помоги Иришке найти начало каждого слова. Соедини нужный слог с картинкой. Назови предметы и раскрась их.
ЛЕ ЛИ ЛЮ
РЕ РИ РЮ
Корзинка слов: лист, лиса, лимон, рисунок, лейка, репка, репей, лев, лебедь, рюмка, рюкзак, люк.
Игра «Превращай-ка». Речевичок рассказал Иришке, как можно превращать одно слово в другое. Попробуй и ты. Замени первый звук в слове на [л'] или [р'].
Какое новое слово получилось?
Например: был мед — стал лёд.
мед —
тюк —
кепка —
бить —
пень —
рейка —
бита —
|
|
печка —
песок —
Федька —
метать —
писк —
Упражнение «Повторюшка». Речевичок говорит, а Иришка за ним повторяет. Повтори и ты за взрослым:
ря — ля — ря пряжка — фляжка — пряжка
рё — лё — ре рёв — клёв — рёв
лю — рю — лю колю — горю — колю
ри — ри — ли рис — рис — лис
ле — ре — ле лечь — речь — лечь
Игра «Закончи слово». Речевичок загадал слова. Помоги Иришке отгадать их, подобрав нужный звук — [р'] или [л']. Соедини получившиеся слова с картинками. Раскрась только тt предметы, названия которых заканчиваются на звук [р'].
СНЕГИ.. ФОНА.. ЯКО..
БУКВА.. ФАСО.. ПУЗЫ..
СО.. ПЕДА.. МЕДА..
СУХА.. ДВЕ.. УЧИТЕ..
Игровое задание «Подбери игрушки». Как ты думаешь, какие игрушки выберет себе Иришка, а какие — Ляля? Не забудь, что Ляле нравятся игрушки, в названиях которых есть звук [л'), а Иришке — в названиях которых есть звук [р']. Раскрась все картинки. Обведи игрушки Ляли зелёным карандашом, а игрушки Иришки — сиреневым.
Корзинка слов: лиса, лейка, рюкзак, тигрёнок, цыплёнок, коляска, кареты, черепаха, львенок, плита, принцесса, курица, самолётик, рисунок.
Упражнение «Рифмушки». Закончи маленькие стихотворения. Выучи и расскажи их.
Вечно плачет мальчик Лёва,
Говорят ему: «Ты —...».
Зреет на кустах малина,
Соберет её...
И. Лопухина
Корзинка слов: рёва, Марина.
Упражнение «Придумай предложение». «Посмотри, какие у меня есть картинки, — сказал Речевичок Иришке. — Сможешь что-нибудь о них рассказать?»
Иришка посмотрела и придумала красивые предложения.
Например: черепаха — блюдце. Коричневая черепаха медленно подошла к блюдцу и стала есть зелёные листья.
|
|
Придумай интересные предложения и ты. Раскрась картинки.
Корзинка слов: дельфин — море, мальчик — рюкзак, стрекоза — лилия, моряк — будильник, берёза — коляска, черепаха — блюдце.
Выучи стихотворение. Обведи и раскрась картинку.
Рыбке рак ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
В. Лунин
Упражнение «Скажи правильно». Речевичок придумал и нарисовал для Иришки предметы, в сложных названиях которых есть звуки [р'] и [л']. Вместе с девочкой назови картинки. Не путай звуки [р'] и [л'].
Корзинка слов: рельсы, календарь, треугольник, прямоугольник, крендель, электричка, балерина, свирель, бриллиант, дирижабль.
Игра «Посчитай». Раскрась картинки. А теперь посчитай предметы от 1 до 6. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры.
Например: один календарь, два календаря, три календаря и т.д.
Упражнение «Раздели слова на слоги». Хлопками раздели каждое слово на слоги. Напиши в кружочках, сколько слогов в слове. Не забывай правило: «Сколько в слове гласных, столько слогов! Это знает каждый из учеников!»
ПЕРЕЛЁТ
ПРИКЛЮЧЕНИЕ
БАЛЕРИНА
РЕЛЬСЫ
ДРЕЛЬ
АКВАРЕЛЬ
АПРЕЛЬ
ФРИКАДЕЛЬКА
Игра «Один — много». Измени слова.
Например: мыльный пузырь — мыльные пузыри.
рябиновый лист —
железный крючок —
ленивая черепаха —
любимое дерево —
зеленая ящерица —
резвый шмель —
коричневая улитка —
мыльный пузырь —
Раскрась предметы, которых много.
Игра «Найди маму». Детёныши заблудились. Помоги им вернуться домой, вспомнив, кто их мама. Соедини линиями детёнышей со взрослыми. Не забудь раскрасить картинки.
Корзинка слов: львица, тигрица, орлица, курица, верблюдица, львята, тигрята, орлята, цыплята, верблюжата.
Игра «Перепутанные вагончики». В каждом вагончике «едет» одно слово. Соедини слова так, чтобы получилось предложение: «прицепи» вагончики к паровозу в нужном порядке, а взрослые тебе помогут. Проставь номера вагончиков в каждом предложении.
УЧИМСЯ НЕ ПУТАТЬ ЗВУКИ [Р] И [Л]
Упражнение «Скажи правильно». Речевичок придумал и нарисовал для Иришки предметы, в сложных названиях которых есть звуки [р'] и [л]. Вместе с Иришкой назови картинки. Не путай звуки [р'] и [л]. Раскрась картинки.
Корзинка слов: орёл, тарелка, кресло, грелка, глухарь, словарь, стрела, лабиринт, брелок, горилла.
Игра «Один — много». Измени слова.
Например: горячая грелка — горячие грелки.
горячая грелка —
сложный лабиринт —
ленивый лемур —
парящий орёл —
острая стрела —
коричневое кресло —
рекламный плакат —
треснутая тарелка —
Игра «Путаница». Щенок устроил беспорядок, и Иришка потеряла картинки.
Помоги ей найти предметы, только называй их правильно. Придумай с этими словами интересные предложения.
Корзинка слов: тарелка, кресло, орёл, стрела, балерина, прямоугольник, треугольник, рельсы, календарь.