Мороз-воевода

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трешины, щели,

И нет ли где голой земли?

Н. Некрасов

УЧИМСЯ НЕ ПУТАТЬ ЗВУКИ [Р'] И [Л']

Упражнение «Повторюшка». Речевичок говорит, а Иришка за ним повторяет. Повтори и ты за взрослым:



ря — ля

рё — лё

рю — лю

ри — ли

ре — ле


моря — поля

рёва — Лёва

брюква — клюква

Марина — малина

рейка — лейка


Игра «Слоги заблудились». Помоги Иришке найти начало каждого слова. Соедини нужный слог с картинкой. Назови предметы и раскрась их.

ЛЕ ЛИ ЛЮ

РЕ РИ РЮ


Корзинка слов: лист, лиса, лимон, рисунок, лейка, репка, репей, лев, лебедь, рюмка, рюкзак, люк.

Игра «Превращай-ка». Речевичок рассказал Иришке, как можно превращать одно слово в другое. Попробуй и ты. Замени первый звук в слове на [л'] или [р'].

Какое новое слово получилось?

Например: был мед — стал лёд.


мед —

тюк —

кепка —

бить —

пень —

рейка —

бита —

печка —

песок —

Федька —

метать —

писк —


Упражнение «Повторюшка». Речевичок говорит, а Иришка за ним повторяет. Повтори и ты за взрослым:

ря — ля — ря пряжка — фляжка — пряжка

рё — лё — ре рёв — клёв — рёв

лю — рю — лю колю — горю — колю

ри — ри — ли рис — рис — лис

ле — ре — ле лечь — речь — лечь

Игра «Закончи слово». Речевичок загадал слова. Помоги Иришке отгадать их, подобрав нужный звук — [р'] или [л']. Соедини получившиеся слова с картинками. Раскрась только тt предметы, названия которых заканчиваются на звук [р'].

СНЕГИ.. ФОНА.. ЯКО..

БУКВА.. ФАСО.. ПУЗЫ..

СО.. ПЕДА.. МЕДА..

СУХА.. ДВЕ.. УЧИТЕ..

Игровое задание «Подбери игрушки». Как ты думаешь, какие игрушки выберет себе Иришка, а какие — Ляля? Не забудь, что Ляле нравятся игрушки, в названиях которых есть звук [л'), а Иришке — в названиях которых есть звук [р']. Раскрась все картинки. Обведи игрушки Ляли зелёным карандашом, а игрушки Иришки — сиреневым.

Корзинка слов: лиса, лейка, рюкзак, тигрёнок, цыплёнок, коляска, кареты, черепаха, львенок, плита, принцесса, курица, самолётик, рисунок.

Упражнение «Рифмушки». Закончи маленькие стихотворения. Выучи и расскажи их.

Вечно плачет мальчик Лёва,

Говорят ему: «Ты —...».

Зреет на кустах малина,

Соберет её...

И. Лопухина

Корзинка слов: рёва, Марина.

Упражнение «Придумай предложение». «Посмотри, какие у меня есть картинки, — сказал Речевичок Иришке. — Сможешь что-нибудь о них рассказать?»

Иришка посмотрела и придумала красивые предложения.

Например: черепаха — блюдце. Коричневая черепаха медленно подошла к блюдцу и стала есть зелёные листья.

Придумай интересные предложения и ты. Раскрась картинки.

Корзинка слов: дельфин — море, мальчик — рюкзак, стрекоза — лилия, моряк — будильник, берёза — коляска, черепаха — блюдце.

Выучи стихотворение. Обведи и раскрась картинку.

Рыбке рак ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

В. Лунин

Упражнение «Скажи правильно». Речевичок придумал и нарисовал для Иришки предметы, в сложных названиях которых есть звуки [р'] и [л']. Вместе с девочкой назови картинки. Не путай звуки [р'] и [л'].

Корзинка слов: рельсы, календарь, треугольник, прямоугольник, крендель, электричка, балерина, свирель, бриллиант, дирижабль.

Игра «Посчитай». Раскрась картинки. А теперь посчитай предметы от 1 до 6. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры.

Например: один календарь, два календаря, три календаря и т.д.

Упражнение «Раздели слова на слоги». Хлопками раздели каждое слово на слоги. Напиши в кружочках, сколько слогов в слове. Не забывай правило: «Сколько в слове гласных, столько слогов! Это знает каждый из учеников!»

 
Например: ПЕ-РЕ-ЛЁТ.


 
 


ПЕРЕЛЁТ


ПРИКЛЮЧЕНИЕ

 
 
 
 
 
 


БАЛЕРИНА

РЕЛЬСЫ

ДРЕЛЬ

АКВАРЕЛЬ

АПРЕЛЬ

ФРИКАДЕЛЬКА


Игра «Один — много». Измени слова.

Например: мыльный пузырь — мыльные пузыри.


рябиновый лист —

железный крючок —



ленивая черепаха —


любимое дерево —


зеленая ящерица —

резвый шмель —


коричневая улитка —

мыльный пузырь —




Раскрась предметы, которых много.


Игра «Найди маму». Детёныши заблудились. Помоги им вернуться домой, вспомнив, кто их мама. Соедини линиями детёнышей со взрослыми. Не забудь раскрасить картинки.

Корзинка слов: львица, тигрица, орлица, курица, верблюдица, львята, тигрята, орлята, цыплята, верблюжата.

Игра «Перепутанные вагончики». В каждом вагончике «едет» одно слово. Соедини слова так, чтобы получилось предложение: «прицепи» вагончики к паровозу в нужном порядке, а взрослые тебе помогут. Проставь номера вагончиков в каждом предложении.

УЧИМСЯ НЕ ПУТАТЬ ЗВУКИ [Р] И [Л]


Упражнение «Скажи правильно». Речевичок придумал и нарисовал для Иришки предметы, в сложных названиях которых есть звуки [р'] и [л]. Вместе с Иришкой назови картинки. Не путай звуки [р'] и [л]. Раскрась картинки.


Корзинка слов: орёл, тарелка, кресло, грелка, глухарь, словарь, стрела, лабиринт, брелок, горилла.


Игра «Один — много». Измени слова.

Например: горячая грелка — горячие грелки.

горячая грелка —

сложный лабиринт —

ленивый лемур —

парящий орёл —

острая стрела —

коричневое кресло —

рекламный плакат —

треснутая тарелка —




Игра «Путаница». Щенок устроил беспорядок, и Иришка потеряла картинки.

Помоги ей найти предметы, только называй их правильно. Придумай с этими словами интересные предложения.

Корзинка слов: тарелка, кресло, орёл, стрела, балерина, прямоугольник, треугольник, рельсы, календарь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: