double arrow

IV. СОГЛАСОВАНИЕ ГЛАГОЛА С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, С МЕСТОИМЕНИЕМ

1. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: что делала девочка? Что делал мальчик?»

женский род мужской род
девочка мыла мальчик мыл
  пела   пел
  играла   играл
  поливала   поливал
  писала   писал

2. Изменение числа глагола.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: кто? что делает? кто? что делают?»

Единственное число Множественное число
Человек... стоит Люди... стоят
Певец... поет Певцы... поют
Птица... летит Птицы... летают (летят)
Ученик... читает Ученики... читают
Ребенок... рисует Дети... рисуют

3. Согласование глагола и местоимения в настоящем времени.

Инструкция: «Ответь: что делаю? что делают? Я, ты, он, она, они, мы, вы».

Я - рисую самолет - леплю снеговика
Ты - -
Он - -
Она - -
Они - -
Мы - -
Вы - -

V. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ

1. Составление словосочетаний: имя существительное с притяжательным местоимением.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: о каких из нарисованных предметов можно сказать - мой, моя, моё, мои?»

Мой Моя Моё Мои
Самолёт Книга Полотенце Очки
Нос Рука Пальто Сапоги
Шарф Шапка Зеркало Трусы
Трактор Машина Ружьё Кубики

Критерии оценки - см. V этап обследования.

2. Составление предложений на согласование имени существительного с притяжательным местоимением.

Инструкция: «Составь предложение с местоимениями (словами) «мой», «моя», «моё», «мои» с опорой на предметные картинки».

Кубики (мои) - … - мои кубики лежат на полу

Пальто (моё) - … - …

Кружка (моя) - … - …

Рисунок (мой) - … - …

Лыжи (мои) - … - …

VI. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО И ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

1. Именительный падеж.

Инструкция: «Посмотри на картинки и назови количество предметов на картинке».

         
Стул Стула Стульев
Диван Диванов
Ручка ... Ручек
Дерево Деревьев
Зеркало Зеркал
Книга Книг
Кукла ... Кукол

2. Родительный падеж

Инструкция: «Посчитай на столе карандаши. Сколько их? Пять. Логопед будет прятать карандаши, а ты ответь: сколько карандашей не хватает?»

1 - Одного карандаша.

2 - Двух карандашей.

3 - Трех карандашей.

4 - Четырех карандашей.

5 - Пяти карандашей.

Для иллюстрации использования системы обследования, предложенной в учебном пособии, приводим график № 6 профиля развития грамматического строя речи ребенка со стертой дизартрией. На графике прослеживается структура дефекта. Отражены минимальным баллом несформированные языковые навыки, а наивысшими баллами - наиболее сформированные. См. график № 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: