Основные цели и задачи учебного курса

Содержание предмета учебного курса органично связано и вытекает из фундаментальной потребности социально-политической и социально-экономической модернизации страны. Именно это обстоятельство и определяет основные цели и задачи учебного курса.

Современные правовые системы существуют в динамическом равновесии с окружающей политической, экономической и социальной средой. Логика и основные тенденции их развития определяются степенью интегрированности в общее европейское и международное правовое пространство, взаимообогащением, обменом опытом, специалистами и научно-образовательными программами.

Отсюда проистекает и главная целевая функция курса, а именно:

с самого начала профессиональной подготовки будущих специалистов в различных отраслях юридической деятельности постепенно вводить их в понимание смысла и назначения профессии юриста;

последовательно вырабатывать в их сознании устойчивые стереотипы ответственного гражданского поведения в исполнении своих профессиональных обязанностей, безотносительно от характера их будущей деятельности – на государственной службе или частной юридической практике.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования основной целью изучения учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» является подготовка компетентных специалистов в рамках избранной юридической специальности.

Важнейшей составной частью общего образовательного процесса являются: 1) постепенное введение слушателей в содержание и формы будущей профессии; 2) системное накопление конкретных знаний о сферах
и направлениях профессиональной юридической деятельности;
3) ознакомление с функциональными правами и обязанностями отдельных категорий юристов, кодексами этического поведения, требованиями, предъявляемыми профессиональным сообществом юристов к своим членам.

Освоение научного и практического материала учебной дисциплины имеет и сугубо прагматическую цель: сориентировать будущих юристов на правильный выбор юридической специальности, отвечающей внутренней (культурной, психологической и социальной) предрасположенности к определенным видам и формам деятельности.

Данный аспект профессионализации получил развернутое определение в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция».

Основными видами профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, являются:

нормотворческая деятельность, связанная с участием в подготовке нормативно-правовых актов;

правоприменительная деятельность, предусматривающая разработку и принятие в пределах должностных обязанностей юридических решений, обязательных к выполнению;

правоохранительная деятельность, направленная на обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности и государства, предупреждение правонарушений;

экспертно-консультационная деятельность, обслуживающая различные сферы общественной жизни, обеспечивающая юридическое сопровождение решения тех или иных практических задач;

педагогическая деятельность, непосредственно связанная с подготов-кой юридических кадров, совершенствованием правовой системы в целом.

Сосуществование относительно автономных сфер профессиональной юридической деятельности и специализаций в рамках общей юридической подготовки актуализирует проблему выбора конкретной специальности.
В этом отношении учебный курс и призван помочь студентам найти правильное решение данной проблемы.

Основное образовательное назначение курса заключается в формировании у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, имеющих универсальное значение для всех категорий юридических специальностей.

Общекультурная компетенция предполагает:

владение навыками аналитического мышления;

развитие культуры профессионального поведения;

способность работы с современными информационными ресурсами;

выявление ориентации на конструктивное взаимодействие с коллегами, коллективные и индивидуальные формы работы;

расширение границ профессионального общения за рамками полученной специализации.

Профессиональная компетенция, в свою очередь, выстроена по формуле «знание–умения–навыки». Представленная конструкция позволяет достаточно полно и предметно выявить готовность к профессиональной юридической деятельности.

Разумеется, это качество складывается в результате последовательного освоения всего цикла юридических дисциплин, преподаваемых в высшей школе. В учебном курсе «Введение в юридическую профессию» непосредственно решаются более узкие задачи, а именно: развитие интереса к выбранной профессии с точки зрения ее социального смысла и принадлежности к профессиональному сообществу юристов.

В результате освоения учебного курса студент должен,

во-первых, знать место учебного курса в системе юридических дисциплин; иметь представление об основных сферах приложения юридического труда, в том числе юридической практике, юридическом образовании, юридической науке и содержании своей будущей профессии; знать историю ее возникновения и развития; понимать профессиональные требования, основные права и обязанности юриста;

во-вторых, уметь работать с юридическими конструкциями и определениями; правильно ставить, формулировать юридические проблемы, квалифицировать юридические ситуации; анализировать юридические тексты; готовить резюме или обобщения собственного представления о предмете своей профессиональной деятельности;

в-третьих, владеть практическими навыками работы с юридическими документами, их оценки и анализа; активно использовать приемы юридической техники в процессе подготовки рабочих материалов по отдельным вопросам реализации и применения права.

Все это и многое другое – культура профессиональной речи, открытый стиль общения с коллегами и клиентами, умение соблюдать этикет и хранить профессиональную тайну – в конечном итоге дадут необходимый результат как в профессиональной среде, так и в общественном мнении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: