Необходимость психотерапевтической работы

В жизни любого ребенка бывают моменты, когда ему остро нужна психотерапевтическая помощь. Это проявляется во всем его поведении — он плачет, капризничает, становится неуправляемым, а возможно, и агрессивным. Доброжелательное отношение и внимание близких, их попытки успокоить малыша в данном случае не помогают, его состояние остается напряженным. А самостоя­тельно преодолеть это напряжение ребенок не умеет.

1 Подразумевается психотерапия.

Подобные явления, которые возникают периодически и у взрослых, нельзя считать патологией. Объясняется это свойствами человеческой психики: если накопился критический уровень напряжения, то в здоровом организме возникает защитная реакция — необходимо избавиться от этого напряжения и негативных эмоций, не дать им копиться дальше. Такая защитная реакция возникает, к примеру, если ребенок устал или если его обижают. Происходит такое избавление, например, путем агрессивных всплесков — человек может покричать, поругаться с кем-либо, дети часто начинают драться и кусаться; или плача — с помощью слез также удается избавиться от напряжения, причем способ этот более человечески адекватен и безопасен для окружающих. Такие явления обычно возникают спонтанно, человек не осознает, почему он кричит или плачет. А в результате этого он получает долгожданное облегчение.

Однако не всегда даже взрослый человек может самостоятельно выйти из состояния напряжения, ребенку же с его еще не сформированной психикой это тем более трудно. А инстинктивные способы защиты не всегда социально адекватны: когда ребенок кусается, пинается и плюется, это безусловно, усложняет общение с ним. А если такие реакции закрепятся и войдут в привычку, подобная манера поведения сделает человека невыносимым для окружающих. Пожалуй, каждый сможет найти пример подобного поведения среди своих знакомых.

Конечно, в результате агрессивных вспышек, во время которых этот человек ругается и ссорится с другими, онв конце концов успокаивается и приходит в благодушное состояние. Но вот каково окружающим?

В качестве терапевтических процедур, доступных всем детям и взрослым, можно предложить следующие:

— посещение бассейна;

— детские аттракционы — прыжки на батутах, бассейн, наполненный пластмассовыми шариками;

— разнообразные виды двигательной активности — возня (шуточные драки), физические упражнения, занятия спортом, танцы;

— общение с природой — дальние прогулки в лес, в парк и т.п.

Если эти меры не помогают либо осуществить их сложно, обратитесь к специалисту —психологу или пси­хотерапевту (это касается и детей, и взрослых). При этом не надо бояться такого обращения за специальной помощью. Это не ставит ребенка или взрослого челове­ка в какой-то особый ряд «ненормальных». Частое воз­никновение и сложность психологических проблем объясняется отчасти особенностями современной городской жизни, ее бешеным ритмом, все большим отрывом от природы и естественного хода событий жизни.

В отличие от обычного ребенка, который испытывает подобные проблемы лишь иногда, порой успешно справ­ляясь с ними без посторонней помощи, аутичный ребе­нок почти непрерывно находится в состоянии напряже­ния и не в состоянии выйти из него самостоятельно.

Поведение аутичного ребенка разлажено, он не уме­ет владеть своими эмоциями, в том числе негативными. Это часто доставляет трудности родителям, которые не могут контролировать реакции ребенка. Как следствие, они стесняются появляться с ним на улице и в общест­венных местах, на прогулке же предпочитают уединить­ся в тихий уголок парка, а не играть в обществе детей на детской площадке. Однако такой выбор пути наи­меньшего сопротивления позволит лишь на время спря­таться от проблемы; не решит ее, а лишь усугубит.

В моменты, когда ребенок начинает вести себя неаде­кватно, близкие взрослые должны отдавать себе отчет в том, что он делает это отнюдь не специально, а лишь по­тому, что переживает в этот момент состояние острого дискомфорта.

Агрессивные выпады, крики, разбрасывание предме­тов и игрушек, падения на пол — вот неполный арсенал действий, с помощью которых ребенок пытается защи­тить себя в ситуации, оказавшейся для него болезнен­ной. В момент обострения думайте о ребенке, а не о пра­вилах приличия, и приложите все силы, чтобы помочь ему в этот нелегкий для него момент.

Бывает, что быстро помочь ребенку непросто. Во-пер­вых, не всегда понятна причина такой реакции, трудно выявить источник дискомфорта. Во-вторых, родители и педагоги не знают, что делать в этой ситуации — обыч­ные попытки успокоить не приносят результата, а по­рой, наоборот, еще больше взвинчивают ребенка.

Как же следует поступать?

Во всех перечисленных выше ситуациях мы сталкива­емся с состоянием дискомфорта, дезориентации. А это в свою очередь ведет к проявлению негативизма и агрес­сии, таким способом ребенок инстинктивно пытается за­щитить себя. В таком состоянии ребенку не до обучения. В эти моменты ему необходима психотерапевтическая помощь, которая сгладит остроту внутреннего конфлик­та, вернет в спокойное состояние. Отсюда можно сде­лать вывод: помимо умения решать задачи развития ре­бенка педагог должен обладать навыками психотерапии.

Напомним: готовых рецептов нет. Самые замечатель­ные приемы, помогающие в работе с одним ребенком, могут не подействовать (а то и возымеют обратный эф­фект) в работе с другим. Поэтому придется постоянно искать и пробовать, соблюдая при этом известную сте­пень осторожности. Запомните два важных правила:

Правило первое — сохраняйте спокойствие и уверенность.

Правило второе — постарайтесь «раствориться» в ре­бенке, проникнитесь его ощущениями и чувствами. Ес­ли вам это удастся, то в дальнейшем можете полагаться на свою интуицию: она подскажет вам, как лучше действовать (это утверждение основывается на предположении, что взрослый обладает набором приемов работы с аутичными детьми, знает особенности их поведения, закономерности развития).

В первую очередь необходимо понять характер эмоциональной вспышки ребенка, а для этого придется разобраться в причинах, которыми могут быть:

Переживание острого дискомфорта, например, когда прервана стереотипная игра ребенка: если его попытаться оторвать от любимой игры в кубики или забрав пластилин, из которого он часами лепит абстрактные фигуры, скорее всего ребенок выразит свой протест криком и действиями (откажется отдавать предметы, игрушки). Поэтому не следует без острой необходимости насильно отрывать ребенка от занятия, которым он увлечен;

Эмоциональное пресыщение. Ребенок пытается своими действиями дозировать поступающую извне эмоционально насыщенную информацию. Например, взрослый поет ребенку песенку, которая тому очень нравится; вдруг ребенок с криком закрывает ладошкой рот взрослого, призывая остановиться. Тогда следует немедленно остановиться и не настаивать на своих действиях;

— Ребенок своими действиями может пытаться повысить собственный эмоциональный фон, как бы «самостимулируется», приходя при этом в состояние крайнего возбуждения и теряя контроль над своим поведением. Задача взрослого в этом случае — организовать игру, ко­торая как бы объяснит странные действия ребенка, «легализует» его поведение;

— Ребенок выплескивает накопившиеся эмоции (чаще негативные), пытаясь таким образом избавиться от накопившегося напряжения. Это — неосознанная защитная реакция со стороны ребенка. И задача взрослого состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку справиться с этим состоянием, научить выходить из него, а не требовать от ребенка, чтобы он успокоился, порицать его за нехорошее поведение;

— Самый сложный случай — когда причину аффективной вспышки понять невозможно: ребенок начинает вести себя странно вдруг, неожиданно, хотя секунду назад был совершенно спокоен. Действуйте по ситуации: попробуйте переключить его, дав ему любимое ощуще­ние (например, погладьте по спинке), либо запустите стереотип его любимой игры (предложите конструктор, деталями которого ребенок начнет выкладывать дорож­ки, либо достаньте пузырьки, начните переливать водич­ку, и скорее всего ребенок подключится к вашим дей­ствиям), тем самым гася вспышку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: