Этапы развития совместного рисования

Совместное рисование взрослого с аутичпым ребенком требует поэтапного развития. Нецелесообразно начи­нать с развернутого сюжета. Сначала дайте ребенку время и возможность насладиться и насытиться про­стым предметным рисунком. Ведь чаще интерес аутичного ребенка направлен именно на мир предметов. Только после этого приступайте к постепенному разворачиванию сюжетов сначала из жизни самого ребенка, а затем из жизни большого мира людей.

- 1-Й ЭТАП: НАЛАЖИВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСА К НОВОМУ ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Начинать следует с изображения предметов, особенно значимых для ребенка, сопровождая изображение эмо­циональным комментарием. Например: «Ой, какие кон­фетки в коробочке! Это желтая конфетка, наверно, ли­монная. А вот зеленая конфетка — интересно, какой у нее вкус? Наверно, яблочный» и т.д. Или: «О! Какой раз­ноцветный салют в ночном небе! Вот красный салют — ба-бах! А вот синий салют!» Такой ход не может не за­интересовать ребенка. Тем не менее далеко не всегда аутичный ребенок принимает сюжетное рисование сра­зу. Возможно, ему потребуется время, чтобы обжить та­кую новую игру. Не оставляйте попыток и в следующий раз снова рисуйте то, что значимо для ребенка. Понача­лу ребенок искоса наблюдает за происходящим на листе бумаги, прислушивается к вашему комментарию, но ос­тается при этом пассивным. Однако со временем его внимание к такому способу рисования будет расти. А однажды он сам попросит нарисовать то, что ему хочет­ся. И тогда можно переходить ко второму этапу.

- 2-Й ЭТАП: РИСОВАНИЕ «ПО ЗАКАЗУ» РЕБЕНКА

Рисуете то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к совместному рисованию. Наберитесь терпения, потому что на этом этапе вам придется «бессчетное» число раз выполнять однотипные заказы ребенка, снова и снова рисуя столбики, кубики, бутылочки и т.н. Уже на этом этапе интерес ребенка вполне удовлетворен. Это объясняется особенностями его психики — поведение обусловлено внутренним стремлением к постоянству, закрепле­нию различных стереотипов,

определенности и закон­ченности. Он старается сохранить в неизменном виде и многократно повторять и проигрывать привычные дей­ствия, ситуации и сюжеты. На занятии по совместному рисованию ребенок будет требовать, чтобы всякий раз рисунок был повторен в неизменном виде — одинакового размера, цвета, с использованием одних и тех же ма­териалов. Однако не останавливайтесь на достигнутом — осторожно начинайте переход к следующему этапу.

- 3-Й ЭТАП: ПОСТЕПЕННОЕ ВВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ИСПОЛНЕНИЯ ОДНОГО РИСУНКА, НОВЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗОБРАЖЕНИЯ

По-прежнему выполняя заказ ребенка, начинайте ис­пользовать различные изобразительные средства, варьируйте рисунок. Однако помните, что ребенку надо дать возможность насытиться воспроизведением совершенно одинаковых изображений.

Если ваши попытки привнести что-то новое встретят резкий протест, вернитесь на предыдущий этап. Но че­рез некоторое количество повторений возобновите по­пытку разнообразить рисунок. Если действовать осто­рожно и постепенно, то однажды ребенок обязательно согласится с привнесением нового, ведь он очарован волшебством появления на бумаге изображения его лю­бимого предмета.

Предлагаем варианты разнообразия рисунка:

— Используйте различные материалы: попробуйте помимо карандашей и фломастеров использовать мелки, краски, не только белую бумагу, но и цветную, картон.

— Сам рисунок варьируйте по размеру, форме, цве­ту и положению в пространстве.

— Дополняйте изображения новыми деталями; рисуя одно и то же, старайтесь всякий раз вносить небольшие изменения.

- 4-Й ЭТАП: ВОВЛЕЧЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕСС РИСОВАНИЯ, ПОБУЖДЕНИЕ К АКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Ребенку доставляет удовольствие наблюдение за дейст­виями взрослого, однако часто он все же предпочитает оставаться пассивным. Ребенок не проявляет активности, если ее не стимулировать специально. Приглашая ребен­ка в «соавторы», взрослый иногда останавливает рисование: он прекращает активные действия — и возникает пауза. В этом случае ребенок начинает подталкивать ру­ку взрослого, таким образом выражая просьбу продол­жать, либо просит: «Еще!» Если ребенок с нетерпением ждет завершения рисунка, то можно предложить: «Да­вай вместе рисовать!» Теперь карандаш держит ребенок, а вы водите его рукой.

Особенно эффективны следующие приемы:

— Задавая вопросы, побуждайте ребенка делать «за­каз» на разных этапах рисунка и каждый раз выполняй­те его просьбу. Предложите выбрать карандаши для ри­сования, принести бумагу.

— «Забывайте» дорисовать в изображении важную деталь, а когда ребенок заметит это и потребует завер­шения изображения (что для аутичного ребенка особен­но важно), предложите дорисовать эту деталь самостоя­тельно (для начала это должно быть что-то очень про­стое в исполнении, в дальнейшем возможно постепен­ное усложнение).

— Предложите ребенку несколько вариантов разви­тия рисунка, и пусть он выберет тот, что ему больше нравится: «А что теперь нарисуем?», «А где будет стоять коробочка? Покажи!», «А баночка у нас полная или пус­тая? А что в баночке?» Предложите выбрать цвет изоб­ражения и найти нужный карандаш. Поощряйте ответ ребенка в любом виде (жест, вокализация, слово).

- 5-Й ЭТАП: ВВЕДЕНИЕ СЮЖЕТА

На этом этапе ставшие близкими ребенку изображения его любимых предметов помещаются внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть, с одной стороны, близок опыту ребенка, а с другой — должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления и в случае необходимости скорректировать их.

- 6-Й ЭТАП: ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА

После того, как сюжет будет обжит ребенком, следует переходить к его расширению, введению новых линий. Таким образом, на этом этапе мы начинаем давать ре­бенку новые представления об окружающем мире.

- 7-Й ЭТАП: ПЕРЕНОС ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В ДРУГИЕ СИТУАЦИИ

Теперь возможно переходить к проигрыванию этого сю­жета с использованием игрушек и предметов, закреплять в повседневной жизни, использовать полученные знания в других видах деятельности (лепке, конструировании).

Описанный путь требует обязательного прохождения всех этапов лишь при первом знакомстве ребенка с ме­тодом совместного рисования. В дальнейшем возможно ускорение прохождения одних этапов, сворачивание других. Например, не понадобится всякий раз специаль­но привлекать внимание ребенка, ведь он уже знаком с этим видом совместной со взрослым деятельности и ему нравится рисовать (1-й этап). Постепенно меньше вре­мени будет тратиться на выполнение по заказу ребенка изображений предметов вне ситуации социальной жиз­ни (2-й этап). Скорее всего, понадобится меньше време­ни, чтобы добиться согласия ребенка на введение новых деталей (3-й этап), на расширение сюжета (6-й этап). Но все же в целом логика развития занятий сохраняется.

Приведем пример:

Аутичный мальчик шести лет испытывал огромный интерес к бутылкам. Изображение бутылок заворажива­ло его, и он требовал повторения рисунка снова и снова: со словами: «Бутылка! Бутылка!» подталкивал руку взрос­лого, вкладывал в пальцы карандаш. Когда бутылка была изображена много раз, постепенно стали вводиться детали — различные этикетки, крышки и пробки, а сами бу­тылки начали варьироваться по размеру и цвету. При этом использовалась любая возможность для развития диалога: «Бутылку нарисовать? А какую бутылку — боль­шую или маленькую? Давай я нарисую большую. Вот так. А рядом маленькую. А эта бутылка пустая или пол­ная? Наверно, полная. А что в бутылке? Ах, «фанта»! А какая «фанта» — лимонная или апельсиновая? Давай будет апельсиновая — значит, вода в бутылке оранжевого цвета. Дай мне карандаш оранжевого цвета». Через не­которое время мальчик стал делать более дифференциро­ванный заказ: не просто «бутылка», а «минеральная во­да», «фанта», «кока-кола», «квас» или «спрайт». А взрос­лый, используя интерес ребенка, старался вызвать его активное участие в рисовании: просил выбрать нужный карандаш, «забывал» дорисовать некоторые детали — крышки, пробки, а когда ребенок замечал это и требо­вал завершения рисунка, предлагал: «Возьми карандаш, дорисуй пробку».

На следующем этапе бутылки расставляли на полках. Еще через некоторое время был введен сюжет — теперь рисовали магазин «Напитки», где на полках и в холо­дильнике расставлялись разнообразные бутылки, к кото­рым добавились пакеты с молоком и соком. Затем в ма­газине помимо напитков стало продаваться мороженое («раскладывая» мороженое в холодильнике, ребенок по собственной инициативе стал дорисовывать упаковку и озвучил это словом «фантик»), «чупа-чупс», конфеты. За прилавком стоял продавец, а рядом изображался сам мальчик, который покупал леденец. При этом мальчик не возражал против такого развития сюжета. И по ходу рисования стал задавать вопросы, например, бежал к маме и спрашивал: «Мороженое купим?». Затем специа­лизированный магазин превратился в супермаркет — в ассортименте появились овощи и фрукты, молочные про­дукты, различные сопутствующие товары. Увеличивалось число действующих лиц, прорисовывался не только один магазин, но и дорога к нему, и соседние здания.

В дальнейшем этот сюжет был проигран в ходе сю­жетных игр. Использовались куклы, мишки и разнооб­разные бутылки — стеклянные, пластиковые, а также вылепленные вместе с ребенком из пластилина разного цвета. А мама мальчика закрепляла с ним новые знания при посещении магазина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: