Рис. 1
§ 2. Криминалистическая оперативная фотография 87
зонтали 120 градусов, а по вертикали — 45 градусов. Однако
чаще для панорамной съемки используются фотокамеры общего
назначения типа «Зенит». Запечатлевая им панораму, в каждый
последующий кадр, во избежание пропусков при монтаже, следу-
ет включать 10-15% площади снимаемого объекта, фигурирую-
щей в предыдущем кадре. Наводку на резкость при панорамной
съемке нужно производить с обязательным использованием шка-
лы глубин резкости без повторной фокусировки объектива. В про-
тивном случае получатся изображения неодинакового масштаба,
что весьма затруднит монтаж фотопанорамы.
При круговом панорамировании для каждого направления
съемки выдержку определяют отдельно, но с таким расчетом,
чтобы все негативы были одинаковой плотности. Полученные
кадры печатают на одинаковой фотобумаге в одном масштабе,
следя за тем, чтобы совмещаемые участки изображений на двух
соседних снимках полностью совпадали и имели одинаковую
плотность. Монтаж панорамы заключается в накладывании и
склеивании совмещаемых участков фотоизображений.
Метрическая съемка позволяет по фотоснимкам опреде-
лять пространственные характеристики запечатленных объектов
(форма, размеры, положение). Необходимость устанавливать по
снимкам размеры объектов и расстояния между ними возникает
при расследовании различных преступлений, в частности транс-
портных происшествий. Метрическая съемка основывается на
расчетах по одиночному фотоснимку, сделанному аппаратом
общего назначения, с введением в кадр предметов известного
размера, служащих масштабом. В следственной практике наибо-
лее распространены два вида метрической съемки: с линейным и
глубинным масштабами.
Фотографирование с линейным масштабом осуществляется
аппаратом, чья оптическая ось направлена перпендикулярно к
плоскости объекта съемки, в которой располагают и масштаб.
При этом фотоаппарат размещают так, чтобы его задняя стенка
была параллельна плоскости снимаемого объекта, а оптическая
ось объектива проходила через его центр. Расстояние до объекта
должно быть по возможности минимальным. Это позволит полнее
использовать полезную площадь кадра и получить изображение
нужного масштаба. При запечатлении крупных объектов мас-
штабную линейку помещают на сам объект, но так, чтобы она не
закрывала его существенных признаков. Съемку мелких предме-
тов производят с масштабом, лежащим рядом.
Глава 6. Криминалистическая фотография, видеозапись и голография 88
Съемка с глубинным масштабом проводится фотоаппаратом,
установленным оптической осью своего объектива в направле-
нии, параллельном предметной плоскости, на которой находятся
фиксируемые объекты и масштаб. В качестве глубинных масшта-
бов используются ленты или квадраты. С ленточным масштабом
снимать следует так: фотоаппарат закрепить на штатив, а от не-
го, вдоль оптической оси объектива, по полу или грунту протянуть
ленту длиной 10-15 м, шириной 10-15 см с хорошо заметными
делениями, равными, как правило, главному фокусному расстоя-
нию объектива. Первое деление ленты должно начинаться точно
под объективом. Печатать нужно со всего кадра с увеличением в
целое число раз.
В качестве квадратного масштаба применяют лист картона,
стороны которого одинаковы и кратны фокусному расстоянию
объектива. При съемке его укладывают так, чтобы ближайшая к
аппарату сторона совпала с краем кадра. В основу расчета раз-
меров предметов и расстояний между ними положены известные
закономерности, позволяющие вычислять эти параметры по
масштабным снимкам. Определение размеров и расстояний по
снимкам, выполненным с ленточным или квадратным масштабом,
лучше поручить специалисту.
Использование сменной оптики. Сменная оптика (длинно-
фокусные и широкоугольные объективы) применяется в тех слу-
чаях, когда невозможно приблизиться к удаленному объекту или
отойти от близко расположенного объекта, но необходимо полу-
чить изображение нужного масштаба. При фотографировании
таких объектов аппаратами типа «Зенит» с нормальным объекти-
вом удаленные объекты получаются очень мелкими, а близкие —
слишком крупными и не помещаются в кадре. При выборе объек-
тива для конкретных условий съемки следует руководствоваться
его фокусным расстоянием и дистанцией до запечатлеваемого
объекта. При этом с небольшой погрешностью можно считать,
что объект на негативе будет уменьшен во столько раз, сколько
фокусных расстояний объектива уложится в дистанцию между
ними.
Фотосъемка при осмотре места происшествия. Для фик-
сации хода и результатов осмотра места происшествия осуществ-
ляются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная виды съем-
ки.
Ориентирующая съемка должна давать представление о рас-
положении места происшествия на местности и отвечать на
вопрос «где?». Поэтому в границы кадра нужно включать само
§ 2. Криминалистическая оперативная фотография 89
место и окружающую его территорию. На ориентирующих сним-
ках целесообразно показать расположение места происшествия
относительно дорог, мостов, улиц, перекрестков и т.п., а для его
привязки к местности включить в кадр находящиеся вблизи по-
стоянные ориентиры. Направление и дистанцию ориентирующей
съемки определяют в зависимости от вида расследуемого пре-
ступления и обстановки, в которой оно произошло. Здесь нередко
приходится запечатлевать обширные территории, для чего ис-
пользуют широкоугольные объективы или прибегают к панорами-
рованию.
Обзорная съемка дает нужный результат, когда требуется пе-
редать общий вид самого места происшествия, поэтому кадр
определяется его границами и должен отвечать на вопрос «что
произошло?». Точку съемки здесь выбирают так, чтобы на снимке
четко просматривались важнейшие элементы обстановки места
происшествия и их взаимное расположение. Если одного снимка
недостаточно, прибегают к встречной или крестообразной съем-
ке. В первом случае фотографировать нужно с двух, а во втором
— с четырех противоположных сторон. Если всю обстановку мес-
та происшествия включить в один кадр невозможно, производят
панорамирование.
Узловая съемка необходима при фиксации наиболее важных
в криминалистическом отношении объектов обстановки места
происшествия: трупов, взломанных преград, дорожки следов ног
и т.д. Эти снимки должны дать ответ на вопрос «как?».
Детальная съемка осуществляется для запечатления от-
дельных следов и иных важных особенностей места происшест-
вия. Чтобы фиксируемые предметы отобразились более полно,
съемку нужно проводить в максимально возможном масштабе с
использованием при необходимости удлинительных колец, наса-
дочных линз или специальной фотоприставки. Обычно снимают с
верхней точки по правилам метрической съемки. Серия деталь-
ных снимков должна дать ответ на вопрос «каков результат?», а
все фотографии места происшествия — создать наглядное пред-
ставление об обстановке и последствиях преступного события,
зафиксировать их максимально подробно, восполняя тем самым
возможные погрешности, а также ненаглядность протокольного
описания.
Фотосъемка трупа включает ориентирующие, обзорные,
узловые и детальные снимки. Вначале труп фотографируют на
фоне окружающих предметов, затем производят его обзорную и
узловую съемку. При этом важно точно передать позу и состоя-
Глава 6. Криминалистическая фотография, видеозапись и голография 90
ние трупа. Для этого его нужно заснять сверху и с боков. Со сто-
роны головы и ног съемка не рекомендуется, поскольку пропор-
ции тела при таком ракурсе сильно искажаются. Повреждения и
особые приметы (раны, кровоподтеки, родимые пятна, шрамы,
татуировки) следует фотографировать по правилам измеритель-
ной съемки на цветные фотоматериалы.
Фотографирование предметов — вещественных доказа-
тельств проводят в условиях, обеспечивающих их наиболее под-
робное отображение. Для этого предметы вначале подвергают
узловой съемке на месте обнаружения, а затем — детальной. В
последнем случае предмет устанавливают в такое положение, в
каком он обычно наблюдается, и фотографируют те его стороны,
на которых имеется максимальное количество характерных при-
знаков.
Фотосъемка следов начинается с их фотографирования на
фоне окружающей обстановки или вместе с предметами-
носителями. Затем выбираются самые четкие следы, которые сни-
мают каждый в отдельности по правилам детальной масштабной
фотосъемки. Освещение здесь подбирают с учетом степени выра-
женности в следах рельефа, цвета и иных характерных особенно-
стей, чтобы они были переданы наиболее полно.