Знание методики «словесного портрета» обеспечивает воз-
можность широкого использования в оперативно-розыскной и
следственной практике данных о внешнем облике человека для
своевременного розыска неизвестного преступника. При этом
необходимо:
1) собрать информацию и оценить признаки внешности пре-
ступника;
2) составить словесный портрет;
3) провести его розыск с использованием словесного портре-
та;
4) подобрать лиц, среди которых будет предъявлен для опо-
знания установленный человек;
5) зафиксировать результаты в протоколе и оценить их, про-
верив достоверность и обоснованность.
Сведения о внешности личности, полученные при допросе по-
терпевших и свидетелей, являются отправной точкой в его розы-
ске. Они могут быть дополнены информацией из других источни-
ков: изучением вещественных доказательств, материалов уго-
ловной регистрации, служебных документов, фотографических
изображений, рентгеновских снимков, слепков лица умершего и
др.
Например, изучение следов и вещественных доказательств,
|
|
обнаруженных на месте происшествия, иногда позволяет полу-
чить ценные сведения о внешности человека, который их оста-
вил. Следы ног дают возможность предположить рост человека,
его пол, физические недостатки и т.п. Орудия взлома позволяют
§ 5. Использование методики «словесного портрета» в оперативно-розыскной и
следственной практике
судить о физической силе человека, его телосложении, профес-
сии и т.д.
Важной проблемой использования словесной информации о
внешнем облике человека, полученной при допросе потерпевших
и свидетелей, является оценка ее полноты и достоверности, в
основе которой лежит анализ субъективных и объективных фак-
торов.
Сведения, на основе которых анализируются субъективные и
объективные факторы, влияющие на качество полученной ин-
формации, устанавливаются при ознакомлении с обстоятельст-
вами дела и предварительном допросе опознающего. В процессе
допроса устанавливаются: обстоятельства, предшествующие
событию; условия непосредственного восприятия события; при-
знаки внешности устанавливаемой личности, запечатленные в
памяти опознающего; обстоятельства, имевшие место после вос-
приятия человека до момента допроса; добровольность участия
допрашиваемого в производстве следственного действия. Все
перечисленные факторы обусловливают содержание тактических
приемов подготовки и проведения опознания устанавливаемой
личности.
Субъективные факторы предопределяются совокупностью ха-
рактеристик, связанных с конкретной личностью: социальное поло-
|
|
жение, личные качества, поведение, физическое и психическое
здоровье и другие индивидуальные особенности. Получение дан-
ных о социальном статусе известного лица, как правило, не со-
ставляет большой сложности, но бывает полезным при оценке его
показаний. Например, профессия может способствовать воспри-
ятию внешности другого человека. Так, портной лучше воспринима-
ет пропорции тела и одежду; спортсмен — физические данные че-
ловека (рост, телосложение, осанку).
Данные о возрасте очевидца могут облегчить оценку надеж-
ности информации о возрасте разыскиваемого субъекта, так как
выявлена следующая закономерность: чаще всего человек пра-
вильнее определяет возраст своих сверстников и тех, кто моло-
же. В отношении людей старшего возраста, особенно достигших
преклонных лет, нередко допускаются ошибки.
Оценка личностных качеств очевидца или потерпевшего мо-
жет быть получена непосредственно из их ответов на вопросы
следователя, со слов знакомых им лиц, а также из поведения во
время допроса.
Глава 7. Криминалистическая габитоскопия 138
Замечено, что показания свидетеля об обстоятельствах проис-
шествия более точные, чем показания потерпевшего, хотя могут
быть менее полными. Это объясняется различием в психологиче-
ском состоянии, в котором они находились в момент события. По-
этому всегда важен учет психических особенностей человека, от
которого получена информация. Имеются в виду характер, тем-
перамент, внимание, наблюдательность, память, воображение
и др. Происходящие события каждым человеком воспринимаются
по-разному — такими, как он их видит. Среди психических особен-
ностей личности важное место занимает темперамент, предопре-
деляющий поведение человека.
Важной характеристикой, определяющей мыслительные спо-
собности человека, является интеллект, так как воспринимаемая
человеком информация находится в прямой зависимости от его
интеллектуальных возможностей. Уровень интеллекта человека
предопределяет его способность изложить ту или иную информа-
цию. Нередки случаи, когда человек запомнил внешность другого
человека, но не может описать ее из-за бедности словарного запа-
са, хотя при просмотре иллюстративного материала точно указы-
вает на запомнившиеся ему признаки.
При общении с человеком оценить уровень его интеллекта
можно по следующим критериям:
1) наличие системности в изложении;
2) глубина анализа происшедшего события;
3) обоснованность выводов и отсутствие в них примитивности;
4) отсутствие противоречий собственных посылок, на которых
первоначально строилась цепочка собственных суждений, не-
обоснованных категорических утверждений, явно абсурдных за-
ключений и выводов;
5) способность понять переносный смысл шуток и пословиц;
6) отсутствие чрезмерной обидчивости по незначительным
поводам.
Наладить контакт в общении, понять допрашиваемого помо-
гает знание языка жестов, мимики и телодвижений. Лицо, поход-
ка, жесты, тон речи — вспомогательный материал для изучения
личности. Их особенность состоит в том, что они проявляются
под действием импульсов подсознания. Невозможность подделки
этих импульсов нередко позволяет доверять этому языку больше,
чем привычному средству общения.
Объективные факторы связаны с условиями внешней среды
и также, как субъективные факторы, оказывают влияние на пол-
ноту восприятия и достоверность информации о внешнем облике
§ 5. Использование методики «словесного портрета» в оперативно-розыскной и
следственной практике
человека. Суть влияния этой группы факторов на качество полу-
ченной в ходе оперативных и следственных действий информа-
ции отражает другое их название — «факторы окружающей сре-
|
|
ды». Учет влияния факторов внешней среды дает следователю
возможность установить, в состоянии ли был человек видеть ка-
кой-то конкретный элемент внешности человека в этих условиях,
на основании чего сделать вывод о реальности выделенных им
признаков.
Максимальное влияние оказывают следующие объективные
факторы: место, время и продолжительность наблюдения; рас-
стояние от наблюдателя до объекта наблюдения; динамиче-
ские характеристики наблюдателя и объекта. Учет каждого из
них способствует качественной оценке информации, получаемой
в ходе следственных и оперативных действий. Например, устано-
вив, с какого расстояния наблюдался неизвестный человек, сле-
дователь может определить возможную степень детализации его
внешнего облика. Известна следующая зависимость: с расстоя-
ния 1 км различимы лишь общие контуры фигуры человека; кро-
ме того, искажаются ее размеры и цвет одежды; лицо и его от-
дельные элементы различаются лишь с расстояния 60 м.
Определение точного времени события помогает выяснить
условия освещенности. Если оно было искусственное, то следует
учесть, что в этих условиях черты лица выглядят менее рельеф-
ными. Направленное освещение сглаживает затемненные эле-
менты внешности.
Человек чаще всего запоминает рост, цвет глаз, волосы, нос,
брови, особенности телосложения, но в конечном счете у него
возникает целостный образ, который и запечатлевается в его
памяти. Однако мысленный образ человека с течением времени
утрачивает ясность и полноту. Очевидно, что выяснение величи-
ны промежутка времени между днем наблюдения и моментом
допроса весьма важно при оценке словесного описания. Наряду с
учетом степени искажения информации по истечении времени
выясняется степень влияния на нее мнения других людей.
Важным моментом составления словесного портрета неиз-
вестной личности является определение уровня его оптимальной
детализации. Излишняя детализация нередко вносит в описание
внешности элементы домысла. Существует такой уровень дета-
|
|
лизации, за которым дальнейшее уточнение элементов внешно-
сти становится нецелесообразным, поскольку уже установлен
Глава 7. Криминалистическая габитоскопия 140
комплекс индивидуализирующих признаков, позволяющих иден-
тифицировать личность.
Свидетели и очевидцы описывают внешность устанавливае-
мой личности, пользуясь общежитейскими терминами, причем не
всегда точными и ясными. Многое из того, что имеет существен-
ное значение для идентификации, они могут упустить. Следова-
тель может помочь допрашиваемому более подробно описать
признаки внешности. Вопросы при этом не должны быть наводя-
щими. Желательно придерживаться терминологии «словесного
портрета». Однако если допрашиваемый не знаком с этой терми-
нологией и употребляет другие наименования признаков внешно-
сти, их следует сохранить в описании, поскольку замена этих
наименований специальными терминами может исказить показа-
ния.
В некоторых случаях словесный портрет, составленный оче-
видцем, отличается от скорректированного с учетом результатов
анализа субъективных и объективных факторов. В этой ситуации
целесообразно оставить оба варианта словесного портрета для
последующего использования в розыске.
Показания свидетеля о внешности неизвестного преступника
фиксируются в протоколе. Полнота, тщательность и точность
описания создают надежную идентификационную основу для
установления тождества личности. Если получены только «об-
щие» или «средние» данные о признаках внешности, то отожде-
ствление практически невозможно.
При розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших
лиц словесный портрет используется для подготовки информаци-
онно-розыскных ориентировок с описанием признаков внешности,
характеристикой «особых примет» в строении тела и лица и «бро-
ских» динамических особенностей. Это дает возможность сотрудни-
кам, осуществляющим розыск, создать и прочно удержать в памяти
мысленный образ разыскиваемого.
Эффективное применение методики «словесного портрета»
достигается периодическим обращением к составленным ранее
словесным портретам, своевременным их изменением и допол-
нением, постоянным использованием в криминалистической дея-
тельности.