Освоение письма связано с развитием двух взаимообуслов-
ленных навыков: интеллектуального навыка письменной речи и
двигательного навыка — почерка, формирующихся, как правило,
одновременно. Письменная речь — это содержание документа
и языковые средства его выражения. Почерк — отражение на
бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.
При исследовании письма анализу подвергается весь ком-
плекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графи-
ческая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по
письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку
— его исполнитель.
Возможность установления автора и исполнителя рукописного
текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и по-
стоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических на-
выков. Их проявление в виде идентификационных признаков
письма протекает в соответствии с психофизиологическим учени-
ем о высшей нервной деятельности человека.
Формирование письма зависит от условий обучения; общест-
венной среды, в которой вращается человек; специфики его тру-
довой деятельности и психофизиологических способностей лич-
ности. На устойчивость навыка письма весьма влияет степень его
автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта сте-
пень, тем труднее перестройка навыка.
Сохранение привычного стереотипа проявляется и при попыт-
ках преднамеренного искажения особенностей письменной речи
и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма
при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные
выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в
искаженном письме.
Автоматизм письма проявляется до тех пор, пока оно осущест-
вляется в обычных условиях. Резкое их изменение (физические
или психические перегрузки, преднамеренное искажение письмен-
ной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированно-
сти письма, к его выполнению под усиленным контролем сознания.
Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся
ранее манера письма не разрушается.
§ 1. Научные основы криминалистического
исследования письма и письменной речи
Индивидуальность и постоянство проявлений в письме осо-
бенностей письменно-речевых и графических навыков позволяют
идентифицировать личности автора и исполнителя документа.
Под письменной речью понимается отражение в рукописном
изложении психофизических и интеллектуальных особенностей
мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный
состав языка и уровень грамотности пишущего.
Объекты криминалистического исследования письменной ре-
чи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие.
Идентифицируемым является конкретный человек, автор доку-
мента, а идентифицирующим — документ, отобразивший призна-
ки письменной речи его составителя.
У человека в зависимости от условий обучения, культурного и
образовательного уровня, практики письма, характера трудовой
деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, теат-
ра, радио формируется словарный запас, своеобразная манера
выражения мыслей, использования средств языка.
В письменной речи различают содержание и форму. При озна-
комлении с содержанием анализируются его тема (основной
смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и
использованные материалы; упоминания автора о себе.
Содержание документа не имеет столь четкой индивидуаль-
ности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем
может присутствовать фактическая информация, полезная при
проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных
действий. В частности, по содержанию документа можно опреде-
лить:
какую цель преследовал автор при его составлении;
причину, побудившую к составлению анонимного документа;
наличие в тексте сведений о малоизвестных фактах, событиях
или обстоятельствах, их детализация, упоминание конкретных
лиц, причастных к этим событиям.
Форма документа — внешнее выражение его содержания —
характеризуется грамматическими, лексическими и стилистиче-
скими признаками.
Грамматические признаки отражают степень соблюдения ав-
тором грамматических норм языка. Они усваиваются с раннего
детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе
нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме
нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных
Глава 14. Криминалистическое исследование письма и письменной речи 280
грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом,
пунктуацией.
Орфографические особенности письменной речи — это пра-
вильность написания письменных знаков, а также устойчивые
ошибки: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и
спряжениях.
Под синтаксисом криминалисты понимают привычный харак-
тер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допус-
каемые автором при письме, связанные с построением предло-
жений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным
соединением нескольких простых предложений в одно сложное,
злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами, и
др.
Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для
автора способы расстановки знаков препинания, посредством ко-
торых производится смысловое членение письменной речи.
Авторы документов, как правило, по-разному пользуются зна-
ками препинания — одни расставляют их грамотно, другие допус-
кают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми наруше-
ниями правил даже в примитивных предложениях.
Привычный способ построения предложений, а также ста-
бильность грамматических ошибок или отсутствие таковых — все
это в совокупности с другими особенностями письма способству-
ет идентификации автора письменной речи.
В зависимости от наличия в документе грамматических оши-
бок общий уровень грамотности пишущего определяется как низ-
кий, средний или высокий: низкий — присутствие многочисленных
ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного
характера; средний — отсутствие грубых ошибок в простых слу-
чаях правописания, но наличие их в сложных; высокий — отсут-
ствие орфографических и синтаксических ошибок, обоснованная
расстановка знаков препинания.
Лексические признаки — это совокупность языковых средств
(слова, выражения, обороты речи) и особенности их использова-
ния пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются
лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средст-
ва.
Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность
слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной
или богатой. Бедность авторской лексики, как правило, выражается
в неоправданном повторении одних и тех же слов и выражений. О
богатой лексике свидетельствуют свободное использование сино-
§ 1. Научные основы криминалистического
исследования письма и письменной речи
нимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т.д. Вместе
с тем в ней могут быть выявлены особенности, имеющие значение
идентификационных признаков. Это:
устаревшие слова (архаизмы), например, «чадо», «око»;
новые слова (неологизмы), например, «менеджер», «брокер»;
историзмы — слова, которыми в прошлом обозначались те
или иные понятия, предметы, явления, ныне уже не существую-
щие. Например, «сыск», «волостной писарь», «дыба»;
профессионализмы — слова, употребляемые лицами, объе-
диненными по роду своей деятельности. Например, «осмечи-
вать» — составлять сметы;
жаргонизмы — слова из лексики определенных социальных
групп (воров, бродяг, нищих), отличающиеся от общеупотреби-
мых слов и выражений. Например, «баксы», «ксива»;
диалектизмы — слова, характерные для жителей определен-
ного региона. Так, жители Северного Кавказа используют такие
слова, как «зараз» — сейчас, «держак» — черенок для вил или
лопаты и др.;
варваризмы — неправильно употребляемые слова и выраже-
ния, заимствованные из какого-либо другого языка. Варваризмы
обычны тогда, когда автор пишет на неродном языке;
вульгаризмы — слова грубые, нелитературные;
идиомы — своеобразные обороты речи, свойственные какому-
либо языку и непереводимые дословно на другой язык. Напри-
мер, «чудеса в решете», «елки-палки».
Фразеология — это совокупность устойчивых словосочетаний,
имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крыла-
тые слова). Характер фразеологических оборотов оценивается с
точки зрения их распространенности, архаичности и национальной
окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания,
уровень образования, национальность, эрудицию и специальность
автора. Так, обороты типа «сломя голову», «ловить рыбу в мутной
воде», «плясать под чужую дудку» можно считать присущими лю-
бому русскому человеку, в то время как «геркулесовы столпы»,
«лебединая песня», «сизифов труд» — типичны для лиц образо-
ванных и начитанных.
Изобразительно-выразительные средства — это выраже-
ния, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония,
аллегория, гипербола, сравнение), и так называемые стилистиче-
ские фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие
речевые приемы). Изобразительно-выразительные средства вво-
Глава 14. Криминалистическое исследование письма и письменной речи 282
дятся для усиления речи, придания ей образности. Создавая за-
поминающиеся образы, они углубляют понимание основного,
главного в описываемых событиях и могут индивидуализировать
письменную речь анонима.
Стилистические признаки включают совокупность лексиче-
ских, фразеологических и изобразительных средств языка; мане-
ру выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз, построение
текста в целом, характерную для конкретного автора.
Стиль в определенной степени отражает личность автора тек-
ста, характер его мышления, производственный опыт, глубину
познаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и
привычки.
Стиль может быть научным, публицистическим (журнально-
газетным), официально-документальным (канцелярским), произ-
водственно-техническим, художественно-беллетристическим и
эпистолярным (бытовым). Стиль соответствует индивидуальным
эмоциональным, психическим, профессиональным и иным при-
вычкам и наклонностям автора.
На основании анализа признаков письменной речи может
быть высказано предположение об авторе анонимного докумен-
та: его половой принадлежности; национальности; образовании;
возрасте; профессии (специальности); месте работы и жительст-
ва и др.
Когда в результате следственных действий и оперативно-
розыскных мероприятий будут выявлены лица, подозреваемые в
авторстве, проводится подбор материалов для идентификации
автора анонимного документа.
К образцам, получаемым для сравнительного исследования,
предъявляются определенные требования: объем, происхожде-
ние, время исполнения и тематика.
Рекомендуется объем до пяти страниц машинописного и до
десяти — рукописного текста. Однако особое внимание должно
быть уделено качеству образцов, отражению характерных осо-
бенностей навыков письменной речи автора.
По происхождению различают свободные и эксперименталь-
ные образцы письма.
Свободными образцами считаются рукописи, выполненные
подозреваемым самостоятельно, собственноручно, вне связи с
расследованием преступления. Это могут быть материалы лично-
го дела, командировочные отчеты, дневники, письма и другие
документы.
§ 2. Понятие, классификация и информационное содержание признаков почерка 283
Экспериментальные образцы — это тексты, выполненные
подозреваемым по предложению следователя. Получение экспе-
риментальных образцов связано с необходимостью проверки
написания подозреваемым определенных выражений и слов, не
встречающихся в свободных образцах. Отбор образцов произво-
дится по возможности неоднократно. По времени выполнения
свободные образцы следует отбирать как можно ближе к моменту
появления исследуемого текста.
В этих образцах должны быть тексты, написанные на ту же
(или хотя бы близкую) тему, что и исследуемый документ.
При анализе письменной речи экспериментальные образцы
могут быть использованы только для проверки грамматических,
но не лексических и стилистических признаков.
При автороведческих экспертизах перед экспертами можно по-
ставить следующие вопросы: не является ли автором анонимного
документа гражданин «Н», образцы письма которого представле-
ны; одним или разными лицами составлен представленный текст;
какие данные о личности автора документа можно получить путем
анализа признаков письменной речи и др.