К новым видам специальных исследований, которые объекти-
визируют оперативные данные и расширяют круг вещественных
доказательств в уголовном судопроизводстве, относится крими-
налистическая фонология, изучающая звуковые следы с це-
лью идентификации и диагностики их источника, а также
средств фиксации звуковых сигналов, записанных на магнит-
ную или видеопленку либо другой носитель информации.
Термин «фонология» происходит от греч. phone — звук и logos
— учение, предложен польскими криминалистами.
Фонологическими объектами как носителями криминалисти-
чески значимой информации служат магнитные фонограммы и
технические средства, с помощью которых записываются или
воспроизводятся звуковые сигналы.
Фонозаписи могут содержать сведения:
о результатах осмотра места и предметов, связанных с собы-
тием преступления, причастных лицах (словесное описание об-
становки, положения предметов, следов и вещественных доказа-
тельств);
высказанные свидетелями и очевидцами происшествия пред-
|
|
положения, версии и догадки; описание мер, принятых для рас-
крытия преступления по горячим следам;
об опросе граждан, могущих дать ценную информацию о под-
готовке преступления, субъектах, его совершивших, примененных
ими способах и т.д.;
Данные, записанные на фонограмму и имеющие существен-
ное значение для дела, используются для проверки выдвинутых
версий, выбора путей раскрытия преступления и розыска скрыв-
шегося преступника, отождествления источника звука, установ-
ления монтажа или изменения записи и др.
С физической точки зрения устная речь представляет собой
акустический сигнал, который образуется в результате сложной
анатомо-физиологической деятельности человека, включающей
функционирование центральной нервной системы и речевого
аппарата. Последний выполняет триединую функцию по образова-
нию воздушной среды, голоса (фонация) и звуков речи (артикуля-
ция). В процессе образования воздушной среды участвуют диа-
фрагма, легкие, трахеи и бронхи. В фонации — гортань и голосо-
Глава 15. Криминалистическая фонология 294
вые связки, а в артикуляции — глотка, нёбная занавеска, ротовая
и носовая полости, язык, губы и носоглотка.
Анатомические и физиологические особенности органов ре-
чевого аппарата обусловливают строение гортани и голосовых
связок, а также тип дыхания. Проходящая через голосовую щель
воздушная струя приводит голосовые связки в колебательное
движение, в результате чего образуется голос определенной
высоты, силы и тембра.
В число основных биологических факторов человека, влияю-
|
|
щих на особенности фонации, включают: строение тела, симмет-
ричность голосового аппарата, работу желез внутренней секре-
ции и возраст. Так, железы внутренней секреции играют значи-
тельную роль в анатомическом строении гортани и, следователь-
но, в голосообразовании.
Начиная с крика новорожденного и кончая старческой речью,
человеческий голос претерпевает резкие превращения, связан-
ные как с закономерностями биологического характера, так и со
случайными факторами. При этом с возрастом меняются не толь-
ко высота и интенсивность голоса, но и его тембр. Уже в детском
возрасте, но особенно в период полового созревания изменяется
строение гортани, преобразуя мальчишеский дискант или альт в
голос мужчины — баритон или даже бас. У девочек в это время
наблюдается переход детского дисканта или альта в женское
сопрано или контральто. В пожилом возрасте, когда завершается
процесс окостенения гортани, голос продолжает меняться вслед-
ствие уменьшения емкости легких, понижения их эластичности,
сужения грудной клетки. Голос становится слабым, дребезжа-
щим, глухим.
Помимо указанных характеристик, обусловливающих индиви-
дуальность человеческого голоса, большое влияние оказывают и
пути формирования навыков устной речи. Они складываются как
из внутренних биологических факторов, заложенных в индиви-
дууме генетически, так и из внешних. К последним обычно отно-
сят окружающую среду, заболевания, перенесенные человеком,
полученное образование, воспитание и т.д.
Овладевая речью, человек учится управлять своим речевым
аппаратом под воздействием названных факторов в соответствии
с законами и правилами окружающей языковой среды. По мере
формирования механизмов устной речи он пользуется всей сис-
темой речевых правил для изложения своих мыслей, все более
автоматически подбирая грамматические и стилистические сред-
ства языка, логику высказывания. Постепенно вырабатывается
§ 2. Определение личных качеств человека по признакам устной речи 295
определенный динамический стереотип, слагающийся из привыч-
ного повторения (в однотипных ситуациях) интонаций и фраз опре-
деленной конструкции. Изменение динамического речевого стерео-
типа так же сложно, как и его формирование, а потому требует
значительного времени и усилий.
Таким образом, устная речь — это особый вид человеческого
общения, основанный на психофизиологических функциях чело-
века в условиях определенного общества.