Лекция на тему: «Итальянское кино. Творчество Федерико Феллини, 50-е»

План

1. Раннее творчество Феллини.

2. Авторское начало фильмов Феллини.

3. Джульетта Мазина – актриса режиссера.

Федерико Феллини (1920-1993), Лукино Висконти (1906-1976) и Микеланджело Антониони (1912-2007) представляют новый этап в развитии итальянского киноискусства после неореализма. Феллини дебютировал картиной "Огни варьете" (1951), в которой поведал о заблуждениях и разочарованиях небольшой актерской группы. Этот короткий фильм отмечен автобиографическими наблюдениями режиссера, который в молодости путешествовал с подобной труппой. Первым полнометражным фильмом Феллини стал "Белый шейх" (1952), где режиссер впервые использовал геральдическую структуру – фильм в фильме, – сделал попытку открыть необъяснимую магию кино, возникающую из осколков примитивно-бутафорских сцен.

«Делая фильмы, я стремлюсь лишь следовать своей природной наклонности, то есть рассказывать средствами кино всякие истории, созвучные моему образу мыслей, истории, которые я люблю придумывать, закручивая в один запутанный клубок и правду, и фантазию, и желание поразить, исповедаться, самооправдаться, и откровенную жажду нравиться, привлекать к себе внимание, морализировать, быть пророком, свидетелем, клоуном... смешить и волновать. Требуется еще какая-нибудь побудительная причина? «Огни варьете» я задумал и прочувствовал как свой собственный фильм; в нем были воспоминания — и подлинные и вымышленные — о тех временах, когда я разъезжал по Италии с группой эстрадных артистов. Это были первые кинозарисовки той итальянской провинции, которую я увидел когда-то из окон вагонов третьего класса или из-за кулис жалких театриков в крошечных селениях, лепившихся на открытых всем ветрам макушках гор или тонувших в тумане мрачных долин», - пишет Феллини в книге «Делать фильм».

Первый этап творчества Ф. Феллини ограничивается семью годами (1951-1957), когда, по мнению П.П. Пазолини, сформировалась поэтика "индивидуального реализма", то есть реализма отдельного человеческого существа – одинокого, затерянного, отчаявшегося и радующегося в загадочном и непонятном мире. "Реальная действительность Феллини – это таинственный мир, или ужасающе враждебный, или невероятно сладостный. И человек у Феллини – это столь же загадочное создание, которое живет, отдавшись на милость этому ужасу и этой сладостности". Таковыми персонажами являются и Джельсомина из фильма "Дорога" (1954), и Кабирия из картины "Ночи Кабирии" (1957).

"Дорога" с первых кадров опровергала ожидания тех, кто собирался увидеть в ней репортаж из жизни бродячих клоунов. Феллини показал холодный мир, в котором люди существуют бесконечно далеко друг от друга и парадоксальным образом умудряются усиливать свое одиночество: "Прежде всего, необходимо научиться такой простой вещи, как сосуществование одного человека рядом с другим". Грозный силач Дзампано, разрывающий цепи своими мускулами, не в состоянии разрушить тончайшую стену отчуждения между ним и маленькой неказистой, беззаветно преданной Джельсоминой. Напротив, душевное послание хрупкой девушки столь мощное, что по истечении многих лет мелодия, которую она сочинила, не только живет после смерти клоунессы, но вытесняет из глаз Дзампано первые человеческие слезы. «Все началось с Джульетты. Мне уже давно хотелось сделать фильм для нее: по-моему, это актриса, наделенная необыкновенным даром очень непосредственно выражать удивление, смятение чувств, исступленное веселье и комическую серьезность— все, что так свойственно клоуну. Вот-вот, Джульетта — актриса-клоун, самая настоящая клоунесса. Это определение, которым, я считаю, можно только гордиться, иные актеры принимают с неудовольствием, возможно, им чудится в нем что-то уничижительное, недостойное их, грубое. Они ошибаются. Клоунский дар, по-моему, самое ценное качество актера, признак высочайшего артистизма.

В общем, Джельсомина представлялась мне именно такой, в клоунском обличье, и тут же рядом с ней, по контрасту, возникала мрачная массивная тень — Дзампано. Ну и, естественно, дорога, цирк с его лоскутной пестротой, его жестокая, надрывающая душу музыка, вся эта атмосфера жутковатой сказки... Я слишком часто распространялся о цирке, чтобы снова бессовестно злоупотреблять этой темой». Феллини.

Вопросы

1. Определение авторского кино по Феллини.

2. Роль Дж.Мазины в раннем творчестве Феллини.

Литература

Феллини Федерико. Делать фильм. Москва, 1984.

Feliny-Delat-film.doc http://www.nradatvr.kiev.ua/i39/40


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: