Методические основы совершенствования речевой деятельности младших школьников

Термин «речь» в методической литературе рассматривается в двух значениях: 1) речь является процессом выражения мыслей человека, его чувств, желаний посредством языка с целью воздействия на других людей в процессе общения в различных видах деятельности и общественных отношений; 2) речью называют также продукт или результат этой деятельности – высказывание, текст. Речь как вид деятельности человека осуществляется на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений, интонации). Употребляясь в речи, язык дает ей возможность выполнять функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Виды: говорение, слушание, письмо, чтение. Структура: 1 этап – ориентировка в ситуации общения, осознание коммуникативной задачи; 2 этап – планирование содержания сообщения; 3 этап - формулировка собственных мыслей и понимание чужих; 4 этап – осуществление самоконтроля за речью, восприятием ее собеседником, а также понимание речи партнера. Условия речевой деятельности: потребность высказывания, содержание речи, средства языка.

Текст – это устное или письменное высказывание. Текст – это законченное произведение, состоящее из ряда предложений, которые располагаются в определенной последовательности и связаны между собой по смыслу, стилю и грамматически.

Выделяют следующие признаки текста: тематическое единство, смысловая завершенность и структурная целостность. В соответствии с данными признаками у учащихся формируются следующие текстовые умения: 1) понимать тему текста; 2) раскрывать ее в своем высказывании; 3) понимать основную мысль «чужой» речи, а также осознавать ее и развивать в своей; 4) располагать предложения в нужной последовательности, связывать между собой.

Для формирования текстовых умений используются следующие упражнения: а)сопоставление одного предложения и текста из 2-4 предложений, продолжающих эту мысль; б)сопоставление набора предложений и текста, в) выявление опорных слов в тексте (опорные – это слова, по которым можно восстановить содержание: дед, баба, курочка, яичко, мышка); г)нахождение в тексте слов, указывающих на предмет речи (тему) и главную мысль; д) анализ заголовка; е) сопоставление близких, но различных тем сочинений; ж) анализ детских сочинений; з)исключение из текста лишних сведений, т.е. предложений, не соответствующих ему; и) озаглавливание текста и картинок; к) выбор заголовка к тексту, к картинкам из ряда предложенных; л) выбор из дополнительного материала предложений, которые можно включить в имеющийся текст, и тех, которые тексту не соответствуют; м) восстановление деформированного текста, т.е. превращение беспорядочно расположенных предложений в текст путем изменения их последовательности; н) работа с текстом без знаков препинания.

Часть темы текста носит название подтемы или микротемы, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется абзацем. Абзац имеет определенное строение: зачин или начало, разработку действия или развитие мысли, концовку или конец.

По функции тексты делятся на две большие группы: 1) тексты, в которых отражается реальная действительность (повествование, описание); 2) тексты-мысли человека о реальной действительности (рассуждение, оценка).

Основные черты текстов различного типового содержания:

название содержание построение Слова-конструкторы
Повеств. Рассказ о сменяющих друг друга последовательных событиях. Отвечает на вопросы: Что случилось? Что произошло? Как? В тексте 4 части: 1) начало действия (зачин) 2) развитие действия 3) самый острый момент 4) конец действия (развязка) Способ связи предложений в тексте - цепной Глаголы-движения и восприятия; Слова, отвечающие на вопросы: Как? Когда? (однажды, в ту пору, как-то раз, вдруг, неожиданно, и вот, вот и все, затем, сначала, как только, когда, вслед за тем, потом, наконец, вот и получилось)
описание Сообщение об одновременных признаках людей (портрет), природы(пейзаж), различных предметов. Отвечает на вопросы: то это? Кто это? Какое? Или Что? Где? (описание картины) Чаще всего начинается с общего описания предмета, затем называются признаки частей предмета, заканчивается оценкой. 1) Вступление (1-3 предложения) 2) основная часть 3) концовка (оценка) Способ связи предложений - параллельный 1. существительные (название предметов, явлений и их частей); 2. прилагательные (характеризующие признаки предмета, явления); 3. слова в переносном значении: сравнения (как будто, словно, точно, похоже на…), эпитеты, метафоры
рассуждение Объяснение каких-либо событий, явлений, причин их появления. Отвечает на вопрос: почему? Зачем? В тексте 3 части: 1) тезис (основная мысль) 2) доказательства 3) вывод 1.Синтаксическая конструкция: почему …, потому что….. 2. Слова-связки: так как, итак, следовательно, значит, во-первых, …вот почему, например.
оценка 1) отношение к действительности; 2) отношение к собеседнику Что я думаю об этом? Что чувствую? Как обратиться? Извиниться? 1) восклицательные предложения; слова в переносном значении; 2) формулы речевого этикета

В реальной речевой практике «речи вообще» не существует. Ее можно представить как ряд стилевых разновидностей, «обслуживающих» ту или иную сферу деятельности и общения человека в обществе: 1) разговорный стиль – сферу обиходно-бытового общения; 2) научный – сферу научного общения; 3) деловой – официально-деловых отношений; 4) публицистический – общественно-политическую сферу; 5) художественный – сферу искусства слова.

5. Методика обучения сочинению и изложению как видам речевых упражнений.

Среди речевых упражнений особое место занимают два вида: а) воспроизведение текста (устный пересказ и письменное изложение); б) создание собственного высказывания (сочинение). Оба они имеют комплексный характер, поскольку при их выполнении происходит формирование, а в дальнейшем совершенствование комплекса речевых умений, обеспечивающих владение всеми сторонами текста:

1. Информационно-содержательные умения (понимать и раскрывать тему и главную мысль текста, определять тему и идею при восприятии).

2. Структурно-композиционные умения (правильно строить текст, выделять части в тексте, связно и последовательно излагать материал, формулировать вводную и заключительную части текста и др.).

3. Изобразительно-выразительные умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.

4. Умения редактировать текст с целью совершенствования его структуры и речевого оформления.

В начальных классах уместно обратиться к работе сразу над всеми умениями, связывая ее с выполнением каждого сочинения или изложения. Нужно постоянно показывать учащимся, что в тексте все его стороны подчинены идее, что в образцовом тексте нет ничего лишнего. Умения зависят прежде всего от типа речи. Сбор материала для повествования имеет отличия от сбора материала для описания или рассуждения, систематизация материала для рассуждения иная, чем для повествования и т.д. Умения зависят также от стиля речи, жанра сочинения, его темы. Поэтому речевые умения являются категорией зависимой и поэтому система работы по развитию связной речи должна состоять из сочинений и изложений всех типов речи в своем стилевом, жанровом и тематическом разнообразии.

Сочинение – это монологическая речь, но она возникает на базе непроизнесенного диалога, проведенного пишущим со своим воображаемым читателем. Пишущий должен знать, кому он пишет: говорить и писать «в никуда» нельзя. Воображаемый собеседник, роль которого исполняет сам автор, помогает создать монолог, потому что он одобряет, осуждает, советует.

Подготовка к сочинению проходит несколько этапов:

1. Накопление материала – организация наблюдений, накопление необходимых знаний, впечатлений в ходе экскурсий, походов, различной деятельности учащихся, рассматривания картин, чтения литературы в соответствии с темой, типом речи стилем и жанром предстоящего сочинения.

2. Отбор материала в соответствии с темой и ее раскрытием, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждения, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и др.

3. Написание сочинения – создание речевой ситуации, словесное речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

В начальных классах проводятся изложения: близкие к тексту (подробные), выборочные, сжатые, творческие. Структура урока изложения обычно складывается из следующих компонентов: а) вступительная беседа, постановка учебных задач; б) первичное чтение текста и беседа по содержанию: выяснение темы, основной мысли и задач автора; в) анализ структуры текста, определение типовой принадлежности текста (повествование, описание, рассуждение), выявление микротем, выделение структурных частей, выяснение содержания каждой из них, составление плана или обдумывание предложенного, сопоставление плана и схемы текста; в) языковой анализ, включающий наблюдение над использованием ярких слов, синтаксических конструкций, предупреждение речевых недочетов; г) орфографическая подготовка; д) повторное чтение текста; е) письмо изложения; ж) самопроверка.

Написать безупречный текст сразу набело невозможно: в ходе работы всегда неизбежны поправки, изменения, перестановки и пр. Поэтому учащимся должно предоставляться право на исправления и на второй, улучшенный вариант сочинения. Как правило, правка собственного текста (редактирование) учит детей критически оценивать свою работу и находить пути к ее улучшению.

Редактирование сочинений и изложений выполняется с определенной целевой установкой: а) оценить, все ли будет понятно читающему, удалось ли выразить (раскрыть) свою мысль и решить поставленную задачу (поделиться, убедить, объяснить и т.д.), нет ли в содержании чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное, последовательно ли изложены мысли, связаны ли между собой; б) проверить, удачно ли сформулированы мысли (правильно ли построены предложения, верно ли и точно выбраны слова, нет ли повторений); в) проверить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

Приемы правки могут быть следующими: при необходимости удалить предложение или часть текста – заключить в квадратные скобки […]; при желании дополнить текст – в соответствующем месте поставить значок V, затем повторить его после всей работы и написать недостающее; при нарушении последовательности предложений или фрагментов текста – воспользоваться цифрами; при необходимости одно слово заменить другим – зачеркнуть ненужное, надписав над ним более удачное; при замене или перестройке целого предложения - поместить новое предложение после всего текста, пометив то, которое заменяется условным значком, например, «звездочкой». Главное условие правки – аккуратность.

Классификация речевых ошибок и недочетов связана с тремя сторонами текста: а) логической стороной (последовательность изложения, наличие излишних подробностей или пропущенных смысловых звеньев; б) с точки зрения структуры текста – правильное деление текста на части в соответствии с типовым значением; в) со стороны языкового оформления (соответствие стилю и жанру высказывания, правильность построения словосочетаний и предложений, точность выбора слов, отсутствие повторов и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: