Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников

Читательская самостоятельность – это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающих возможность реализовать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью.

Современная система формирования читательской самостоятельности в начальных классах предполагает три этапа обучения:

1. Подготовительный (первый класс): Цель обучения – пробудить у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые», ввести детей в доступный круг чтения. Методика работы с книгой строится следующим образом: а) чтение книги вслух (книга до чтения не показывается); б) рассматривание обложки и иллюстраций (устанавливается связь с текстом); в) сообщение учителем фамилии автора и краткий рассказ о том, какие книги он написал. В результате такой работы делается вывод, что иллюстрации, название, фамилия автора могут подсказать примерную тему книги. На этом этапе выстраивается цепочка: содержание-иллюстрация – название – автор.

Используя деятельность моделирования у детей формируются умения ориентироваться в книге: где пишется название, где на обложке обычно размещается фамилия автора, почему на некоторых обложках она не стоит, что такое оглавление, о чем говорит иллюстрация на обложке и т.п. Для моделирования используются заместители. Например, сказка обозначается кружком, стихотворение – треугольником, рассказ – прямоугольником, пословица – узким прямоугольником, загадка – треугольником со знаком вопроса внутри, басня - треугольником вершиной вниз. Заместители вводятся постепенно по мере знакомства с разными жанрами. Для обозначения темы произведения используется заместитель цвета. Например, о природе - модель зеленого цвета, о родной стране – красного, о жизни детей – желтого, о животных – коричневого, о волшебстве и приключениях – голубого.

2. Начальный этап (второй класс): Цель – научить читать книгу. Дети должны научиться ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также уметь прогнозировать содержание незнакомой книги. Помочь ребенку осознанно выбирать книгу, приучить воспринимать и воссоздавать содержание прочитанного поможет метод чтения-рассматривания (разработан Н.Н. Светловской), который активизирует нужный словарный запас и представления, возбуждает воображение, задает необходимую направленность и сосредоточенность мыслям. Рассматривание предшествует первому чтению. Теперь цепочка строится в обратном порядке: автор – название – иллюстрация – содержание. Во втором классе на каждом уроке организуется рассматривание «коллективок» под руководством учителя. Помимо этого используются книги для индивидуального рассматривания.

3. Основной этап (3-4 классы): Чтение становится действительно самостоятельным6 дети получают задание на дом. Цель – закрепить устойчивый интерес к самостоятельному чтению детских книг, учить соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатами чтения, формировать навык самоконтроля и самооценки при чтении разнообразных книг, расширять читательский кругозор детей. Рассматривание полностью самостоятельное, с опорой на такие элементы книги, как фамилия автора, название, эмблема, серия, посвящение (если есть), эпиграф (если имеется), иллюстрации на обложке и в книге, титульный лист, содержание.

Читательская самостоятельность формируется в системе уроков внеклассного чтения. Тип урока внеклассного чтения зависит от этапа обучения, от цели и учебных задач, от характера деятельности учителя и учащихся, от используемого учебного материала Кроме этого на основном этапе проводятся уроки знакомства с периодической печатью, уроки-отчеты, уроки-утренники и др.

Вопросы для самопроверки обучаемых по изученным разделам

1. Охарактеризуйте современный метод обучения грамоте.

2. Назовите современные вариативные образовательные программы, по которым обучаются русскому языку младшие школьники.

3. Охарактеризуйте этапы формирования читательской самостоятельности в начальной школе.

4. Проанализируйте художественный текст, взятый из учебника по литературному чтению (по любой программе) в соответствии со схемой целостного анализа художественного произведения.

5. Назовите основные характеристики речи младшего школьника.

6. Охарактеризуйте уровни развития речи учащихся начальных классов.

7. Дайте определения понятиям «речь», «язык»,«речевая деятельность», «текст».

8. Назовите этапы работы над сочинением (изложением).

9. Назовите принципы орфографии и методы ее усвоения.

10. Что обеспечивает орфографическую грамотность учащихся?

11. Какие методические условия обеспечивают эффективное усвоение грамматических понятий?

12. Какие этапы выделяются в системе формирования навыка чтения?

Темы для самостоятельной исследовательской работы студентов:

1. Личностно-ориентированная направленность в развитии творческих способностей младших школьников на уроках родного языка.

2. Формирование эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения созданию текстов-описаний.

3. Формирование творческих умений у младших школьников на основе иллюстративного материала учебных книг по русскому языку.

4. Использование этнокультурных текстов при изучении имен числительных в начальных классах.

5. Совершенствование культуры речи младших школьников в процессе работы над предложением.

6.Обучение младших школьников использованию эпитетов в текстах-описаниях (на материале репродукций картин русских художников)

7. Совершенствование навыков речевой деятельности младших школьников в процессе работы над предложением.

8. Развитие интеллектуальных умений младших школьников в процессе работы над текстом на уроках русского языка.

9. Совершенствование культуры речи младших школьников в процессе обучения редактированию письменных высказываний.

10. Формирование культуры речевого общения в младшем школьном возрасте (на материале русских народных сказок)

11. Совершенствование интонационных умений младших школьников при работе над предложением.

12. Этнокультурологическая направленность в работе над словарем младших школьников.

Литература:

1. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М., 1991.

2. Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики. – М.,1997.

3. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие. – М., 1998.

4. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. - М., 1990.

5. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Рамзаева Т.Г., Сосновская Н.Н. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2003.

6. Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка. – М.,1997.

7. Львов М.Р. Правописание в начальных классах.- М.,1998.

8. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. / Составитель Т.П.Сальникова. – М., 2001.

9. Методика обучения грамоте / Составитель Т.П.Сальникова. – М., 2001.

10. Методика обучения чтению / Составитель Т.П.Сальникова. – М., 2001.

11. Рождественская Р.Л.Обучение грамоте в начальных классах.- Белгород,2007.

12. Рождественская Р.Л. Обучение каллиграфии в начальной школе. – Белгород, 2009.

13. Рождественская Р.Л. Первые дни ребенка в школе. – Белгород, 2001.

14.Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. - М., 2002.

15. Эльконини Д.Б. Как учить детей читать. – М., 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: