double arrow

Введение. «Обеспечение психологического здоровья младших школьников средствами музыкотерапии»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«Обеспечение психологического здоровья младших школьников средствами музыкотерапии»

Выполнена:

студенткой факультета психологии,

очной формы обучения

4 курса, группы «Б(520582)»

Леоновой Анастасией Геннадьевной

Тула – 2012

Работа выполнена на факультете психологии

Тульского государственного педагогического университета

Им. Л. Н. Толстого

Научный руководитель – Петухова Маргарита Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры практической психологии и педагогики

_____________

Работа допущена к защите:

Заведующий кафедрой практической

психологии и педагогики _____________

М.А. Кувырталова

Рецензенты:

Туревская Елена Ильинична - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования ТГПУ им. Л.Н.Толстого

_____________

Педагог-психолог – Голиченко Елена Вячеславовна _____________

Печать образовательного учреждения

Защита состоится «___» ______________ 2011 г. В учебном корпусе № 4

ТГПУ им. Л. Н. Толстого, ауд. № ___ в ___ часов.

Декан факультета психологии Т.И. Лях

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.........................................................4

I. Методологические подходы к исследованию проблемы обеспечения психологического здоровья младших школьников средствами музыкотерапии

1.1 Сущность понятия «психологическое здоровье»...................... 9

1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.... 11

1.3. Возможности музыкальной терапии в обеспечении психологического здоровья младших школьников............................................14

Выводы по главе................................................... 24

II. Методические основы обеспечения психологического здоровья младших школьников средствами музыкотерапии

2.1. Диагностическая программа для определения уровня психологического здоровья младших школьников............................................26

2.2. Коррекционно-развивающая программа по обеспечению психологического здоровья младших школьников............................................29

Выводы по главе................................................... 43

III. Экспериментальная работа по обеспечению психологического здоровья младших школьников средствами музыкотерапии

3.1. Организация экспериментальной работы и результаты констатирующего и контрольного этапов.....................................................45

3.2. Сравнительный анализ этапов эксперимента........................59

3.3. Теоретические выводы и рекомендации педагогам и учащимся........ 68

Заключение.......................................................71

Список литературы................................................73

Приложения

Введение

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим [11, с.25].

Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, 2001; Г.С.Никифоров, 2003 и др.). В данном подходе здоровый человек – это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. По мнению О.В.Хухлаевой, понимая психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом. В этой связи ею выделяются уровни психологического здоровья: высший - креативный, с наличием устойчивой адаптации и активным творческим отношением к действительности; дезадаптивный – дети с нарушением регулятивных процессов, с нарушением баланса «ребенок-общество», средний – адаптивный, на котором дети в целом адаптированы к социуму, но могут проявлять признаки дезадаптации в отдельных сферах, повышенную тревожность.

Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий. Ребенок должен перейти от реактивной программы к программе школьных предметов (Л. С. Выготский). Ребенок должен, во-первых, научиться различать разные стороны действительности, только при этом условии можно переходить к предметному обучению. Ребенок должен уметь видеть в предмете, в вещи какие-то ее отдельные стороны, параметры, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Во-вторых, для усвоения основ научного мышления ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной[21, с.74].

Еще тибетские монахи снимали стресс звуковым массажем, а вот пер­вые исследования чудо-свойств му­зыки на организм человека в конце XIX века провел врач-невропатолог Джеймс Корнинг. Он изучал влияние музыки Вагнера на пациентов с психи­ческими расстройствами, и оно оказа­лось очень даже положительным. Та­кая альтернатива таблеткам и уколам так понравилась американцам, что в больницах стали проводить специаль­ные лечебные концерты, из операционных и кабинетов стоматологов нача­ли раздаваться релаксирующие мелодии. Кое-что из этих наработок можем использовать и мы.

Врачи полагают, что в основе исце­ляющих свойств музыки лежит ее спо­собность влиять на психоэмоциональ­ное состояние человека.

Подробный обзор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского, В.Ю. Завьялова, К. Швабе и др.

В 2003 году Министерство здравоохранения музыкотерапию признало официальным методом лечения.

В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993-1996 г.) отмечается, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.

И.М. Трахтенберг, воздействуя с помощью музыки на эмоциональное состояние обучающегося, устранял напряжение, нерешительность, мнительность, упадки настроения, усталость и т.д.

Н.В.Шутова использовала музыкальное воздействие на обучающегося как психологическое средство оптимизации его труда. Ею было доказано, что положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, активизируют деятельность преподавателей и обучающихся, стимулируют познавательный процесс.

Несмотря на то, что сегодня существует достаточное количество исследований, посвященных проблеме обеспечения психологического здоровья младших школьников. Недостаточно разработанным является технологический аспект (методические основы) данной проблемы.

Таким образом, нами обнаружено противоречие между необходимостью обеспечения психологического здоровья младших школьников и слабой разработанностью методических основ использования музыкотерапии в общеобразовательной практике начальной школы. Стремление решить данное противоречие определило тему исследования: «Обеспечение психологического здоровья младших школьников средствами музыкотерапии».

Научная проблема: каковы механизмы использования методов музыкотерапии в обеспечении психологического здоровья младших школьников.

Цель работы: 1) теоретически выявить возможности музыкальной терапии в обеспечении психологического здоровья младших школьников и предложить механизмы использования методов музыкотерапии в образовательном процессе начальной школы;

2)разработать диагностическую программу обеспечения психологического здоровья младших школьников

Объект исследования: психологическое здоровье младших школьников

Предмет исследования: обеспечение психологического здоровья младших школьников средствами музыкотерапии

Гипотеза исследования: психологическое здоровье младших школьников может быть обеспечено, если: 1) была своевременно проведена диагностика уровня психологического здоровья младших школьников; 2) используется комплексная программа по обеспечению психологического здоровья младших школьников средствами музыкотерапии, включающая как пассивные методы музыкотерапии (слушание музыки), так и активные (игра на музыкально-шумовом оркестре и др.), характеризующаяся обеспечением психологического здоровья младших школьников.

Задачи исследования:

1)раскрыть понятие «психологическое здоровье» на анализе психолого-педагогической литературы;

2) выявить психологические особенности детей младшего школьного возраста;

3) рассмотреть возможности музыкальной терапии в обеспечении психологического здоровья младших школьников;

4) подобрать диагностический инструментарий для определения психологического здоровья младших школьников;

5) разработать и экспериментальным путем провести коррекционно-развивающую программу по обеспечению психологического здоровья младших школьников средствами музыкотерапии;

6) разработать методические рекомендации по обеспечению психологического здоровья младших школьников

Методы исследования:

- теоретические (абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, индукция);

- эмпрические (психолого-педагогический эксперимент, беседа);

- методы математической статистики

- методы презентации (показ презентации, диаграммы, схемы)

База исследования: исследование проводилось в МОУ СОШ № 36 во 2А классе в составе 20 человек – 12 девочек и 8 мальчиков.

Согласие родителей на проведение эксперимента получено.

Теоретическая значимость: рассмотрена проблема обеспечения психологического здоровья младших школьников; обосновано предположение о том, что психологическое здоровье младших школьников может быть обеспечено, если: 1) была своевременно проведена диагностика уровня психологического здоровья младших школьников; 2) используется комплексная программа по обеспечению психологического здоровья младших школьников средствами музыкотерапии.

Практическая значимость: составлена диагностическая программа для определения психологического здоровья младших школьников, разработана комплексная коррекционно-развивающая программа, которая может быть использована в общеобразовательной практике начальной школы.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

I.Методологические подходы к исследованию проблемы обеспечения психологического здоровья младших школьников средствами музыкотерапии

1.1. Сущность понятия «психологическое здоровье»

Появление термина «психологическое здоровье» связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований — гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.

Термин «психологическое здоровье человека» фиксирует два понятийных словосочетания: психология человека и психология здоровья; это фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научно-практической дисциплины.

И.В.Дубровина в книге «Психическое здоровье детей и подростков» определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной. [11, с.153]

Данный теоретический ход осуществлен в духе традиций отечественной психологии. Так, А. Н. Леонтьев указывал на необходимость разделения представлений о личности и о «психическом», говоря о «личностном» как об особом «измерении». [18,с.385] Б. С. Братусь, анализируя тенденции современного общества, утверждает, что для все большего количества людей становится характерным диагноз «психически здоров, но личностно болен».

Р.Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С.Фрайберг – между потребностями индивида и общества; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова – как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты.

Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров). В данном подходе здоровый человек – это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. По мнению О.В.Хухлаевой, понимая психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом. В этой связи ею выделяются уровни психологического здоровья: высший – креативный, с наличием устойчивой адаптации и активным творческим отношением к действительности; дезадаптивный – дети с нарушением регулятивных процессов, с нарушением баланса «ребенок-общество», средний – адаптивный, на котором дети в целом адаптированы к социуму, но могут проявлять признаки дезадаптации в отдельных сферах, повышенную тревожность.

В основном, все исследователи сходятся в таких ключевых позициях, что психологическое здоровье подразумевает стрессоустойчивость, гармонию и духовность.

Многие ученые психологи (А. Маслоу, К. Роджерс, Н.В. Маслова) описывают психологически здорового человека в следующих характеристиках:

· Наличие ориентации на реальность;

· Принятие себя и окружающих такими, какие они есть;

· Спонтанность;

· Центрованность на проблеме, а не на себе;

· Наличие потребности в одиночестве;

· Автономность и независимость;

· Отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;

· Духовность;

· Идентификация с человечеством;

· Способность к близким отношениям с людьми;

· Наличие чувства юмора (а не сарказма и насмешек); высокая креативность;

· Низкая конформность;

· Умение принимать ответственность за свою жизнь на себя;

· Обладание адаптивностью к внешним и внутренним переменам с учетом моральных и духовных ценностей человечества.

1.2.Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст является критическим как с точки зрения психологии («кризис семи лет»), так и с точки зрения медицины (возрастает риск возникновения психосоматической патологии и нервно-психических срывов). Объективная кризисная ситуация развития в этом возрасте сопровождается сложным комплексом собственных переживаний ребенка.
Поэтому психологическое изучение условий, способствующих благоприятному или осложненному развитию эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста, представляет собой важную научную задачу [21, с.103].
Для эмоционального благополучия ребенка младшего школьного возраста остается чрезвычайно важным, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относится к родителям. Только (или почти только) семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье, разумеется, семья полноценная. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений и психологическим здоровьем самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем.

Эмоциональное благополучие, как и ровное и счастливое детство, возможно только в счастливом доме. Больше всего благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. [17, с.225]

Поступление в школу и начало учебы – серьезные моменты в жизни младшего школьника. У многих учеников интенсивность обучения провоцирует напряженность, утомляемость, неуверенность, неудовлетворенность. Остро переживаются детьми неудачи в школе. А причина (часто) – это отставание в развитии психических процессов, что может привести в дальнейшем к целому комплексу проблем, к психическим травмам, формированию отрицательных черт характера и т. П.

Наличие достаточно высокого процентного количества детей с высоким уровнем тревожности, связанной со страхами ситуации проверки знаний, самовыражения, несоответствия ожиданиям окружающих свидетельствует о тенденции нарушения «гармонии равновесия между ребенком и социумом». Следовательно, следует предполагать, что у учащихся будут возникать проблемы в психологическом, а в дальнейшем и в психическом здоровье, как состоянии благополучия.

Для ученика начальной школы главной фигурой социума, в который он попадает с началом обучения, является педагог. Это указывает на необходимость более пристального внимания не только к формированию педагогических функций и умений, но и личностным особенностям учителя. [21, с.97]

Один из наиболее перспективных путей оптимизации взаимоотношений учащихся и педагогов – это применение активных групповых (игровых) методов в работе.

В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирование индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний.

По данным В.А. Колиеговой, А.И. Захарова и других исследователей, наибольшее число неврозов наблюдается в младшем школьном возрасте. Поступление в школу, переход к более взрослой жизни происходит достаточно тяжело, зачастую возникают акцентуации, в ряде случаев — невротические, неврозоподобные и психосоматические расстройства.

В это время отношения с родителями переходят на качественно новый этап, поэтому представляется важным проследить, каким именно образом они изменяются, чтобы не допустить возможных отклонений в нервно-психологическом развитии детей, помочь членам семьи в целом легче адаптироваться друг к другу и пройти этот период без серьезных конфликтов и утрат. [21, с.98]

При поступлении в школу существенно возрастают физические нагрузки, прежде всего статического характера; изменяется режим питания, сна и бодрствования; серьезно повышаются требования к уровням развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления); интенсифицируется процесс социализации (повышаются требования к ответственности ребенка, его личностным качествам); большие требования предъявляются к способности ребенка к саморегуляции своих состояний и процессов.

Ряд авторов подчеркивает важность учета пре- и постнатальных факторов и условий развития, понимая школьную дезадаптацию как результат актуализации психофизиологических дисфункций, вызванных усложнением условий жизни ребенка на фоне сенситивного периода развития. При этом в качестве признаков дезадаптивных состояний школьников рассматриваются доминирование расстройств в психоневрологической сфере[5, с.139].

Так, по данным исследований около 12% детей младшего школьного возраста имеют неблагоприятное эмоциональное состояние, повышенное число страхов, невротические симптомы. Причем среди детей младшего школьного возраста мальчики в 2,6 раза чаще, чем девочки, испытывают отрицательные эмоциональные состояния. [8]

В связи с подобной ситуацией, ряд авторов предлагает выделить содержательные показатели психологического здоровья, с целью проведения их мониторинга и последующей коррекции. Подобная функция возлагается на школьные психологические службы, предполагается организация совместной работы педагогов, психологов и родителей.

В.Э. Пахальян предлагает в системе психолого-педагогических школьных служб проводить мониторинг следующих сфер: когнитивного развития ребенка; личностного развития; эмоционально-волевого развития; развития мотивационно-смысловой сферы [19, с.89]. Как можно более раннее закладывание основ психологического здоровья будет служить его эффективной профилактикой.

По мнению И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой и других исследователей, психологическое здоровье следует целенаправленно формировать. При этом особое внимание уделяется формированию внутренней картины здоровья, подразумевающей особое к нему отношение. Внутренняя картина здоровья выражается в осознании его ценности, в активно-позитивном стремлении к его совершенствованию. [10, 26]

1.3. Возможности музыкальной терапии в обеспечении психологического здоровья младших школьников

В настоящее время музыка сопровождает нас повсюду – дома, в школе, на работе, на улице и т.д. Мы не задумываемся о том, как воздействует на нас музыка: приносит вред, меняет характер, влияет на эмоциональное состояние, формирует отношение к жизни в целом.

Иногда ребенок меняется буквально на глазах и его поступки ничем нельзя объяснить. Имеет ли музыка к этому отношение? Как она влияет на эмоционально-волевую сферу ребёнка? Можно ли помочь ребенку разобраться в своих эмоциях и «расставить их по местам» с помощью музыки? Нужно ли использовать музыкотерапию при работе с детьми?

Из истории психологии известно, что ещё Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева, они проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

Западные учёные, проведя эксперименты, пришли к выводу, что некоторые мелодии обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Пение весёлых песен способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”. Начиная с XIX века, наука накопила немало важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований.

Проанализировав научную литературу, мы определили, что музыкотерапия является эффективным методом как на уроках, так и во внеучебной деятельности и играет немаловажную роль в развитии младших школьников. Музыкотерапия как способ влияния на эмоционально-волевую сферу младшего школьника очень интересная тема уже потому, что музыкотерапия достаточно новый и оригинальный метод работы с младшими школьниками как для педагогов, так и для учеников.

В 2003 году Министерство здравоохранения музыкотерапию признало официальным методом лечения.

В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993-1996 г.) отмечается, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.

И.М. Трахтенберг, воздействуя с помощью музыки на эмоциональное состояние обучающегося, устранял напряжение, нерешительность, мнительность, упадки настроения, усталость и т.д.

Н.В.Шутова использовала музыкальное воздействие на обучающегося как психологическое средство оптимизации его труда. Ею было доказано, что положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, активизируют деятельность преподавателей и обучающихся, стимулируют познавательный процесс.

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль [24, с.57].

Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека.

Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы.

Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”.

Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Но среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека это орган.

Исследования центра под руководством М.Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.

Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях, таких как:

· влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;

· влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;

· воздействие на организм человека традиционной народной музыки.

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия так же взяла на вооружение этот опыт. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Педагогам – музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях.

Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Групповая вокалотерапия — важный метод активной музыкотерапии. По Sehwabe (цит. По И. Е. Вольперту), преимущество этого метода для больных неврозами заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере — функциям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и, по существу, всего организма — с ориентацией на группу. Вначале упражнения сводятся к основным музыкальным элементам: воспроизведение звука с закрытым ртом, воспроизведение гласных в сочетании с движениями рук и всего тела и т. Д. Преимущество групповой вокалотерапии заключается в том, что при ней, в отличие от беседы, каждый участник вовлекается в процесс. Тут имеет значение момент анонимности, чувство своей укрытости в общей массе, которое создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений. Терапевтическое пение не исключает и творческих эстетических факторов. У некоторых больных занятия групповой вокалотерапией пробуждают потребность петь и независимо от сеансов лечения. Предпочтителен разнородный состав группы. Вредный момент — преобладание кверуляитных и истерических личностей, способствующих ярко выраженной «самозащите» от терапии.

Вокалотерапия особенно показана больным с фобиями, апанкастам, депрессивным, заторможенным, эгоцентрическим пациентам, лицам, страдающим функциональными расстройствами внутренних органов, бронхиальной астмой, головными болями. Численность группы— 15—20 человек, длительность занятий — 45 минут. Используются песни предпочтительно оптимистические, жизнерадостного характера, но также и такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроенностью группы. Решительно отвергаются сентиментальные песни и романсы, модные песенки. Размещение группы — замкнутый круг. Медицинские работники включаются вкруг и поют вместе со всеми. Когда уже достигнута динамическая направленность группы, каждому участнику представляется возможность предложить песню, тот или иной порядок вступления голосов, выдвинуть запевалу. Запев связан для многих с преодолением невротической застенчивости, так как запевала попадает вцентр внимания.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названным ею изо-принципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента, при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушащего.

Таким образом, музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

Рассматривая основные направления коррекционного действия музыки, обычно выделяют 4 следующих аспекта:

1) эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

2) развитие навыков межличностного общения — коммуникативных функции и способностей;

3) регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

4) развитие эстетических потребностей.

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма. Тональности – показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

r катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

r облегчение осознания собственных переживаний;

r конфронтацию с жизненными проблемами;

r приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.

В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапии может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке и пассивной, когда клиентам предлагают только прослушать музыку.

Пассивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Пассивная музыкотерапия существует в трех формах:

- коммуникативной (совместное прослушивание музыкальных произведений, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия);

- реактивной (направленной на достижение катарсиса);

- регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: Произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» – часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».

Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка помогает обрести временную безопасность. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции. Классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».

Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения. Классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения. Скрипичная и церковная музыка. Классика: Произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» - часть 3.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности. Вялым людям нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Классика: Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2».

Для снятия мигрени, головной и другой боли. Религиозная музыка. Классика: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец в Париже».

От бессонницы, для спокойного и крепкого сна. Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», а также пьесы Чайковского. Если, например, плохо спит ваш малыш, ему можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом.

Конечно, не обязательно слушать только классическую музыку, можно выбирать и другие стили. Но как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.

В групповой психотерапии музыкотерапия как один из методов применяется довольно широко. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Клиенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивается, как правило, три произведения или более или менее законченных музыкальных отрывка (каждый по 10-15 мин). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и тема — с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся скорее расслабляющим, релаксирующим действием.

Второе произведение динамичное, драматическое, напряженное, оно несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациентов. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов.

Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть также спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант музыкотерапии. Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью собственного голоса или выбранных музыкальных инструментов.

Для использования активного варианта нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, цимбалы. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Исполнение музыкальных произведений психотерапевтом или участниками группы (вместе или индивидуально) также имеет лечебный эффект, способствует созданию доверительной теплой атмосферы.

Таким образом, музыкотерапия — это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: