Предисловие

Необходимость подробного изучения механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в нашей стране обусловлена стремительным ростом за последние годы объемов экспортно-импортных и транзитных потоков, перемещаемых через таможенную границу РФ.

Мировая практика свидетельствует, что таможенное регулирование внешнеторговой деятельности является одним из основных рычагов воздействия на экономику любой страны. Глобальный экономический кризис, коснувшийся и России, оказал негативное влияние на развитие мировой торговли, но не изменил ярко выраженной тенденции к интеграции национальных экономик и, как следствие, к увеличению количества и многообразию ассортиментного состава внешнеторговых операций.

Сбалансированный подход интересов государства и членов общества при формировании таможенной политики должен обеспечить свободную интеграцию российской экономики в мировое хозяйствование с учетом защиты национального рынка, без которой невозможно обеспечение экономического суверенитета страны, соблюдение общественных устоев, жизни и здоровья населения.

Экономические преобразования, происходящие во всем мире, процессы глобализации, интеграции, активизации мирохозяйственных связей не оставляют шансов странам СНГ (в том числе России и Узбекистану) искать и устанавливать свои собственные, национальные правила таможенного регулирования. Их унификация с общепринятыми международными нормами и принципами становится неизбежной. Четко обозначившаяся тенденция унификации и гармонизации национального таможенного законодательства приводит к существенным изменениям концепции таможенного регулирования в целом.

Таможенное законодательство приобретает все более наднациональный характер. За последние десятилетия таможенное (как, например, и валютное) законодательство большинства стран становится "интернационализированным".

Практика таможенного регулирования во многих зарубежных странах демонстрирует последовательный отход от "суверенного законотворчества" по таможенным вопросам. Национальное таможенное законодательство следует за формирующимися тенденциями и принципами международного таможенного права. Большинство стран мира давно осознали, что развитие взаимной торговли - благо для всех, а единые стандарты таможенного регулирования международной торговли - это необходимость.

Таможенные кодексы большинства зарубежных стран построены на общей правовой основе - положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции 1973 г.), рамочных стандартов Всемирной таможенной организации (ранее эта организация называлась Советом таможенного сотрудничества), ряда многосторонних международных договоров. Как следствие, в этих странах организационно-правовая база таможенного дела похожа, хотя и имеет свои особенности, обусловленные определенными (но не по принципиальным вопросам) различиями национальных законодательств.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)/Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная таможенная организация и другие авторитетные международные организации устанавливают единые международные стандарты и нормы, которые суверенные государства не могут не учитывать при формировании национальных законодательств в сфере внешнеторгового и таможенного регулирования, даже не будучи членами названных выше организаций. В подобной ситуации универсальные нормы международного таможенного права применяются при регулировании таможенных отношений в качестве общепризнанных принципов и обычаев международного права, имея при этом приоритет над национальным законодательством.

Особое значение в последнее время приобретает проблема таможенного регулирования в рамках таможенных союзов (ТС). Появляются экономико-политические образования, определяющие себя как ТС, но при этом сохраняющие собственное таможенное законодательство и собственные таможенные тарифы. В этой связи важно отметить, что в общепринятом понимании Таможенный союз - это интеграционная группировка, участники которой добровольно отказываются от национального таможенного суверенитета в пользу "союзного органа", формируют единую для всех стран-участниц таможенную политику. Страны, участвующие в ТС, полностью устраняют таможенные барьеры во внутренней торговле и осуществляют единое, согласованное на союзном уровне таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в торговле с "третьими" странами (т.е. странами - не членами ТС). Таким образом, индикатором ТС является наличие общего для всех стран-участниц Таможенного кодекса, принятого союзными органами, и единого союзного таможенного тарифа. Если интеграционная группировка не отвечает данным требованиям, то она не является Таможенным союзом в общепринятом понимании.

В условиях усиления интеграционных процессов, формирования региональных ТС и межгосударственных экономических ассоциаций существенное значение для специалистов в области внешнеторговой деятельности приобретают знания и практические навыки в сфере таможенного декларирования, определения таможенной стоимости товаров и страны их происхождения, уплаты таможенных платежей при различных таможенных режимах.

Теоретические основы и методические особенности применения этих и других инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговых процессов, изучаемые в рамках учебной дисциплины "Таможенное дело", с той или иной степенью подробности рассматриваются в рамках настоящего учебника.

В результате изучения данной дисциплины студент будет:

Знать

o понятийный аппарат в области таможенного дела; принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; методологию определения и порядок контроля таможенной стоимости; порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, налогов при различных таможенных процедурах; особенности проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств; содержание таможенного оформления и таможенного декларирования товаров;

Уметь

o применять правила определения страны происхождения товара; применять методы определения таможенной стоимости и навыки контроля заявленной таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу РФ товаров; контролировать соблюдение валютного законодательства РФ при перемещении через таможенную границу товаров, валютных ценностей, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней; оформлять необходимую документацию при прибытии товаров на таможенную территорию и убытии товаров с таможенной территории;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: