Выражали интересов всех членов рода и племени

Виды социальных норм первобытного общества:

- обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;

- простейшие нормы морали - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле;

- религиозные нормы - правила поведения регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

- мифология - совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии;

- табу - религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов первобытного общества.

Все социальные нормы первобытного общества назывались мононормами, потому что они совпадали по содержанию.

Мононормы - единые, нерасчлененные специфические нормы. Они выражались в обычаях, тесно переплетенных с религиозными и нравственными устоями.

Признаки первобытных обычаев:

- это социальные нормы;

- сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку первобытного общества;

- обеспечивались мерами общественного воздействия;

- консервативны по своей природе, поскольку закрепляют то, что складывалось в результате длительной общественной практики.

На последнем этапе распада первобытнообщинного строя в эпоху классообразования возникают нормы права. Однако формирование норм права и прав человека явления разновременные. Правовые системы большинства регионов мира формируются в связи с крупными общественными разделениями труда, ростом его производительности, которые создали возможность появления избыточного продукта и сосредоточения общественного богатства в руках уже сформировавшейся привилегированной верхушки, осуществлявшей процесс управления в родовых организациях. Они были основаны преимущественно на методах насилия, принуждения, применявшихся носителями верховной власти по отношению к большинству общества. Уровень свободы был минимальный и охватывал, разве что, правящую верхушку. В таких условиях притязания индивидов на обеспечение нормальной жизнедеятельности были нереальны. Люди видели в представителях верховной власти либо ставленников Бога на земле, либо просто владык, требующих беспрекословного подчинения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: