Классицизм

Империя знаков

Вдохновение и упорство человека бросают вызов природе. Человек сооружает арки, мосты, акведуки, дороги, города крепости. В основе почтительного отношения многих поколений к идеалу лежит постоянная забота римлян о гарантиях выживания и благополучия их собственного общества, основанных на стремлении знать и следовать воле богов. Их полная суеверий религиозная практика, скомпрометированная проникновением в Италию учения эпикурейцев, заменена и приспособлена Августом к новой римской политике. Римлянам хватило нескольких элементов мифологии, чтобы определить свое историческое предназначение и направить древнюю набожность в имперское русло: происхождение Юлиев от Венеры Прародительницы, вмешательство Марса в дела римлян, начиная от рождения Ромула и до мести за убийство Цезаря, покровительство Дианы и Аполлона в гражданских войнах. Задачей принцепса и великого понтифика было сохранение «взаимной связи» (religio) с богами без углубления в природу божественного. Прошлое благодаря труду Ливии представляется как предсказание прихода к власти династии, начинающейся с Энея и участвующей во всех событиях римской истории, следуя воле проведения.
При создании культа, необходимого для поддержки государства, принцепс обращается к моральному аспекту, приспосабливая его к философии чувств: портреты Августа совмещают в совершенных им «деяниях» героическое и божественное.

Пересекая «мраморный город» от Палатинского холма до Капиталийского и до Марсова поля, можно наблюдать архитектурные сооружения и памятники, которые как бы ведут нас от одного к другому и приводят к Мавзолею, в котором апофеоз императора вписан в легенду об основании города: вход его лежит на одной оси с Пантеоном, местом откуда Квирин после основания Рима улетел на небо. «Энеида» понесет это послание в будущее.

Алтарь Мира отражает мессианский обряд передачи власти, прославляет долговечность Рима

Так же как «Вековая песнь» Горация или четвертая «Эклога» Вергилия. В будущем все общественные памятники будут отражать в своем топологическом расположении, в жестах главных действующих лиц, в различных аллегориях веру в святость и вечность Рима, теперь воплощенную в божестве.

Классицизм.

Рим - это увеличенная проекция греческого феномена господствующего города - государства, то в качестве архетипа его берутся Афины времен Перикла. В городском строительстве находят широкое признание традиционные греческие произведения искусства. Агриппа, зять Августа, предлагает закон (не был принят), согласно которому все греческие оригиналы произведений искусства, перевезенные в Италию, должны быть достойно выставлены в общественных местах, а частным лицам запрещается владеть ими.

Классицизм позволил заново оценить прошлое Рима, замедлив проникновение эллинистических традиций, и разработать концепцию, благодаря которой каждый ремесленник рассматривает свой труд как частицу общественной воли, чувствует гордость участия в общем деле аллегорического превращения Рима, где в самом Августе как верховном понтифике утверждается характер демиурга. В официальном портрете принцепса, созданном вместе с появлением титула Augustus (27г. до н.э.) черты его лица изображены в соответствии с классическим каноном ваяния, а прическа напоминает классический стиль Поликлета.

Появляются мастерские афинских скульпторов, которые работают на императорский двор и выполняют заказы следующих его примеру римлян как в загородных имениях, так и в провинциальных городах, создавая копии самых знаменитых работ от Мирона до Лиссипа. Это теперь самый практичный способ создания богатого интерьера на вилле или в доме. Некоторые мастера переселяются в Италию и обогащают своими гипсовыми слепками собрания предметов искусства в Риме. Все больше появляется копий с признанных шедевров, поскольку самое простое - это переложение сложного замысла поэта, сама поэзия которого неповторима. Жизненность и выразительность привлекаются для удовлетворения новых потребностей.

Работы одного типа можно обнаружить на вилле Папирусов и в Геркулануме. Здесь изображения философов стоят в одном ряду с бюстами государственных деятелей и статуями героев (Ахилла и Пентисилея) и божеств (Минервы, Аполлона, Дианы, Гермеса, Вакха и Геркулеса) дополняя образ владельца виллы в его домашней (otium) и общественной (negotium) жизни. В украшении стен в так называемом втором стиле утверждается мода на фрески среди архитектурных иллюзий катин на мифологические темы. Художники, скульпторы попадают в категорию “людей культуры” (греч.paide, лат. humanitas) и становятся такими же необходимыми как медики, юристы или чиновники. Они увековечивают в своих произведениях облик и деяния людей. Итог римской культурной революции – доказательство абсолютного приоритета и вечности греко – латинской культуры в памяттниках искусства. Роспись, скуьптура и архитектура приобретает роль, подобную той, какую играла в греческой культуре философия, - подготовка ораторов. В то время как у Аристотеля логика предопределяла образ мышления и оставалась его основой,когда разговор переходил на личные темы, в римских трактатах упор делается на практическую сторону красноречия, и она становится наивысшим выражением человеческой деятельности. Художественная продукция привлекается как “доказательная речь”, доверенная рукам мастеров и призванная обессмертить общественную деятельность и личные достоинства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: