Искусство

Афины

Назначение культуры у древних греков - содействие гармоническому, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) развитию человека, политическому и нравственно-духовному - гражданина. В таких специализированных сферах культуры, как политическая и правовая, они видели разумное противодействие любого рода социальным конфликтам и потрясениям, угрожающим социальной и государственной целостности. Даже раб знал, что за особые заслуги, оказанные государству, он будет отпущен на волю и может получить вознаграждение. Насколько государственный контроль и политика в отношении рабов были эффективны и отвечали интересам государства и рабовладельца, можно судить по тому факту, что история Афин не знает ни восстаний рабов, ни случаев их активного участия в уличных беспорядках и столкновениях враждующих партий.

Картина афинской демократии будет неполной, если из нее исключить законопроизводство. Правотворчество осуществлялось по принципу широкой гласности и активного участия всех граждан. Обсуждение законов методом состязательного процесса, с обсуждением всех соображений “за” и “против” способствовало тому, что законодательство в возможно допустимых пределах отвечало интересам большинства граждан. Система наказаний в Афинах была весьма разнообразной. При наиболее серьезных преступлениях (убийство, государственная измена, безбожие) назначалась смертная казнь, причем осужденному предлагалось самому привести приговор в исполнение путем принятия яда. Иногда же ему на выбор предлагались меч или веревка. Разбойников и грабителей часто просто продавали в рабство, считая, что неволя хуже смерти.

4. Мифы и литература

Существенную часть древнегреческой культуры составляли мифы. На основе мифов формировались религиозные представления. Эллинам было чуждо восприятие религии как свода догм, зафиксированных в священных книгах. Мифология и религия теснейшим образом переплетались, и герои были не менее популярны и почитаемы, чем боги. Мифы постоянно использовались в различных литературных произведениях, что способствовало популяризации литературы как важнейшего вида художественного творчества.

Известно, что в основе древнегреческого алфавита лежит алфавит финикийцев, переосмысление которого позволило грекам разработать совершенную систему письма. В результате уже в начале архаического периода (в 8 веке до н.э.) Были созданы произведения, знакомство с которыми считается обязательным для современного человека в такой же степени, как и для грека классического периода (5-6 вв. До н.э.) - “Илиада" и “Одиссея” Гомера.

Культуру Античной Греции принято делить на три основных периода: гомеровский (11-9 вв. До н.э.), архаический (8-6 вв. До н.э.), классический. Гомеровский период известен мало. Сам Гомер жил позже, название периода имеет чисто условный характер. Архаический период - один из значительнейших для формирования древнегреческой культуры этапов, когда создаются принципиально важные направления, философские системы, эстетические принципы. Это не только время Гомера, но и многих других крупных представителей древнегреческой литературы, в частности эпического поэта, родоначальника этики Гесиода. Сведения о жизни и личности Гомера носят полулегендарный характер. Гесиод - реально живший человек, земледелец по изначальному роду деятельности. Сохранились две его большие поэмы: “Теогония ”, целиком основанная на материале мифов, и Труды и дни ”. Эта поэма считается первым в истории культуры произведением, посвященным вопросам этики и правилам поведения. Гесиод убежден в том, что люди отличаются от животных знанием добра и зла. “Труды и дни” стали для древних греков сокровищницей моральных поучений и полезных советов и пользовались в Элладе неизменной популярностью.

В 7-6 вв. До н.э. Формируется новое течение в греческой литературе. Внимание начинают привлекать не только героические деяния прошлого, но и темы сегодняшнего дня. Поэты описывают свои личные переживания, что ранее считалось совершенно недопустимым. Такого рода поэтические произведения получают название “лирических” (“лира” музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого поэты декламировали свои стихи). Л ирика - один из трех родов литературы, произведения которого отражают внутренний мир автора, его переживания и чувства - существовала и ранее, в литературах Шумера и Египта, но только в Греции лирическое творчество стало нормой и традицией, тонко зафиксированной в произведениях лирических поэтов Архилоха, Солона, Алкея, Феогнида, Анакреонта и легендарной поэтессы Сафо.

Появление и развитие лирической поэзии связывают с именем Архилоха - величайшего из стихотворцев Эллады (нач. 7в. До н.э.). Он вводит в поэзию целый ряд новых стихотворных размеров, заимствованных из народных песен. Для Ф.Ницше Гомер и Архилох -“праотцы и священноносцы греческой поэзии”: “Гомер, погруженный в себя престарелый сновидец, тип аполлонического, наивного художника, с изумлением взирает на страстное чело дико носящегося в вихре жизни, воинственного служителя муз - Архилоха”, - пишет Ницше в произведении “Рождение трагедии из духа Музыки”.

Театр

Древняя Греция стала и родиной театра как художественного действа, созданного на профессиональной и структурно четкой основе. Ранее в истории культуры имела место лишь театрализация. Древние греки не только разработали сам тип представления, который был подхвачен последующими эпохами, но и стали родоначальниками нового литературно-художественного направления - драматургии, причем сразу в двух ее основных жанрах - трагическом и комедийном. Считается, что первое представление, созданное на основе заранее написанного и имеющего диалогическую форму текста, увидело свет в 537 году до н.э. От произведений ничего не сохранилось, кроме имен и названий пьес. Для нас театр начинается в классический период произведениями “отца трагедии” Эсхила, его младших современников Софокла и Еврипида, а также “отца комедии” Аристофана. Классический период, считающийся временем наивысшего расцвета культуры и политической системы Древней Греции и утверждения основ театрального искусства.

Мифологические сюжеты в трагедии – обязательное требование, за исключением пьес о недавних героических событиях. Например, Эсхил наряду с “Прометеем прикованным” и “Орестеей” пишет трагедию “персы”, посвященную победе греков в битве при Саламине. Софокл вошел в историю литературы и театра как создатель “Антигоны”, “Царя Эдипа”, “Электры”, а Еврипид - прежде всего как автор “Медеи” и “Ипполита”. Комедии Аристофана - это ярко выраженные сатирические произведения, зло и остро высмеивающие те тенденции в общественной, политической или художественной жизни, которые лично ему кажутся достойными критики. В комедии “Лягушки” объектом его недовольства становятся софисты и Сократ, в “Облаках” - творчество Еврипида. В “Лисистрате” он выступает как ярый пацифист, критикуя популярную среди некоторых из его сограждан политику войны.

Искусство

В классическую эпоху формируется изобразительное искусство. Жившие тогда знаменитые скульпторы (Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп и многие другие) и художники, произведения которых безвозвратно погибли, создали пластические каноны древней Эллады. Хорошо известны такие произведения, как “Дискобол” Мирона, “Дорифор (копьеносец)” Поликлета, “Апоксиомен” Лисиппа. Они изображали богов и героев. Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное волнений и сомнений, выражают то совершенство, которого человек, если еще не достиг, но достичь может и должен. Скульптор Поликлет к разработал научную основу создания скульптуры. Он основательно изучил строение человеческого тела, вывел математическое соотношения между отдельными частями тел и описал в труде “Каноны”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: