Эпоха Средневековья и ее место в историческом процессе

Средневековье – новая эпоха в истории культуры. Хронологические границы Средневековья от 4-5 веков до 14- 15. Начало Средневековья связывают с великим переселением народов – движением варварских племен (германцев, готов, гуннов и др.) с севера на территорию Римской империи, послужившим прологом ее падения.

Существует две противоположных позиции оценки Средневековья: апологетическая (апологеты – собирательное название раннехристианских писателей 1- 3 веков, защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов; переносное значение – человек, фанатично восхваляющий, защищающий что-либо); другая отрицала наличие культуры в этот период.

Искусство Средневековья далеко от античных норм отношения с реальностью, выработанных классическим искусством эллинов. В основе греческой классики лежит мифологическое, наивно – художественное, нерасчлененное отношение к действительности – «calos – cagatos”.

Искусство Средних веков обращено к духовному миру, его терзают противоречия между реальностью, физическим несовершенством и духовным идеалом. Сверхчувственное преобладает над реальным. В изобразительном искусстве, где невозможно отказаться от зримой, чувственной формы, вырабатывается особый стиль нефигуративного абстрактного искусства, которое все же оперирует видимыми формами: цвет, линия. Средневековое искусство понимает красоту физическую, как отражение красоты духовной, божественной. Именно искусству Средневековья удалось достичь выражения духовной сущности мира в памятниках художественной культуры.

Французский историк Ж. Мишле, Виктор Гюго, романтики второй четверти ХХ века утверждали, что именно в спиритуализме Средних веков рождается великое искусство Возрождения.

Традиционно в средневековой культуре различают три этапа:

Культура варварских государств 5-9 века – это период «вливания свежей струи новых, молодых племен, их представлений в уже дряхлую культуру римской античности». Расцвет ювелирных искусств, изобилие драгоценных камней, любовь к яркому, броскому орнаменту, посредством которого дает о себе знать неудержимость стихийных сил мира.

Культура господства романского стиля 10 –12 века, для которого характерно господство церкви, стремящейся отъединиться от мира, создание монастырей – очагов культуры того времени. Для этого периода типично строительство крепостей, стен, самостоятельность отдельных частей архитектурных сооружений, слагаемых из больших каменных блоков. Очень распространена скульптура, но она представляет собой придаток архитектуры.

Культура готики 13 – 14/16 века – период развития городов, знаменующее рождение новой силы общества, горожан – залог большей свободы человека. В этот период утверждается придворная, светская культура: изысканная рыцарская культура, лирика. Культ «прекрасной дамы».

«Из камней феодализма и обломков римского права стала складываться огромная, универсальная цивилизация Средних веков». (Гильберт Кит Честерсон, 1874 – 1936г.)

Источником для изучения варварского периода является сочинение Публия Корнелия Тацита (54 –120) «Германия», написанное на основе личных впечатлений, беседах и документах. Тацит описывает верования, храмы, жрецов, поклонение солнцу, матери – земле, ритуалы, моления в рощах, где живут духи, эльфы, культ мертвых, остатки веры в тотемы..

Средневековые отношения стали складываться после указа Константина Великого (332) о прикреплении колонов (крестьян) к земле – первые зачатки феодализма (крепостничество). Другая форма зависимости от сеньора – оброк за выделенную землю и исполнение различных работ. Перечень этих работ перечислен в сочинении Эсту ле Гоза «Поэма о версонских вилланах»: «Первая работа в году – к Иванову дню. Вилланы должны косить луга… чистить мельничные канавы… Но вот наступает август, а с ним новая работа… А потом время ярмарки «на лугу» … Затем наступает день святого Дионисия» и т. д.

Поэма ле Гоза относится к середине 8 века, описанные в ней отношения были заложены на последней стадии родоплеменного строя варваров, где общество уже делилось на «эделингов» (знать), «фрилингов» (простых свободных людей) и «ласси» (несвободных). Отдельные округа управлялись местными властителями. Более слабые становились «вассалами» сильных и богатых. Вассалы должны были помогать сеньору денежно и преданно нести военную службу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: