Готика

Готика смогла решить задачу преодоления противоречия духовного и материального. Философское течение - «томизм» (лат. Thomas – Фома) – Фомы Аквинского (Фома Аквината, 1227 – 1274) приобретает главнейшую роль вплоть до современности. Новейший томизм стремится сочетать учение Фомы Аквинского с философскими системами Канта и Гегеля. Фома – аристократ по происхождению, сын графа Ландольфа Аквинского, воспитанник бенедиктинских монахов, изучал искусство в Неаполитанском университете, поступил в доминиканский ордер, учился в Париже, стал профессором теологии. За добрый нрав получил прозвище «ангельский доктор». В 1323 году был причислен к лику святых под именем Фомы Аквинского. Главная идея Аквината – стремление примирить разум и веру. Признавая науку и ее значение, он утверждал, что вера выше разума, но не противоречит ему. Познание предусматривает образное восприятие реальности, что важно для искусства. Свойства красоты: целостность, гармония, лучезарность. Представление о яркости и значении света, находят выражение в миниатюрах и витражах.

Учение и личность Франциска Ассизского (1182 – 1226) – так же повлияли на формирование культуры того периода. Основатель ордеров францисканцев и монахинь – кларисс (сподвижница Франциска Кьяра – Клара, как и он причислены к лику святых). Франциск предлагал молиться свободно, своими словами и читал проповеди птицам и рыбам, папа Иннокентий 3 оказал ему покровительство.

Франциск Ассизский утверждал, что истинная красота исходит от Бога. Только он реален, остальное иллюзорно, поэтому искусство должно волновать. Эти положения определили характер готики. Сам Франциск был поэтом, его стихи распевались трубадурами. Этот вид творчества развивался на протяжении 13 –14 веков, был важнейшим явлением готической культуры. Честерсон писал: «Он был не столько певцом, распевающим свои песни, сколько автором пьесы, играющим главную роль… Св. Франциск обратил свою жизнь в произведение искусства». Личность и творчество Франциска соприкасаются с искусством театра, жонглеров (странствующих актеров и музыкантов), трубадуров. Наиболее популярны в период готики были театральные представления, направленные на распространение христианского вероучения, религиозной морали: литургические драмы «Плач трех Марий», «Дев мудрых и дев неразумных», «Пасхальные литургии», «Представления об Адаме».

Свой вклад в появление народных представлений внесли ваганты (vagante – бродячие) – бродячие школяры, клирики, студенты, чье творчество противостояло церковному и было своего рода озорством:

Бросим все премудрости.

По боку учение!

Наслаждаться в юности

Наше назначение.

К 13 веку появляются религиозные драмы – миракли (франц. Miracle – чудо): Рютбеф «Чудо о Теофиле», Жан Бодель «Игра о святом Николае».

Мистерии – «Страсти господа нашего Иисуса Христа» и др.

В период готики поэзия трубадуров сомкнулась с рыцарской поэзией, связанной с развитием придворной культуры (рыцарские турниры, культ «прекрасной дамы»). «Трубадуры играли рифмою, изобретали для нее всевозможные изменения стихов, придумывали самые затруднительные формы… Но ум не может довольствоваться одними игрушками гармонии, воображение требует картин и рассказов. Трубадуры обратились к новым источникам вдохновения, воспели любовь и войну…», - писал Пушкин.

Культ прекрасной дамы сомкнулся с главенствующим в период готики культом Мадонны – Богоматери.

Музыка, литература, театр оказали влияние на создававшуюся концепцию архитектуры готического собора. Главное изображение Христа – высшего Судии сменяется заступницей Богоматерью. Ранние готические соборы посвящаются ее культу.

В готической архитектуре главное – поиск конструктивных решений, результатом которых является причудливость готических форм; ее элементы: стрельчатая арка, нервюрный свод, контрфорсы. Арки стрельчатой формы, нервюры – ребра свода, аркбутаны – полуарки, выносящие тяжесть главного нефа за стены собора, наружу и передающие ее контрфорсы, находящиеся тоже с наружи, столбы – вся эта система конструкции образует каркас и дает возможность создать здание любой высоты и длины. Каждая ячейка внутреннего пространства может быть повторена (столбы, арки, свод), таким образом реализуется идея бесконечного пространства (см. философию того времени).

Философ, математик, эрудит епископ Николай Оремский (1325 – 1382)занимался вопросами геометрии, конфигураций, числовых соответствий. В его теории присутствует понятие несоизмеримых величин, которые нельзя измерить числом: если вычесть одну такую несоизмеримую величину из другой, то результатом будет бесконечность.

Идее космичности и бесконечности служит все своеобразие готического декора, скульптура, которая должна была выражать весь мир. (В соборе в Реймсе есть гротескная скульптура – маска негра. Но основные черты классического французского искусства готики великолепие, величественность и лиричность).

«Картина на пергаменте» – это миниатюра в книге, особенно распространенная в Средневековье. Существовало множество школ во Франции, Германии, Ирландии.

Монументальная живопись почти «умерла». Ее заменили витражи – живопись на стекле.

Средневековая культура в странах Европы.

Особыми путями шло развитие средневекового искусства в Англии, Нидерландах, Испании, Прибалтике. Главная особенность – плоскость стен фактически уничтожена, витражи просвечивали и нарушали плоскость.

Англия. Плоскость стены украшали декором из перпендикулярных форм – «перпендикулярная готика».

Испания. Сильное воздействие мавританского искусства: изобилие декора, покрывающее стены, колонны, своды. Пример: изображение царя Давида в тимпане собора монастыря Сантьяга де Кампостелла (жадное чувство массы камня, его весомости вступает в противоречие с орнаментальностью складок, таким образом создается острая контрастность абстрактного и чувственного начал, приводящая к преувеличенной экспрессии образа.

Прибалтика: спокойные, прозаичные формы, сродни немецким городкам (Ганза и т.п.).

Пример: город Кливленд, Тангермюнде, Таллинн.

Франция – страна классической готики. Наиболее характерен – северо-восток, Нормандия - проще, юг – тяга к единому пространству, влияние античности. Скульптура приобретает самостоятельность, независимость от архитектуры, монументальность.

Английский философ Иоанн Дунс Скот, профессор Оксфордского и Парижского университетов, противник Фомы Аквинского, последователь Августина, знаток античной философии, Аристотеля, защищал «практические цели» и считал существенным индивидуальность и активность мышления. Его учение обрело сторонников среди францисканцев и предвосхитило эпоху Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: