Апологеты христианства
Христианская теология возникла как синтез иудейско-христианской мифологии и греко-римской философии в ее идеалистическом аспекте.
Первое время образованные христиане выступали в качестве защитников (апологетов) новой религии и пытались доказать в своих защитительных речах, что христиане вовсе не то, что из них пытаются сделать враги. Эти апологии предъявлялись самой высокой в Римской империи инстанции - императорам-принцепсам.
Однако римские власти третировали христиан.
Первым христианским апологетом, чьи сочинения выжили, был
Флавий Иустин (казнен в 165 г.) – первый из «отцов церкви» Родился в начале 2 в. в Палестине, в г.Сихеме. В поисках истины переходил от стоика к перипатетику, от перипатетика к пифагорейцу, от пифагорейца к платонику. Стоик не ведал бога, перипатетик был корыстен, пифагореец отказался вести занятия, т.к. Иустин не знал математики и музыки. Затем Иустин услаждался учением Платона…
Иустин рассказывает о встрече и беседе с неким старцем, которая определила дальнейший выбор. Иустин принял крещение. Проповедуя в Риме, он полемизирует с киниками, гностиками и стоиками.
Сочинения: Большая апология - императору Антонию Пию и Меньшая апология – императору Марку Аврелию
Философские идеи апологетов
Иустин-мученик Казнен ок. 165 г. | Христианство и философия имеют один и тот же5 источник – Божественный Логос, разлитый во всем мире. Поэтому христианами можно считать и тех философов, которые прожили свою жизнь в соответствии с Логосом (Сократ, Гераклит) Логос теоретически признавали и стоики |
Татиан | Все языческие философы были глубоко безнравственны и невежественны. Христианская мудрость древнее всех философских учений. |
Тертуллиан Ок 150 – 222 г.г. | Язычество и христианство, вера и разум, религия и философия принципиально не совместимы. Истины веры не доступны разуму, они сверхразумны:»Верю, потому что нелепо». |
Климент Александрийский 150 – 215 г.г. | Языческая философия и христианское вероучение – две ветви одного дерева; истины христианства согласуются с учениями лучших из язычников; философия – это как бы преддверие христианства. Нет знания без веры и веры без знания. Для постижения глубинной сути Священного писания необходимо его аллегорическое истолкование. |
Ориген, ученик Климента | Христианство – закономерный итог и завершение языческой философии, поэтому изучение христианства надо начинать с изучения философии. Философия является лучшим средством для доказательства идей христианства |
Августин 354 – 430 г.г | Закладываются основы христианской философии путем синтеза христианства и неоплатонизма. Утверждается примат веры над разумом. |