Рекомендации для младшего отряда

Для адаптации малышей к лагерю в первый день постарайтесь подготовить все так, чтобы они почувствовали, что в лагере их ждали. Пускай каждый ребенок обязательно найдет под подушкой маленькую открытку с приветствием и пожеланиями. Постарайтесь как можно больше занять их – конечно, проведите игры, экскурсию по лагерю в интересной форме. Постарайтесь уделить каждому ребенку лично хотя бы несколько минут. Вечером обязательно проведите огонек знакомств со свечкой и маленькими сюрпризами для ребят, после отбоя расскажите сказки, пусть коротенькие, зато успеете зайти в каждую комнату. А следующим утром проведите свою, малышовскую, отрядную зарядку - не скучные упражнения, а веселые игры-речёвки с забавными движениями. Все это повторите и в последующие дни. А еще все вместе оформите наше отрядное место, корпус, обязательно придумайте свои традиции и "секрет".

Итак, еще раз. Основные моменты первого дня, которые надо постараться реализовать:

1. «Мне сильно повезло с вожатыми » Красивый, добрый, веселый, обаятельный вожатый, который сразу завоевал симпатии ребят – то, что надо! И при дележке обязательно стоить отметить каждому отряду насчет их вожатых, объясняя как им неимоверно повезло. Правило цыпленка «кого первого увидел- тот и мама». Поэтому детей на регистрации их в лагере должны встретить выспавшиеся, бодрые и радостные вожатые при полном параде. Настройте себя на волну любви – и дети обязательно это почувствуют.

2. «Новый дом» Прошла дележка на отряды, дети уже немного перестали бояться монстров-вожатых, потому что им же уже повезло:), взяли вещи и к корпусу. Например так (прием «взять тепленькими»):

- Короче, пацаны, дело такое: мест всем не хватает, Кто будет спать со мной на полу?

- Яя-я-я-я!

- Молодцы. Пошутил, пацаны.

Стоит на первый день лагеря разрешить детям максимально обустроиться в комнате. То есть не наводить порядки. А наоборот: разложить вещи, показать, куда можно повесить какой-то списочек с именами (не Иванов Петр, н-ый отряд), а придумают пускай себе ники, да еще и аватары пририсуют. И название комнаты заодно. А про порядок напомните уже на следующий день. Пусть побудет тот беспорядок, который обычно народ устраивает на СВОЕЙ территории. Пусть это будет Дом.

3. Знакомство с отрядом.

Основные ошибки:

a) Дети встают перед отрядом и отчитываются, как в армии на плацу, разве что «равняйсь-смирно!» не звучит. Разговор на равных подразумевает разговор и на равном расстоянии - высоте – позиции в том числе. Мы все сидим и разговариваем. Или стоим и разговариваем. Но все.

б) При представлении запрашивается, кто, чем увлекается, в каких секциях занимается, и какой вальс умеет танцевать и т.д. Разве так мы представляемся при реальном знакомстве? Разве нам важны какие-то там умения наших друзей. А не то, что они просто есть? Максимум при первом знакомстве – это ответ на один вопрос «Что вы ждете от смены?” Ну и представиться, конечно. А потом где-то перед и после столовой запустить «снежный ком» Да с себя начать. Да движения посмешнее. Детям – расслабушка и первое сплочение отряда, вам – первая попытка всех запомнить.

в) Правила в лагере звучат как инструкция в зоне. Думаете помогает? Никогда. Скорее, наоборот, если правил сильно много - дети будут пробовать их на обязательность исполнения. Что делать? Схитрите. «Свалите» с больной головы на… ветеранов лагеря. Обязательно кто-то будет из стареньких. А даже если и не будет - какая разница?

“Народ, все кто был - знают, а остальные- умные люди и понимают, что…»

И вот тут расскажите 3 основных правила:

- Вожатый должен быть в курсе жизни своего отряда и местоположении каждого ребенка в каждую секунду

- Вожатый всегда на стороне детей и защищает их.

- Вожатый отвечает за жизнь, безопасность и здоровье детей.

Поэтому… не подведите, народ”

То есть особенно первые дни спокойно, но четко добиться того, чтобы все перемещения, пожелания, проблемы и конфликты были донесены до вас, как до людей, которые бросили на фиг свою личную и прочую жизнь в городах и приехали именно к этому отряду. Потому что без них… ну никак;)

А инструкцию зачитаете после. С интонациями: «Ребят, тут как бы положено инструкции по правилам – я почитаю вам на ночь вместо сказки, ок?” Потому что чтение инструкций к общению как-то мало располагает.

Первый день желательно расписать заранее и поминутно. Пусть не все удастся выполнить, это не страшно, но собравшись с мыслями внутреннее, вы быстрее соберете в кучку отряд, которому эта собранность и уверенность передастся на уровне ощущений.

Что можно включить в план первого дня еще:

1. Экскурсия по лагерю. Даже если в отряде будет всего 1 новенький ребенок, пусть все бывалые поучаствуют в представлении своего лагеря. Пройдите по всем аллейкам и местам лагеря, возьмите мелки и пририсуйте стрелки на пути следования и «пометьте» территорию каким-нибудь символом-смайликом отряда (только не забудьте дать кусочек каждому! И можно не сразу, а по пути… как бы случайно захватив мелки в карман)

2. Выход к пляжу. Посидеть на берегу в своей беседке, заполняя паузы в общении опять же обсуждением какого-то одного вопроса, к примеру, кто сколько раз был на море. Расскажите какую-то свою морскую (речную) историю. Предложите написать пожелания на лагерную смену, сложите в заранее заготовленную бутылку и закопайте или спрячьте где-нибудь с целью проверить сбылось ли в конце смены.

3. Общий рисунок «Первый день отряда» Потратьте один ватман на общий рисунок. Ни о чем, просто так, пусть народ пораскрашивает и поподписывает все, что в голову пришло. Не забудьте внести свой вклад в картину.

4. Что будет в лагере? Расскажите отряду, как будет выглядеть смена. И сами мероприятия, конечно, но больше раскройте атмосферу лагеря, покажите фото прошлого года, план смены, объясните каким вы видите отряд и что вы лично готовы для этого сделать.

5. Анализ дня. Вечером потратьте 10 минут больше на «свечу» (огонек, орлятский круг). Пусть это будет один вопрос, о самом хорошем в первом дне, но пусть сама идея ежевечернего сбора будет заявлена. И заодно, возьмите что-то обозначающее ваш тренерский шарик и покажите разговор по кругу по очереди. Он еще пригодится. По разным поводам.

Да, и не забудьте, что после отбоя вам еще на планерку!

Примерный план первого дня

Примерный план первого дня, естественно в разных традициях детских оздоровительных лагерей и разных по возрасту детских отрядах он (план) может существенно отличаться.

9.00

Прибытие в лагерь. Высадка из автобуса: нужно организовать правильный выход из автобуса. Следует объяснить детям, что из автобуса все выходят по очереди, не толпятся в проходе, те, кто уже вышли, собираются рядом с автобусом, стоят у вожатого, а никуда не разбегаются. Первым из автобуса выходит один из вожатых, второй – выходит последним, обязательно проверив, не остались ли забытые вещи. Важно правильно и быстро выгрузить вещи из автобуса. В этом должны участвовать старшие мальчики. При этом нужно обратить внимание, как они относятся к этому, первому для них заданию. Кто и как, насколько тщательно выполняет это первое поручение.

После того, как все вещи выгружены, дети могут начать искать среди них свои. Мне кажется, чтобы все прошло быстро, следует объяснить эти правила поведения еще в автобусе, подъезжая к лагерю. Стоит объяснить детям, что уже с этого момента начинается некий дух соревнования, внести некий элемент игры, чем быстрее и слаженнее они все сделают, тем лучше смогут сразу же помочь вам.

9.15

Все строятся парами, всех еще раз пересчитываем, двигаемся в сторону корпуса. При этом один вожатый идет впереди, другой – сзади.

9:25

Начинается расселение в корпусах. Пока один вожатый узнает точную информацию о расселении, другой остается с детьми. Чтобы не терять время, заполнить сложившуюся паузу, можно сложить все вещи вместе, встать в круг и провести игру на знакомство. (Снежный ком)

Когда все окончательно выяснится, можно непосредственно приступать к расселению.

Мне кажется, что лучше заранее продумать, кто с кем будет жить, например, в поезде, самолете или автобусе, чтобы иметь достаточно времени в запасе на урегулирование возможных недоразумений, споров.

По возможности, лучше разделить 10летних и 17летних, особенно у мальчиков, чтобы избежать дальнейших конфликтов. Если же такой возможности нет, то уже нужно начать объяснять старшим, что нужно помогать, заботиться о тех, кто младше, а младших просить «наблюдать», отвечать за старших. При распределении по комнатам обратить внимание на то, кто к кому из детей больше расположен, какие группы они уже успели образовать.

Итак, к расселению. Один из вожатых первым поднимается на этаж, встречает детей на нем, помогает донести вещи. Затем показывает, называет номер комнаты, куда второй вожатый уже направляет группу детей.

Перед тем, как все разойдутся по комнатам, нужно громко объявить, что сбор состоится через 10 минут у лестницы. Сверить часы, назвать точное время сбора.

Дети берут свои вещи, расходятся по комнатам, но вожатые не оставляют их одних. Заходят в каждую комнату, помогая детям освоиться, разобраться, куда, что они будут складывать, где будут хранить обувь. Кроме того, необходимо убедиться, что все находится в рабочем состоянии, нужно показать детям, где включается свет, вода и прочее, как открываются, закрываются окна. Спросить, нравится ли им комната и напомнить, что через 10 минут вы встречаетесь у лестницы.

10.00

Перед выходом из корпуса, все строятся парами. Один вожатый собирает детей, другой закрывает комнаты, поторапливает задерживающихся. Перед тем как выходить, похвалить пришедших вовремя и обратить внимание, сделать замечание тем, кто задержался, попросить больше не опаздывать. Для себя отметить, выделить детей, выполнивших все правильно. В первый день важно точно, четко, строго соблюдать все правила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: