Введение К. Г. Юнгом экстраверсии-интроверсии положило начало ни одной психологической теории. Многие известные психологи, опираясь на эти понятия, написали научные труды.
Айзенк переосмыслил термины экстраверт и интроверт, введенные К.Г. Юнгом.
Свои исследования базовых признаков личности Айзенк начал с анализа результатов психиатрического обследования контингента солдат, - групп здоровых и признанных невротиками. В результате этого анализа, было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различными и факторный анализ которых позволил получить четыре фактора, в том числе факторы экстраверсии-интроверсии. В качестве методологической базы Айзенк ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных, в конечном счете, биохимическими процессами. Первоначально он интерпретировал экстраверсию-интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения:
-для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость, и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость;
-для интровертов же - быстрое формирование возбуждения, его сила (это связано с лучшим образованием у них условных рефлексов и их обучением), и медленное формирование реактивного торможения, его слабость и малая устойчивость.
Так же, введение термина интроверсии-экстраверсии помогло в создании теории личности «Большая пятёрка».
Большая пятёрка - модель личности человека. Продолжает линию исследований, начатую Г.Айзенком и Р.Кэттелом, предполагавшими, что личность характеризует меру индивидуальных различий человека в степени и форме адаптации к социальной среде с учетом биологических свойств индивида.
В соответствии с названием, модель предполагает, что личность человека включает в себя пять общих и относительно независимых черт (диспозиций):
§ экстраверсию,
§доброжелательность,
§добросовестность,
§нейротизм
§открытость опыту.
Модель выводится эмпирически, с использованием данных самоотчетов (вопросники, шкалы прилагательных), экспертных оценок (внешних наблюдателей за поведением) и данных поведенческих, получаемых в рамках исследований. Таким образом, в эмпирических исследованиях 5 черт чаще всего предстают в виде сравнительно автономных факторов.