Лед тронулся?

Врачам на Западе (и, слава Богу, последнее время и у нас в стране) стало ясно, что успех в лечении пациентов зависит не только от того - сколько и каких лекарств им назначается. Мы все начинаем понимать, что зачастую лекарства, какими бы хорошими ни были, просто не способны вылечить человека.

Лекарственная терапия является симптоматическим лечением, т.е. ориентированным на снятие симптомов. Это напоминает кошение травы: чем чаще косишь, тем гуще она вырастает. Парадокс современного состояния лечения болезней заключается в том, что чем более мощные способы и лекарства против болезней создает наука, тем дальше победа над болезнями.

Большинство переживаний, которые образуются в процессе жизни, люди рационализируют, то есть говорят себе примерно следующее: «А, ерунда! Мне что - с ним детей крестить?» И эмоции относительно этого события теряют свою силу. Но отрицательные эмоции, которые человек не смог рационализировать по тем или иным причинам, живут где-то внутри него и "мутят воду".

Практика показывает, что разделение психики на два «этажа» - сознание и подсознание, весьма плодотворно, хотя и несколько условно. Действительно, объяснить всю сложность психических явлений просто невозможно без допущения наличия неосознаваемых процессов, происходящих в мозгу.

Сознание - это та информация, которой каждый человек свободно оперирует в обыденной жизни - мысли, переживания, воспоминания. Подсознательные же процессы таковы, что не поддаются прямому сознательному контролю. И по своему объему они значительно больше сознательных.

И для того, чтобы понять – что и как происходит внутри человека, я хочу подробно объяснить взаимоотношения между сознанием и подсознанием.

Вспомни, дорогой мой читатель: Что ты делаешь, прежде чем ступить на проезжую часть в том случае, если тебе надо перейти улицу с интенсивным движением? Наверное, когда ты задумался над моим вопросом, голова у тебя автоматически повернулась сначала влево, а затем направо. То же самое ты делаешь и при переходе улицы.

Когда - то мама сказала тебе: "Сынок (или доченька)! Переходить улицу очень опасно. Может сбить машина. Поэтому - прежде чем сделать это, посмотри сначала налево, потом направо. И, если не будет машин, переходи". Ты уже давно забыл об этом уроке, но родительская программа живет внутри тебя и заставляет поворачивать голову. Как бы ты ни был занят мыслями, твоя голова сама по себе поворачивается в нужном направлении.

Можно сказать, что внутри тебя есть часть "Я", которая ответственна за безопасный переход улицы? Безусловно! Можно сказать, что она действует в какой - то степени автономно, без участия сознания? И это тоже верно!

Когда ты пишешь что - либо, ты ведь не задумываешься о том, как надо выводить рукой буковки? Наверное, нет. Внутри тебя есть часть "Я", как бы маленький "писарь", который делает это. Когда-то, когда ты ходил в первый класс, тебя научили писать. И у тебя появилась часть “Я”, ответственная за умение писать. С тех пор этот “писарь” облегчает тебе жизнь, беря на себя рутинные операции по маранию бумаги. Ты, наверное, замечал, что когда ты собираешься что - либо написать, то мысленно проговариваешь то, что надо написать. Получается, что ты как бы диктуешь этому "писарю".

Можно сказать, что внутри тебя есть часть "Я", которая ответственна за "писанину" и которая действует автоматически? Мне представляется, что и в этом нет никакой натяжки.

Если немножечко абстрагироваться, то можно легко представить эти части Я, наши вторые, третьи и т.д. "Я", каждая из которых существует внутри человека ради выполнения своей строго - определенной задачи.

Внутри каждого человека есть часть "Я", которая ответственна за питание организма; за обеспечение организма воздухом; есть часть, ответственная за доставление удовольствия, за лень и т.д. Есть много - много разных частей "Я", которые по мере своих сил реализуют то, что стало для этого человека ценным в результате воспитания и индивидуального развития.

Но если эти части Я начинают приносить вред, то вырабатываются специальные программы, которые будут «гасить» их действие. И каждый раз, когда эти части Я по тем или иным причинам начинают работать, внутри человека включаются контрпрограммы, своеобразные «антитела», которые инактивируют эти «антигены», производя своеобразную бессознательную рационализацию.

Части, ответственные за обеспечение биологических потребностей, образуются естественным образом. А вот другие - по мере поступления информации. Если когда-то ты сказал себе в какой-то конкретной ситуации: «Ой, как мне от этого плохо! Я, наверное (то есть НАВЕРНЯКА), буду от этого страдать всю жизнь!», то ты, таким образом, даешь команду на создание в себе новой части “Я”, которая в будущем реализует эту программу.

Потом, когда пройдет достаточно долгое время и непосредственное событие, которое вызвало эту боль, давно забудется, часть “Я”, ответственная за реализацию этой команды, все равно будет продолжать делать свое дело упорно и надежно. Ведь ее, эту часть, создали и отдали приказ: “Всегда страдать от этого!!!”

Для того, чтобы образно представить взаимоотношения сознательного и бессознательного материала, можно сравнить нашу психику с фруктом гранат. Его шкурка - наше сознание, а подсознание - его ягодки. Каждая из этих “ягодок” - часть “Я”, ответственная за реализацию какой-либо ценности. И каждая появилась внутри психики для того, чтобы приносить ту или иную пользу.

По объему подсознание намного больше сознания. Но каждая “ягодка”, из которых состоит подсознание, намного меньше сознания. Еще один образ, который помогает осознать эти взаимоотношения: сознание - это средневековый феодал - сюзерен, который сильнее отдельного вассала, но намного слабее всех их, вместе взятых.

И в одно "прекрасное" время внутри человека образуется часть, в результате деятельности которой появляется болезнь. И начинает обуславливать его плохое самочувствие. Человек это событие зачастую воспринимает чуть ли не как катастрофу. Но в организме ничего не происходит так просто!

Если часть «Я», в результате деятельности которой появляется болезнь, возникла и стала действовать внутри человека, то это означает, что она зачем-то нужна организму. Все в этом случае идет по закону биологической целесообразности.

Считается (и это проверено экспериментально), что все части "Я" существуют для того, чтобы приносить пользу. И, не удивляйся, дорогой мой читатель, - даже часть, в результате деятельности которой появляется болезнь! Если ты считаешь, что болезнь приносит только вред, то это далеко не так.

Эта часть когда-то образовалась, поселилась в бессознательном и приносила несомненную пользу. Но беда ее заключается в том, что она не знает, что обстоятельства изменились и ее деятельность теперь приносит вред. И остается “включенной” на длительное время тогда, когда она уже совершенно не нужна.

Представь себе, дорогой мой читатель, такую картину. Несколько детишек играют в песочнице, а мамы сидят неподалеку и разговаривают. И тут прибегает собака и лает на них. Ребенок сильно пугается, изо всех сил бежит к маме и спасается у нее под юбкой. И в этот момент в его голове идет примерно такой разговор: «Собака могла меня убить! И в будущем надо сделать все для того, чтобы этого не произошло!» Ведь его инстинкты прекрасно знают, что если рядом с ним появится что-то четвероногое, зубастое и с хвостом, то это очень опасно!

И в этот момент внутри ребенка появляется новая часть Я, которая ответственна за страх перед собаками. Она знает свое дело "туго" и каждый раз при встрече с собакой упорно сигнализирует: "Перед тобой ужасный, сильный враг! Он может наброситься на тебя и съесть! Бойся его!!!" В детстве для маленького ребенка это было действительно так. И вполне возможно, что эта часть Я не раз спасла ребенку жизнь.

Но весь фокус, из-за чего у человека появляется эта проблема, в том, что сознание изменилось, тело стало взрослым и теперь собака совершенно не страшна. Но эта часть “Я” остается в том же “возрасте”, в котором образовалась. И, естественно, реагирует на стимулы, идущие из внешнего мира так, как реагирует человек в этом возрасте.

Тот бедолага, внутри которого образуется такая часть Я, всю жизнь бледнеет от лая комнатной собачонки. Сознанием своим он прекрасно понимает, что та даже кусаться-то не умеет, не то, что убить. Но ничего с этими эмоциями поделать не может. Он страдает от кажущегося ему иррациональным страха, понимает это, но ничего с собой поделать не может. Как только он видит рядом с собой собаку, внутри него включается в работу часть Я, которая ответственна за вызывание у него страха перед собаками.

Тело и требования к нему меняются, появляются новые потребности, но эта и подобные части “Я” об этом не знают и продолжают делать свое дело так, как было когда-то приказано. Она «знает», что если рядом появилась собака – это опасно и надо сделать все для того, чтобы удалиться от нее на безопасное расстояние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: