Теория эндогенного определения экономической политики

Одним из наиболее существенных достижений.теории общест­венного выбора является «эндогенизация» параметров государствен­ной экономической политики. Для традиционного подхода, свой­ственного неоклассической экономической теории, характерно представление об экономической политике как о «внешнем» (экзо­генном) для экономической системы факторе. Иными словами, предполагается, что она формулируется и осуществляется субъек­тами, находящимися вне экономической системы, в соответствии с их стремлением к максимизации общественной функции благосо­стояния. Напротив, в рамках теории общественного выбора все ме­роприятия государственной экономической политики понимаются как эндогенные для экономико-политической системы, поскольку их определение осуществляется под влиянием запросов субъектов политического рынка (избирателей, членов групп давления), кото­рые одновременно являются экономическими субъектами31. Имен­но эта концептуальная схема составляет аналитическое ядро теории эндогенного определения экономической политики, которая уде­ляет центральное внимание изучению поведения субъектов поли­тического рынка, максимизирующих собственные целевые функ­ции, и налагаемых на него ограничений (прежде всего информаци­онных и институциональных).

22 Alesina A. and Roubini N. Political Cycles in OECD Economies // Review of Economic Studies. 1992. Vol. 59. P. 663—688; Alesina A. and Rosenthal H. I'iirtisan Politics, Divided Government and the Economy. N.Y.: Cambridge University Press, 1995.

21 Hettich W. and Winer S.L. Economic Efficiency, Political Institutions and Policy Analysis// Kyklos. 1993. Vol. 46. № 1. P. 3-25.


Зарождение нового взгляда на процессы определения экономи­ческой политики ассоциируется прежде всего с именами Дж. Стигле-ра и С. Пильзмена, давших развернутую характеристику влияния от­раслевых групп давления на принятие решений, касающихся ре гули рования сферы их деятельности24. Впоследствии данный подход бы i распространен на анализ широкого круга проблем как отраслевого, так и макроэкономического регулирования, при одновременном ус ложиении структуры взаимодействия между субъектами политичес­кого рынка.

Определенный параметр государственной политики (например, объем бюджетных расходов, ставка налога, высота внешнеторгового тарифа, сумма субсидий определенной отрасли) рассматривается как ] эндогенный, если его выбор можно объяснить рациональным макси­мизирующим поведением индивидов25. Благодаря такому подходу по- - является возможность распространить методы анализа общего и час­тичного равновесия как на политическую сферу, так и на всю эконо­мико-политическую систему. Для изучения политических процессов применяются общие модели эндогенного определения политики струк­туры пхт (п групп давления, т субъектов принятия политических ре­шений), в которых в качестве эндогенных рассматриваются парамет­ры поведения обеих упомянутых категорий субъектов политического рынка, а также частичные модели эндогенного определения полити­ки, в которых за эндогенные принимаются параметры, характеризую­щие поведение лишь какой-либо одной категории субъектов.

Совмещение моделей, описывающих политические и экономиче-, ские рынки (т.е. синтез общих моделей эндогенного определения эко­номической политики и традиционных моделей общего экономичес-■ кого равновесия), позволяет перейти к анализу экономико-политиче-] ского равновесия, охватывающего как экономический, так и полити­ческий сектор общественной жизни. Модели общего экономико-по­литического равновесия предусматривают, что как субъекты полити­ческого рынка (правительство, партии, группы давления и рядовые избиратели), так и субъекты экономического рынка (предпринимате­ли и потребители) руководствуются мотивом максимизации собствен­ной целевой функции. Данные модели призваны характеризовать рас-

24 См.: Stigler G.J. The Theory of Economic Regulation // Bell Journal ofj Economics and Management Sciences. 1971. Vol. 2. P. 3—21; Peltzman S. Toward! a More General Theory of Regulation // Journal of Law and Economics 1976.1 August. Vol. 19. № 2. P. 211-244.

" Magee S.P., Brock W.A. and Young L. Black Hole Tariffs and Endogenous; Protection Theory. Cambridge Cambridge University Press, 1989. P. 30—32.


пределение экономических ресурсов, величину вознаграждения фак­торов производства и объем выпуска благ в экономике при условии осуществления набора мероприятий государственного регулирования, обеспечивающего достижение равновесия на политических рынках.

Характер задач, решаемых и рамках указанных моделей группами давления и субъектами принятия политических решений, можно про­иллюстрировать с помощью рис. 7 и 8. Группа давления осуществля­ет лоббирование в пользу проведения выгодной для нее экономичес­кой политики; при этом оптимальной стратегии ее поведения соот­ветствует такой объем расходов на лоббирование, при котором его предельные издержки и выгоды совпадают (под выгодами понимает­ся прирост доходов членов группы давления в результате проведения благоприятной государственной политики). В свою очередь, страте­гия политических партий заключается в нахождении баланса между интересами групп давления и избирателей. Осуществляя политику, благоприятную для групп давления (например, вводя импортные та­рифы, контроль за иенами и др.), правящая партия наносит эконо­мический ущерб избирателям; в то же время она получает от групп давления ресурсы, которые могут быть использованы ею в кампани­ях политической рекламы для повышения своей популярности у из­бирателей. Оптимальным является такое значение параметра эконо­мической политики, при котором предельное сокращение популяр­ности равно ее предельному приросту. Аналогичные рассуждения применимы и к политическим партиям, борющимся за победу на выборах и анонсирующим в ходе предвыборной кампании целевые параметры своей будущей экономической политики.

Число голосов

Р* Значение параметра экономической политики

Рис.7

Оптимальные расходы на лоббирование. Группы давления определяют опти­мальный размер расходов на лоббирование L*, при котором достигается ра-пенство предельных издержек и выгод воздействия на процесс выработки государственных решений.


Число голосов

Значение параметра экономической политики Рис.8

Определение экономической политики политической партией. Кривая L пред­ставляет собой график функции сокращения популярности политической партии у избирателей при осуществлении политики, выгодной группе дав­ления; кривая G— график функции прироста популярности партии у изби­рателей за счет политической рекламы, средства на которую дает группа дав­ления. При оптимальном значении параметра экономической политики Р* достигается равенство предельного сокращения и предельного приростачис-ла голосов, на получение которых может рассчитывать партия.

Один из наиболее фундаментальных результатов, связанных с ис­пользованием моделей эндогенного определения экономической по­литики, заключается в концептуальном доказательстве противоречия между экономической эффективностью, определяемой по критерию Парето, и политической эффективностью, условием которой является максимизация каждой категорией субъектов политического рынка сво­ей целевой функции в условиях ограничений, налагаемых аналогич­ным поведением других субъектов. По образному выражению, «неви­димая рука» экономического рынка способствует увеличению богат­ства народов, а «невидимая нога» политических рынков — его сниже­нию26. С точки зрения большинства исследователей, ослабление нега­тивных последствий ориентации экономической политики на запро­сы групп давления может быть достигнуто только с помощью специ­альных конституционных ограничений {см. раздел 4.1.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: