Задание 4

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КАК МЕТОД, ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Особенностью и слабым местом образовательного процесса является фрагментарность (распыленность) восприятия изучаемого материала. Одной из причин является порционность изложения материала и обусловленная этим поэтапность раскрытия связей между отдельными понятиями. Другой — неочевидность самих связей между понятиями при первом озна­комлении с ними. Еще одной — объективные трудности продол­жительного сосредоточения внимания на одном предмете. Вследствие этого изучаемая предметная область чаще всего не воспри­нимается как цельность во всей многоаспектности связей между рассматриваемыми понятиями, а представляет собой как бы совокупность отдельных "деревьев", "лес". Итогом такого распыленного восприятия является бессвязность запоминания, а в дальнейшем и воспроизведения.

Эффективным инструментом разрешения изложенной проблемы могут служить структурно-логические схемы (СЛС). Они эффективны, по крайней мере, в двух качествах:

— тренинг-упражнений;

— проверочных тестов на усвоение пройденного материала.

Структурно-логические схемы представляют собой граф, вершинами которого выступают термины (словосочетания) изучаемой предметной области (представляются в виде прямоугольников со вписанными в них словами), а ребрами — логические связи между этими терминами. Между терминами любой предметной области объективно существуют связи различных типов. К ним относятся:

— связи включенности (иерархической соподчиненности), отражающие отношения типа родовое понятие — видовое понятие;

— связи атрибутивности, отражающие свойства, характеристики, выражаемые одним термином по отношению к другому;

— связи синонимичности и антонимичности, отражающие одинаковость или противоположность смысла одного термина по отношению к другому;

— связи субъектно-объектности, характеризующие роли терминов и их носителей в определенных процессах и др.

Связи СЛС могут быть только однонаправленными, и при этом их максимальное число между рассматриваемыми терминами может достигать значения m, определяемого по формуле

где n — число рассматриваемых терминов.

Однако CЛC могут быть и двухсторонне направленными (связи типа общее—частное; на СЛС их удобно изображать парой противоположно направленных стрелок). При этом максимальное количество связей удваивается. Следует иметь в виду, что реальное количество осмысленно трактуемых связей между рассматриваемыми понятиями может быть меньше предельного. Важно выявить и обозначить на СЛС наибольшее их число.

Структурно-логические схемы призваны углубить и продемонстрировать понимание обучаемым объективно существующих связей между отдельными понятиями, категориями, терминами в определенной изучаемой предметной области. Составление таких схем в порядке подготовки к итоговому контролю позволяет студенту систематизировать, структурировать приобретенные в процессе изучения предмета или его части знания, подготовиться к логическому изложению вопросов, приведенных, например, в эк­заменационном билете. Для составления схемы студенту представляется набор из 5—6 терминов, относящихся к какому-то разделу курса.

Пример составления СЛС покажем на наборе терминов из курса «Инвестици онный менеджмент»:

Пример структурно-логической схемы и принятые обозначения связей:

1 – документ, удостоверяющий участие в финансировании;

2 – объект акционирования;

3 – мерило эффективности;

4 – объект применения;

5 – преобразованная форма;

6 – основание для установления;

7 – один из поводов эмиссии;

8 – механизм финансирования;

9 – один из механизмов установления;

10 – регулятор;

11 – место обращения;

12 – предмет купли-продажи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: