СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КАК МЕТОД, ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Особенностью и слабым местом образовательного процесса является фрагментарность (распыленность) восприятия изучаемого материала. Одной из причин является порционность изложения материала и обусловленная этим поэтапность раскрытия связей между отдельными понятиями. Другой — неочевидность самих связей между понятиями при первом ознакомлении с ними. Еще одной — объективные трудности продолжительного сосредоточения внимания на одном предмете. Вследствие этого изучаемая предметная область чаще всего не воспринимается как цельность во всей многоаспектности связей между рассматриваемыми понятиями, а представляет собой как бы совокупность отдельных "деревьев", "лес". Итогом такого распыленного восприятия является бессвязность запоминания, а в дальнейшем и воспроизведения.
Эффективным инструментом разрешения изложенной проблемы могут служить структурно-логические схемы (СЛС). Они эффективны, по крайней мере, в двух качествах:
|
|
— тренинг-упражнений;
— проверочных тестов на усвоение пройденного материала.
Структурно-логические схемы представляют собой граф, вершинами которого выступают термины (словосочетания) изучаемой предметной области (представляются в виде прямоугольников со вписанными в них словами), а ребрами — логические связи между этими терминами. Между терминами любой предметной области объективно существуют связи различных типов. К ним относятся:
— связи включенности (иерархической соподчиненности), отражающие отношения типа родовое понятие — видовое понятие;
— связи атрибутивности, отражающие свойства, характеристики, выражаемые одним термином по отношению к другому;
— связи синонимичности и антонимичности, отражающие одинаковость или противоположность смысла одного термина по отношению к другому;
— связи субъектно-объектности, характеризующие роли терминов и их носителей в определенных процессах и др.
Связи СЛС могут быть только однонаправленными, и при этом их максимальное число между рассматриваемыми терминами может достигать значения m, определяемого по формуле
где n — число рассматриваемых терминов.
Однако CЛC могут быть и двухсторонне направленными (связи типа общее—частное; на СЛС их удобно изображать парой противоположно направленных стрелок). При этом максимальное количество связей удваивается. Следует иметь в виду, что реальное количество осмысленно трактуемых связей между рассматриваемыми понятиями может быть меньше предельного. Важно выявить и обозначить на СЛС наибольшее их число.
|
|
Структурно-логические схемы призваны углубить и продемонстрировать понимание обучаемым объективно существующих связей между отдельными понятиями, категориями, терминами в определенной изучаемой предметной области. Составление таких схем в порядке подготовки к итоговому контролю позволяет студенту систематизировать, структурировать приобретенные в процессе изучения предмета или его части знания, подготовиться к логическому изложению вопросов, приведенных, например, в экзаменационном билете. Для составления схемы студенту представляется набор из 5—6 терминов, относящихся к какому-то разделу курса.
Пример составления СЛС покажем на наборе терминов из курса «Инвестици онный менеджмент»:
Пример структурно-логической схемы и принятые обозначения связей:
1 – документ, удостоверяющий участие в финансировании;
2 – объект акционирования;
3 – мерило эффективности;
4 – объект применения;
5 – преобразованная форма;
6 – основание для установления;
7 – один из поводов эмиссии;
8 – механизм финансирования;
9 – один из механизмов установления;
10 – регулятор;
11 – место обращения;
12 – предмет купли-продажи.