6.1. Дидактический материал – Таблицы: №74 «Методы диагностики хромосомных болезней»; №79 «Условные обозначения при составлении родословной», №83 «Доминантный тип наследования»; №84 «Аутосомно - доминантный тип наследования»; №85 «Аутосомно - рецессивный тип наследования»; №84 «Х - сцепленный доминантный тип наследования. Х - доминантный и Х - рецессивный тип наследования»; №96 «Рецессивный тип наследования, сцепленный с полом»; №104 «Наследственность, сцепленная с полом по гемофилии»; №108 «Наследственность и среда. Близнецы»; фотографии на разные типы наследования: 1- аут-дом, 2 – аут-дом, 3 – комплементарность (Д-глухота, ЕЕ-глухота, Д_Е_ - норма (Д+Е-норма); 5 – Y-сцепл, 6 – Y-сцепл, 7 – Х-сц, рец, 8 – аут-дом.
Таблицы: № 158 «Биохимические методы в клинической генетике», №102 «Дерматоглифика»; №74 «Методы диагностики хромосомных болезней»; демонстрационные фотографии хромосомных синдромов и соответствующих метафазных пластинок.
6.2. ТСО - ноутбук, мультимедийный проектор, обучающая компьютерная программа ROSH..
7. Содержания занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.
Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.
Преподаватель знакомит студентов с методикой решения типовых задач
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.
Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.
* Анализ родословных и определение типа наследования признаков у человека
* решение ситуационных задач:
a) генеалогический метод
b) близнецовый метод
c) Проведение дерматоглифического анализа ладоней.
d) Просмотр демонстрационного препарата «Кариотип человека» в цитогенетической лаборатории
e) Анализ метафазной пластинки в соответствии с Денверской классификацией (по фотографиям)
f) Анализ кариотипа у больных с хромосомными болезнями (по фотографиям)
7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы: тесты, ситуационные задачи.
Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов.
Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:
1. Работа с основной и дополнительной литературой.
2. Решение типовых и ситуационных задач
Литература (см. Приложение)
Практическое занятие № 13
1.Тема:
Методы изучения генетики человека: популяционно-статистический и молекулярно-генетический. Медико-генетическое консультирование. Пренатальная диагностика наследственных заболеваний.
2. Учебные цели:
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
- возможности и задачи популяционно-статистического метода;
- различия между идеальными и реальными популяциями человека;
- факторы и движущие силы эволюции;
- сущность молекулярно-генетического метода анализа ДНК;
- задачи, принципы и методы медико-генетического консультирования;
- показания для медико-генетического консультирования;
- основные способы пренатальной диагностики.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
- применять закон Харди-Вайнберга для характеристики генетической структуры популяции;
- проводить анализ электрофореграмм, полученных при молекулярно-генетическом анализе;
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
1. Основные понятия популяционной генетики: популяция, генофонд, генетический груз.
2. Характеристика популяций человека: большие и малые (демы, изоляты).
3. Идеальные популяции. Закон Харди-Вайнберга.
4. Реальные популяции.
5. Движущие силы эволюции: 1 - мутации (генетический груз), 2 - популяционные волны (причины: малые численности, уменьшение ресурсов в результате стихийных бедствий, миграции населения), 3 - дрейф генов (генетико-автоматические процессы), 4 - изоляция (географическая, генетическая, морфофизиологическая, экологическая, этологическая, социальная), 5 - естественный отбор (движущий, стабилизирующий, дизруптивный).
6. Популяционно-статистический метод. Возможности метода.
7. Молекулярно-генетический метод. Возможности метода. Сущность метода полимеразной цепной реакции синтеза ДНК (ПЦР). Этапы ПЦР. Практическая значимость ПЦР-анализа в современной медицине (генетике человека, гинекологии, стоматологии и др.). Секвенирование ДНК.
8. Медико-генетическое консультирование: показания, цель, задачи, методы.
9. Пренатальная диагностика (прямая и непрямая). Неинвазивные методы пренатальной диагностики (УЗИ плода). Инвазивные методы пренатальной диагностики (доимплантационная (до 7 дней при искусственном оплодотворении), биопсия ворсин хориона (7-12 нед), амниоцентез (16-22 нед), кордоцентез (22-25 нед).
4. Вид занятия: практическое
5. Продолжительность занятия – 3 часа (135 мин).