Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: зв о нок, уче н ик.
11. Слово из словаря. (словарное)
Напиши слово три раза.
Делай так: м о рко´вь, м о рко´вь, м о рко´вь.
12. Гласные в сочетаниях: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило.
Делай так: чи жи, жи знь, ма ши на;
ту ча, ча й, ча йка.
13. Ь на конце и в середине слова.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще два слова на это правило, подчеркни Ь и согласную перед ним.
Делай так: е ль, де нь, пе нь; па ль то, ма ль чик, ко нь ки.
14. Разделительный Ь знак.
Запомни: разделительный Ь знак пишется после согласной перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я.
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило. Подчеркни три буквы-согласную, Ь и гласную.
Делай так: пла тье, дере вья, се мья;
15. Разделительный Ъ знак.
Запомни: разделительный Ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнями, начинающимися с гласных Е, Ё, Ю, Я.
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило. Покажи приставку, подчеркни согласную в приставке и гласную, с которой начинается корень.
|
|
Делай так:по д ъ е зд, о б ъ я снил, с ъ ё мка.
16. Ь на конце существительных после шипящих.
Запомни : Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.
Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.
Делай так: до чь, но чь, ре чь (ж. р., 3 скл.);
лу ч,шала ш, вра ч (м.р., 2 скл.).
17. Сочетания –ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-
Запомни: –ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН- пиши без мягкого знака.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели её.
Делай так: до чк а, ре чк а, мо щн ый
18. Суффиксы – ЕК-, -ИК-.
Запомни: чтобы правильно писать суффиксы –ЕК- и –ИК-, надо изменить (просклонять) слово. Если гласная выпадает (является беглой), то в суффиксе пишется буква Е; если гласная не выпадает – то И.
Выпиши слово правильно, измени слово, выдели орфограмму.
Делай так: кусоч ек – кусо чк а,
мост ик – мост ик а.
19. Безударная проверяемая гласная в корне слова.
Запомни: безударные гласные в словах пишутся так же, как и ударные.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.
Делай так: в о лна´- в о ´лны.
20. Звонкие и глухие согласные в корне слова.
Запомни: чтобы проверить парную по глухости-звонкости, подбери однокоренное слово или измени слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная.
Выпиши слово грамотно. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка.
Делай так: зу б -зу бы, зу бн ой.
|
|
21. Непроизносимые согласные.
Запомни: в словах лестница, праздник, чувство непроизносимая согласная не проверяется.
Выпиши слово, подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму.
Делай так: гру ст ный - гру сть.
22. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Запомни: для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному.
Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Выдели окончание. Докажи окончание имени прилагательного.
Делай так: к дальнему лесу, к лесу (какому?) дальнему (м.р., Д. п.).
23. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Запомни: для определения окончания существительного нужно знать склонение и падеж.
Падеж | Вспомогательное слово | Вопросы (в скобках смысловые) | Предлоги | |
Именительный падеж | есть | кто? что? | - | |
Родительный падеж | нет | кого? чего? (чей? из чего? откуда?) | вокруг, около,позади,впереди, возле, после, прежде, у, для, кроме, до, с (со), без, от, из, из-за, из-под | |
Дательный падеж | дать (рад) | кому? чему? (где?) | благодаря, вопреки, к (ко), по | |
Винительный падеж | вижу | кого? что? (куда?) | в (во), на,за,по,под (подо), про,об (обо), сквозь, через, несмотря на | |
Творительный падеж | любуюсь (горжусь) | кем? чем? (где? когда?) | с (со), под, над, за, между, перед, согласно с, в связи с | |
Предложный падеж | думаю (говорю) | о ком? о чём? (где? как? какая?) | о, об (обо), в (во), на, при |
Падеж | Вопросы (в скобках | 1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. | мн.число | |||
смысловые) | ж.р. м.р. -а-я | ж.р. -ия | м.р.□ ср.р -о-е | м.р. -ий ср.р -ие | ж.р. ь□ | все склонения | ср.р. -ие | |
Именительный падеж | кто? что? | а я | я | □ о е | ий□ е | □ | а я и ы | я |
Родительный падеж | кого? чего? (чей? из чего? откуда?) | ы и | и | а я о е | я | и | ов ев ей □ | ий□ |
Дательный падеж | кому? чему? (где?) | е | и | у ю | ю | и | ам ям | ям |
Винительный падеж | кого? что? (куда?) | у ю | ю | о е а я □ | я е | □ | а я и ы ей ов ев | я |
Творительный падеж | кем? чем? (где? когда?) | ой ей ою ею | ей | ом ем ём | ем | ю | ами ями | ями |
Предложный падеж | о ком? о чём? (где? как? какая?) | е | и | е | и | и | ая ях | ях |
24. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах I спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах II спряжения - И
Делай так: пиш е т – писать (I спр.) - е;
смотр и т - смотреть (II спр) - и (искл.).