Задание 2. Прочитайте фрагмент текста и определите значение и способ представления вводных единиц и вставных конструкций. Каковы их стилистические функции?

Функционально-стилистическая характеристика и ортология.

Вводные и вставные конструкции: функциональный аспект.

Обращение: семантико-стилистические функции

И место в русском речевом этикете.

1. Какие члены предложения считаются однородными?

2. Одинаковы ли цели употребления ОЧП в текстах разных функциональных стилей? Как это отражается на качестве и количестве ОЧ?

3. Чем определяется выбор открытого и закрытого ряда ОЧ?

4. Каким образом употребление ОЧ может повысить выразительность текста (т. е. в каких стилистических фигурах используются ОЧ)?

5. Когда требуется повторять предлог перед каждым из однородных членов?

6. Что следует учитывать, чтобы правильно построить ряд ОЧ?

7. Каковы функции вводных слов? От чего они зависят?

8. Что общего между вводными словами и вводными предложениями, и чем они отличаются?

9. Зачем используют вставные конструкции (парантезы)?

10. Насколько актуально обращение в русской устной и письменной коммуникации? В чем состоит специфика русских обращений?

11. Какие функции выполняет обращение?

12. Когда используют риторическое обращение?

Литература: Голуб И.Б.; Джанждакова Е.В.

ПРАКТИКУМ

Задание 1. Отредактируйте предложения и поясните внесенные вами изменения.

1. Интерколледж готовит специалистов по специальностям: бухгалтер, референт, иностранные языки, ювелир, косметолог, фотомодель, экстрасенс, автолюбитель. 2. Задачи экспедиции: составить карту местности и обнаружение полезных ископаемых. 3. Здравствуйте, водители, пешеходы, сотрудники ГАИ и слушатели нашей передачи! 4. Твои собратья актеры будут ревновать и завидовать тебе. 5. В зале были юноши и девушки, мужчины и женщины, молодые и старые, ученые и рабочие. 6. Необходимо не только проверить диктант, а также пояснить каждую ошибку. 7. Следует изучать не только грамматику языка, но и пытаться говорить. 8. Режиссер принял участие в постановке разных произведений: драма, комедия, водевиль. 9. У победительницы были светлые волосы и длинное черное платье. 10. Пианист прекрасно интерпретировал не только Скрябина, Баха, Бетховена, но и русских композиторов, таких как Бородин, Мусоргский, Рахманинов.

Задание 2. Прочитайте фрагмент текста и определите значение и способ представления вводных единиц и вставных конструкций. Каковы их стилистические функции?

Здравствуй, папа! Ты, наверное, очень удивишься, получив это письмо. Но, видишь ли, у меня была причина написать… Мне важно было узнать твой адрес, который я, разумеется, никому не скажу. Все дело в Игоре. Игорь – мой друг. Мы с Игорем любим друг друга, вот уже полгода, и я, безусловно, не стала бы тебя беспокоить, если бы не крайняя необходимость. У Игоря уже есть жизненный опыт, он до института два года работал, был женат, но теперь это, слава Богу, уже позади, хотя и попортило крови нам обоим. Сейчас у него преддипломная практика, а потом и диплом. К этому времени мы должны уже, как говориться, сочетаться и, вне всякого сомнения, распишемся, потому что оба не мыслим жизни без этого. Ему очень нравится наш город, здесь ему предлагают работу, даже, кажется, в двух местах. Но ни жилья, ни прописки, конечно, никто дать не может (он из Липецкой области). Мать категорически против нашего брака и его никогда не пропишет. Как она говорит, чтобы ноги его не было. В ответ я просто констатировала тот факт, что квартира не ее, а твоя, что куплена на твои деньги и что я, между прочим, твоя дочь, а она всего-навсего бывшая жена. В общем, разговор вышел крайне неприятный. Кончилось криками и даже попытками рукоприкладства (с ее стороны). Через два дня мы восстановили дипломатические отношения, она сказала, что не хочет мне мешать жить по-новому, но не желает в сорок лет остаться без своего угла (трехкомнатного!). Я ей, разумеется, ответила, что мой муж будет жить со мной. Теперь она действует исподтишка, настраивает против меня Вовку, будто бы я хочу у него отнять квартиру (что, конечно же, абсолютная ложь, я Вовку очень люблю). Сейчас, мне кажется, она хочет форсировать события – быстренько расписаться с одной серой личностью, чтобы Вовку и меня поставить перед свершившимся фактом (возможно, брак будет фиктивным). Как видишь, она не меняется – лишь бы ей было удобно. Я консультировалась с Людкиной тетей (она юрисконсульт на одном предприятии, очень опытная), и она говорит, что, если взяться с умом, то у нее ничего не выйдет. Мать уже, правда, работает, но всем (даже ежику!) ясно, что мы живем и все приобрели на твои деньги. Папа! Напиши, что согласен на прописку зятя Попадайченко Игоря Николаевича в своей квартире! Очень тебя прошу! Лариса (Жуховицкий Л. Колькин ключ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: