Предпринимательство

Предпринимательство, как правило, определяется как непосредственная, самостоятельная, систематическая, на собственный риск деятельность по выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли, которая осуществляется физическими и юридическими лицами, зарегистрированными, как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством. Именно этот подход в России закреплен законодательно. Согласно современному российскому законодательству под предпринимательской деятельностью понимается "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом - продажи продукции, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Достоинства современных изысканий существа предпринимательства характеризуются тем, что постиндустриальная стадия развития общества с характерными для нее ростом роли новаторства и социализации производства, установила иные приоритеты хозяйствования. Не рационализация использования ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования становится ключевым звеном предпринимательской деятельности. Целевые устремления связаны с обеспечением долгосрочной устойчивости хозяйственной организации, а не с максимизацией частного результата. Ключевую роль играет не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования в соответствии с тенденциями развития общественных потребностей и производства.

Поэтому в постиндустриальной экономике инновационная деятельность становится определяющим признаком предпринимательства, а само оно начинает играть главенствующую роль в общественном производстве.

В трудах П. Друкера рассматривается не только сущностные, но и управленческие аспекты предпринимательской деятельности, переходя на междисциплинарный уровень анализа. Работы Г. Пиншота положили начало формированию современных концепций внутрифирменного предпринимательства, укрепили понимание предпринимательства как глобального процессного явления, не обязательно ассоциируемого с понятием собственности.

На научное осмысление предпринимательства оказали влияние и достижения институциональной теории, рассматривающей организации (в том числе и предпринимательские) как открытые системы.

Создание синергетической экономической теории, описывающей неравновесное динамично эволюционирующее сообщество разнообразных открытых экономических систем, повлияло на понимание самого понятия "предпринимательство".

Синергетический подход, исходящий из открытости системы, акцентирует взаимосвязь предпринимателя и среды его деятельности - определяет предпринимательство как процесс самообновления и самоорганизации индивидуумов и фирм, осуществляемый во взаимодействии с внешней и внутренней средой. Этот процесс преследует цель максимизации возможностей предпринимателя удовлетворять комплекс его социально-экономических потребностей (а не максимизация прибыли) в рамках неравновесного динамического баланса противоречивых социально-экономических интересов участников этого процесса - индивидуумов, организаций и общества в целом. Принци-пиальная особенность синергетического подхода к теории предпринимательства содержится в учете единства предметно - материального и идеально-творческого начал в предпринимательской деятельности.

В сущности, специфика предпринимательства как особого типа хозяйственного поведения, выражается в непрерывно осуществляемой цепи обменных операций. Между тем, сам по себе обмен становится источником предпринимательства только тогда, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Роль обмена в генезисе предпринимательства трудно переоценить.

Во-первых, обмен выступает исходным и конечным пунктами предпринимательства. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную.

Наконец, изменение условий обмена выступает определяющим фактором развития предпринимательства. Все это свидетельствует о том, что именно в обмене предпринимательство идентифицирует себя, как особый тип хозяйственного поведения, а стадия обмена является определяющей его природу. Анализируя экономическую природу предпринимательства с этих позиций, мы видим, что принимаемые внешние его проявления в качестве сущностных черт - инициатива, риск, комбинирование факторами производства и новаторство - на самом деле отражают лишь различные функциональные стороны деятельности по осуществлению предпринимательства и могут рассматриваться лишь в качестве его признаков.

Предпринимательская инициатива имеет экономическую природу и связана с наличием рыночной неопределенности и экономической свободы.

В этом смысле она не должна рассматриваться как свойство человеческой натуры, а как стремление к реализации предоставляемых самим процессом рыночного обмена возможностей извлечения выгоды. Поскольку такой обмен осуществляется к взаимной выгоде участников этого процесса, то предпринимательскую инициативу следует ассоциировать, с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей. Поэтому содержательным моментом предпринимательства является не механическое перераспределение в свою пользу существующих благ, а созидание дополнительных. Благодаря предпринимательской инициативе происходит нарушение рыночного равновесия как в сфере обращения, так и в сфере производства.

Другой признак предпринимательства - коммерческий риск, отличаю-щийся от простого риска тем, что принятие его связано с нацеленностью на обращение рыночной нестабильности и неопределенности возникающих не только в силу изменчивости рыночных условий (изменения конъюнктуры, цен, предложений), но и как реакция на инициативы предпринимателей) в свою пользу, в форме определенного вознаграждения, а не со склонностью предпринимателей к риску.

Хотя предпринимательская деятельность связана с удовлетворением общественных потребностей, предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Побудительным мотивом предпринимательской деятельности является материальный интерес - прибыль, которая может быть получена в результате рыночного обмена. Эта прибыль является результатом лучшего применения ресурсов в процессе хозяйственного оборота.

Новаторство, ставшее символом предпринимательства в XX веке, как элемент, присутствует в нем всегда, поскольку деятельность в условиях нестабильности и неопределенности требует от предпринимателя постоянной изобретательности и творческого подхода". В этой связи особенно важно подчеркнуть, что с экономической точки зрения новаторство представляет собой не открытие и не изобретение, а практическую реализацию предпринимательской идеи, точнее говоря - коммерциализацию новых технических, технологических, организационных и иных достижений. Поэтому новаторскую роль предпринимательства вряд ли правомерно ограничивать только нововведениями, как полагал Й. Шумпетер. Она обязательно включает в себя распространение нововведений.

Изобретатель еще не новатор. Он становится таковым лишь тогда, когда реализует себя как предприниматель, то есть становится лицом, борющимся за лучшие результаты хозяйствования. Во-первых, лучший способ преодоления рыночной неопределенности - это изменение самой рыночной ситуации в выгодном для себя направлении, что возможно только посредством инновационной деятельности. Во-вторых, приобретение устойчивых рыночных преимуществ возможно также только посредством нововведений.

Поэтому действительной причиной, понуждающей предпринимателей к новаторству, является конкуренция между ними. Новаторство, один их главных признаков пред-принимательства, дающих ему возможность взаимодействовать с окружаю-щей средой. Не интуиция и способность предугадать реакцию рынка, а созидательная деятельность по изменению самих рыночных условий становится определяющим фактором предпринимательства.

Как форма проявления творческого потенциала личности, новаторство, безусловно, связано с человеческим фактором. Однако как бы сильно не зависела склонность к новаторству от личностных качеств человека, как явление экономической жизни новаторство, прежде всего, обусловлено характером предпринимательской деятельности*.

Таким образом, экономическое содержание новаторской функции предпринимательства, заключается в расширении рыночного спроса.

Предпринимательство, как особый вид хозяйственного поведения, реализует свои свойства** (инициатива, риск, комбинирование и новаторство) в условиях конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов. Поэтому содержательный момент предпринимательской деятельности будет проявляться не только в завоевании преимуществ, но и в создании для себя лучших условий хозяйствования (главная специфическая черта предпринимательства как типа хозяйственного поведения). Результатом будет предпринимательская выгода как отражение реализованных конкурентных преимуществ.

В этой связи предпринимательство наиболее правильно определять как процесс, воздействующий на материальную культуру. В силу своего новаторства и посредством использования новых технологий создаются новые виды продукции и стимулируются новые потребности.

В некоторых работах предпринимательство противопоставляется хозяйственной деятельности, что неправильно. Ибо совершенно ясно, что вся хозяйственная деятельность не может быть новаторством, т.к. новаторство - выступает формой проявления накопленных результатов в процессе хозяйственной деятельности, что впоследствии генерирует идею.

В нашей стране термины "предпринимательство" и "бизнес" употребляются как синонимы - русское название бизнеса.

Терминологически отличие этих терминов состоит в том, что бизнес для своей деятельности использует нарушение рыночного равновесия вызванного предпринимательством. В этом случае, как результат реализованной инициативы, бизнесмен получит дополнительный доход. С течением времени, когда все большее количество бизнесменов внедрит новейшие технологии, использует технологии предпринимателя, рынок выровняет условия для производства и обращения и в соответствии с законом полезности, дополнительный доход будет сокращаться.

Снижение доходов заставляет бизнесменов проводить диверсификацию, способствуя восстановлению рыночного равновесия.

Таким образом, предпринимательство отличается от бизнеса только одним существенным свойством - новаторством, приводящим к нарушению рыночного равновесия.

Предпринимательство в широком смысле, в отличие от бизнеса встречается значительно реже. "Предприниматель, остающийся таковым" на протяжении десятилетий, встречается также редко, как и коммерсант, который никогда в обычной жизни не бывал хотя бы немного предпринимателем т.е. мы имеем дело с бизнесом. Бизнесмен может всю жизнь заниматься бизнесом и не быть предпринимателем, однако вся рыночная экономика без предпринимательства, как социально-экономического феномена, существовать не может.

В обиходе допускается равнозначность этих терминов, ибо узкий термин "предпринимательство" соответствует термину "бизнес" в широком смысле этого слова. В конкретном случае, когда речь идет о принципиальном различии между этими понятиями, по мнению авторов, необходимо это уточнять.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако, по мнению авторов, предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся и возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, а также общества в целом. Экономическая сущность предпринима-тельской деятельности заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью удовлетворения явного или потенциального спроса. Субъектом новаторской творческой экономической деятельности может быть как индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих в рамках фирмы и выступающих с инициативой по выпуску нового вида продукции, реализации новых решений, новых подходов и т.п.

В этом определении акцент делается не на максимизации прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства может принести максимальную прибыль.

Итак, по мнению авторов, предпринимательство - это особый вид хозяйственной деятельности, суть которой заключается в стимулировании и удовлетворении спроса общества на конкретные потребности его членов, посредством рыночного обмена и направленной на завоевание конкурентных преимуществ через нарушение рыночного равновесия.

С этих позиций предпринимательская деятельность, как основное условие свободного вхождения на рынок продукции, характеризуется следующими признаками:

1.Обязательная конкурентоспособность фирмы, ибо предприниматель-ская деятельность всегда конкурентная.

2.Конкурентоспособность продукции фирмы.

3.Новая предпринимательская идея или развитие уже существующей.

4.Свободное функционирование в предпринимательской среде.

5.Наличие различных форм государственной поддержки.

Авторы полагают, что обоснование второго признака лежит в сфере априорного утверждения: пока другие фирмы способны предлагать на рынке продукции наиболее привлекательные по различным параметрам виды продукции, ни один субъект предпринимательской деятельности не свободен ни от побуждения конкурировать, ни от самого процесса конкуренции на рынке продукции.

Предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес фирмы-производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей -результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму на основе предпринимательского решения.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного фактора, будь то производство нового вида продукции, смена профиля деятельности или основание новой фирмы.

С этой точки зрения в предпринимательстве целесообразно рассматривать

два основных элемента:

новаторскую инновационную деятельность, как предпринимательскую функцию;

действия предпринимателя, как носителя и реализатора данной функции.

Новаторская инновационная деятельность, как последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации, в конкретном продукте или технологии и дальнейшее распространение нововведения представляет собой следующие этапы.

Первый — отбор новых идей, знаний, новых продуктов, услуг, операций, принципов организации, как результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты, т.е. новаций.

Вторым является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение (инновация).

Третьим этапом является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг или технологии в новых местах и условиях.

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации -предпринимательской среды.

Это, прежде всего, рынок (рыночная система отношений), а также личная свобода предпринимателя, т.е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.

По мнению авторов, существующее в некоторой части российского общества опасение, что предприниматель в таких условиях действует только в своих интересах, беспочвенны. Предприниматель в условиях рынка не может не ориентироваться на потребителя, от которого зависят его прибыль, конкурентоспособность и перспективное развитие.

Под предпринимательской средой следует понимать наличие условий и факторов, воздействующих на предпринимательскую деятельность и требующих принятия управленческих решений для их устранения или приспособления.

Предпринимательская среда представляет собой интегрированную совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успеха в реализации поставленных целей и подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.

Необходимо определенное благоприятное состояние внешней среды, которое достигается за счет соответствующих регулирующих воздействий, вырабатываемых субъектами управления. Для развития предпринимательства необходим переход к более тонкому и эффективному регулированию данного процесса, адекватному сложившимся условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.

Группа, объединяющая научно-технические элементы внешней среды, отражает уровень научно-технического развития, накладывающий технические и технологические ограничения на конкретный вид предпринимательства. Так, в условиях российского рынка заметно ограничивающее влияние уровня развития информационных технологий, охватывающее практически все области предпринимательской деятельности.

Экономические элементы обуславливают, в первую очередь, объем денежных средств, которые потребитель может направить на рынок конкретного вида продукции и которые формируют условия спроса и емкость данного рынка. Действие этих элементов определяет и структуру спроса, включающую различные виды продукции, соответствующих потребительским предпочтениям и доступных по цене.

Экономические факторы макросреды охватывают и сформировавшийся рынок труда, наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работников.

К числу экономических факторов можно отнести особенности развития производственной сферы. При этом важно рассматривать два аспекта развития производственного базиса: отраслевой и региональный. В отраслевом аспекте изучается производственная, технологическая и организационная иерархия отраслевой структуры, ее ретроспективная динамика и перспективы. В региональном - требуется изучение характера размещения производительных сил и конкретных объектов производственной инфраструктуры, определяющих структуру предложения в границах конкретного региона, особенности материально-технической базы производственных процессов, оказывающих влияние на показатели эффективности производственной и всей предпринимательской деятельности. Учитывая особенности российского рынка, важно выделить в

качестве особого структурного элемента производственно-транспортную инфраструктуру, ее мощность, протяженность, техническую оснащенность, а также действующие тарифы на перевозки.

Экономическая ситуация формируется под влиянием политических факторов. Способы управления экономикой и обуславливаемая ими экономическая обстановка являются, в какой-то мере, отражением политических целей и задач, решаемых правительственными органами. Политические факторы иногда рассматривают как самостоятельные средообразующие факторы, однако их влияние на условия конкретного бизнеса проявляется обычно посредством других факторов, в частности - экономических, накладывающих четко очерченные ограничительные рамки на многие параметры предпринимательской деятельности.

Политическая ситуация оказывает влияние на другие факторы внешней среды: социальные, правовые, экологические.

Наибольший "политический импульс" испытывает на себе правовая среда. Виды законов и других правовых актов являются, как правило, следствием политических процессов, лоббирования и общественно-политического давления. Правовые документы любого вида всегда являются "жесткими" и однозначными ограничителями предпринимательства.

Политические факторы оказывают влияние на экологическую ситуацию, в частности - в виде протекционизма по отношению к общественным движениям в области борьбы за сохранение и восстановление окружающей среды. Таким образом, политические факторы распространяют свое влияние, минуя несколько ступеней - с помощью экономических, правовых или иных характеристик. При этом можно допустить их отсутствие в представленной структуре элементов, где выделены те, что находятся в непосредственном контакте с предпринимательским звеном и реально формирующем границы ее деятельности.

Расширенную совокупность элементов объединяют экологические факторы. Выражающие взаимоотношения между обществом и природой, они включают три самостоятельные подгруппы элементов:

ñприродно-климатические;

ñприродно-ресурсные;

ñприродоохранные.

Природно-климатические факторы выражают особенности географического местоположения потребительского рынка и удовлетворяющей его спрос предпринимательской структуры. Важно отметить, что требуют учета оба вида таких факторов, так как природные условия, в которых функционирует потребитель и предприниматель, могут не совпадать.

Природно-ресурсные факторы связаны с наличием, объемом, качеством и условиями использования всех видов природных ресурсов, используемых в предпринимательской деятельности. В их числе: природное сырье, запасы воды, топлива, энергии.

Природоохранные компоненты выражают степень загрязнения экосистемы, окружающей территорию потребительского рынка, включающей все ее компоненты. Влияние природоохранных факторов выражается как в фиксированной степени экологического загрязнения, так и в форме, обуславливающей тип общественного поведения в отношении экологических проблем.

С точки зрения современной социально-этической потребности наиболее пристального внимания заслуживают социальные элементы макроокружающей внешней среды. Их группа, пожалуй, наиболее многочисленна. Пытаясь дать расширенную характеристику ее структуре, экономической природе и характеру воздействия на предпринимательскую деятельность, можно выделить две подгруппы:

элементы, имеющие материально-вещественную форму выражения;

элементы, не имеющие такой формы.

В первой подгруппе представлены конкретные объекты социальной ин-фраструктуры конкретного рынка. К числу таких объектов можно отнести широкую совокупность систем и сетей, обеспечивающих жизнедеятельность индивидуума, их групп и общества в целом. Это - объекты инженерного обеспечения, культурно - бытовой сферы, общественного транспорта, охраны общественного порядка, регионального и местного управления. Их наличие и отсутствие формируют условия для определения способа ведения предпринимательской деятельности, ее масштабов и территориальной специфики. Так, например, при отсутствии широкой и разнообразной эффективно функционирующей инфраструктуры, затруднительно или практически невозможно развитие некоторых видов бизнеса (туристической деятельности, производство бытовых услуг, некоторые виды строительного производства).

Ко второй подгруппе относятся элементы так называемой социально-духовной среды. Именно они формируют психологический климат, общественные предпочтения, вкусы и пристрастия.

В социально-духовной среде можно выделить исторические традиции, присущие территориальному образованию, в границах которого концентрируется целевой сегмент потребителей, этические нормы, тип общественного устройства, мировоззрения и нравственные устои. К социально-духовной среде можно отнести национальные, расовые, религиозные особенности потребителей, обуславливающие специфику социального поведения и образа жизни.

Социальные элементы внешней среды формируют социальный базис предпринимательства в форме инфраструктурных объектов и спроса потребителей конкретной продукции. Эти же элементы приобретают особое значение при решении проблем конкуренции, определении конкурентоспособности фирмы на рынке. Известно, что наиболее действенными методами конкурентной борьбы являются ценовые и неценовые методы. При этом к неценовым методам относятся повышение качества продукции и совершенствование ее параметров, наиболее значимых для потребителя. Однако, по мере развития рынка, активизации предпринимательской деятельности и постепенного удовлетворения спроса на различные виды продукции, ставится задача использования дополнительных методов конкуренции. К числу таких методов можно отнести конкуренцию, основанную на укреплении имиджа и общественном признании фирмы производителя. Такие методы наиболее эффективны в рамках предметной (маркетинговой) конкуренции, когда виды продукции, присутствующие на рынке, близки или полностью идентичны по качественным характеристикам, или высокая платежеспособность целевого рынка отодвигает на задний план ценовые факторы.

1.1Предпринимательство в современной экономике Важнейшая характерная черта экономического развития XX в. - крупные перемены в общественном разделении труда. Среди них - выделение и обособление так называемого «наукоемкого производства». Но изменения в общественном разделении труда пошли дальше и глубже.
Предпринимательство и его обособление
Исследование обособления предпринимательской деятельности более сложно, чем обособления научной сферы. При моделировании рыночной экономики, особенно с использованием производственной функции, принятой в американской научной литературе, обычно указывается на два основных производственных фактора: КиL, где К- это капитал: оборудование, здания, сооружения, транспортные средства, дороги и т.п.; L - трудовой фактор, обычно измеряемый отработанным временем или количеством работников. Причем под «трудовым фактором» подразумеваются все возможные виды и способы трудовой деятельности, как исполнительской, так и управленческой.
Мы не рассматриваем исполнительскую деятельность. Нашим предметом является другая составляющая трудового фактора - L.
Предпринимательскую деятельность нельзя отождествлять с традиционным трудом по управлению. Управление и, следовательно, труд по управлению есть в любой сфере национального хозяйства. Он может быть трудом по управлению производственными комплексами либо трудом по управлению людьми, трудовыми коллективами. Условно эту управленческую деятельность можно назвать «управленческой деятельностью» первого порядка.
Но рыночная система с ее жесточайшей конкуренцией, необходимостью постоянного принятия нестандартных, неожиданных для конкурента и эффективных для себя решений требует умения не только идти на риск, но и рассчитывать его, сводить до минимума подчас совершенно нестандартными мерами - это непреложная сторона сущности предпринимательства, чего нет в обычной, традиционной, стандартной деятельности по управлению людьми и производством. Всем этим достаточно в полной мере обладают предприниматели, что позволяет утверждать: предпринимательство - достаточно самостоятельная, высшая ступень управленческой деятельности. Предприниматели составляют особую социальную группу в современном обществе. Таким образом, мы имеем дело с новым этапом в общественном разделении труда.
Сущность предпринимательства

Предпринимательство - созидательная, творческая работа, основанная на критической, конструктивной оценке достигнутого для обеспечения прибыли.
Предпринимательство органически связано с экономической свободой. Так, например, М. Фелью, автор книги «Предпринимательство — это свобода», следующим образом трактует связь свободы и предпринимательства. По Фелью, экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу, на свободу заниматься той предпринимательской деятельностью, которая отвечает собственному выбору. Свободное общество признает это право не только потому, что оно способствует достижению наивысшего уровня производительности, но и по двум другим, не менее важным причинам.
Экономическая свобода дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей. Отрицать экономическую свободу - значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться своей судьбой.
Экономическая свобода делает возможной организацию производства и распределение богатства без произвольного вмешательства властей, диктата режима, основанного на привилегиях. В свободных экономических системах богатство производится и распределяется в условиях демократии и рыночных отношений.
Предприниматель - социальная группа
Что представляет собой эта относительно новая социальная группа предпринимателей? В первом приближении страты предпринимателей можно представить состоящей из двух основных подгрупп. Первая - это предприниматели, владеющие всей или некоторой долей предприятий, управляемых ими. Вторая - это предприниматели-собственники. По числу предпринимателей первые существенно преобладают, они представляют собой так называемый «малый» и частично «средний» бизнес. Так, в США, по приблизительным данным, насчитывается около 20 млн. фирм, из которых преобладающая часть (по численности) принадлежит отдельным физическим лицам. Состав этой группы непрерывно изменяется за счет разорения одних и возникновения других фирм. Их предпринимательский доход весьма невелик и нередко вполне сопоставим с заработной платой квалифицированных наемных работников. Но по своему социальному положению, по уровню жизни, по менталитету и, наконец, по выполняемым функциям они существенно отличаются от наемных работников.

Объекты их собственности - относительно небольшой капитал, дом, земельный участок, высококачественные предметы длительного пользования. Они мобильны как с точки зрения изменения профиля собственного предприятия, так и способности к быстрой перемене местожительства. Для них малое предпринимательство - альтернатива наемного труда, это образ жизни.
Особое место среди них в развитых странах занимают предприниматели-собственники венчурных, рисковых фирм, получивших значительное развитие за последние 20-25 лет и играющих немалую роль в реализации достижений технологического прогресса, особенно в США. Рисковые фирмы получили значительное развитие. В силу особых обстоятельств подобное предпринимательство пока еще не получило сколь-нибудь значительного распространения в России.
Вторая подгруппа предпринимателей - это предприниматели, которые являются собственниками полного или определенного пакета акций.Их функции - участие в определении основных направлений развития фирмы при личной материальной ответственности за дела фирмы. Личная ответственность означает, что в случае неудачи фирмы предприниматель превращается из богатого человека в бедняка. И наоборот, успех фирмы - это и его обогащение, рост его престижа, новые возможности деятельности.
Предприниматель - рыночный субъект
Слова «предприниматель» и «предпринимательство» являются производными от слова «предпринять», т.е. сделать что-либо - создать, организовать, наладить, заключить сделку, вступить в соглашение и т.п. В широком значении «предпринимателем» в обыденной жизни, как отмечалось, часто называется человек, который что-либо предпринимает (создает, организует и т.п.), т.е. действует в интересах достижения главной цели - максимизации прибыли.
В таком понимании предпринимательство начало зарождаться в средние века. Первоначально предпринимателями были купцы, затем лица, создававшие кустарные производства, мануфактуры и др.
В период промышленного переворота конца XVIII - начала XIX в. предпринимателями стали преимущественно фабриканты.
На всех стадиях развития предпринимательства важнейшую роль в его стимулировании играл банковский капитал (от товарно-денежных отношений к созданию системы платежей через компьютерную сеть Internet).
Риск первых предпринимателей был ограничен суммой средств, вкладываемых в дело.

В те времена наибольшую трудность представляло накопление денежных средств, а первоначальный капитал по своему происхождению с достаточным основанием нередко связывался с криминалом.
Но в большей степени истории известны предприниматели, которыми нередко становились выдающиеся изобретатели-самоучки, например Генри Форд.
Новаторство и в современных условиях является основным признаком предпринимательства. Постоянно новую комбинацию «факторов производства» создают различные организаторы предприятий: ученые, инженеры, управленцы и др. Выдающийся экономист Й. Шумпетер считал, что новаторство - это основа предпринимательской деятельности.
Предприниматель - это не только профессия, но и определенное специфическое состояние человека с определенными наклонностями, порождаемое комбинацией социальных сил и социальных обстоятельств, но отнюдь не только специальным профессиональным обучением. Чтобы стать предпринимателем, учатся в специальных высококлассных высших учебных заведениях, ибо в современных условиях предприниматель должен быть вооружен знаниями многих отраслей науки и практики, должен быть интеллектуалом. Но всего этого все-таки недостаточно. Предпринимателями, конечно, становятся. Вместе с тем в известном смысле предпринимателями рождаются. Точно так же, как знание грамматики и синтаксиса не делает выпускника литературного вуза поэтом или прозаиком, знания экономической науки совершенно недостаточно, чтобы стать предпринимателем. Им надо родиться, стать им можно лишь при определенных условиях.
Иерархия предпринимателей
В «Теории экономического развития» австрийский экономист-теоретик И. Шумпетер обращает внимание на то, что предприниматель - это тот бизнесмен, который делает не то, что делают остальные, и не так, как делают остальные. Это положение имеет принципиальное значение.
Дело в том, что в полной мере неопределенность и, соответственно, риск имеют место не тогда, когда предприниматель действует по установившимся и апробированным правилам и нормам, в полном соответствии с буквой закона и учебника, а когда он поступает вопреки традициям, установившимся нормам, когда решает избрать новое поле деятельности или новое, неизведанное другими направление. Так в свое время поступил Б. Гейтс, занявшись разработкой и выпуском программного обеспечения для персональных компьютеров и ставший самым богатым человеком в США.

Первую, низшую ступеньку в иерархии предпринимателей занимают те бизнесмены, которые во многих случаях свою деятельность строят на базе тривиальных решений и тривиальных способах их реализации. И лишь в «поворотных» моментах своей деятельности в целях выживания принимают кардинальные решения и реализуют их не так, как остальные бизнесмены. Мотивацией их деятельности однозначно является максимизация прибыли. Получение прибыли для них выступает как средство улучшения условий жизни, прежде всего условий материальных.
На следующей ступеньке находятся люди весьма инициативные, но находящиеся в рамках традиционного мышления, не способные в полной мере критически осмысливать опыт предшествующих поколений. Они проявляют инициативу, но больше следуют известному медицинскому правилу: не навреди! Это правило верно в медицине, когда на карту ставится жизнь человека и риск ограничен, но оно приносит вред в предпринимательстве. У этой группы бизнесменов мотивация несколько иная, чем у первой группы, но все-таки и у них уже есть пусть небольшой, но элемент иной мотивации - обеспечение самовыражения, внутреннее удовлетворение своей деятельностью.
На следующей ступеньке иерархии находятся предприниматели, для которых органической потребностью является разработка совершенно нетрадиционных решений и реализация их нетрадиционными способами и средствами. Мотивация их деятельности не сводится к обеспечению максимизации прибыли. Не менее важным для них становится получение удовлетворения от своей деятельности, жажда борьбы, победы над конкурентами, стремление к обладанию властью, зачастую и благотворительность.И наконец, четвертая, высшая группа предпринимателей, которая является суперэлитной. Обеспечение максимизации прибыли для них совсем не главное, это для них пройденный этап. Они как деловые люди способны, талантливы, настолько утвердились в своем положении, что для них не представляет особого труда решить задачу максимизации прибыли. Для них главное иное, что можно выразить двумя основными положениями. Сама предпринимательская деятельность есть выражение их сущности, их нормальное состояние. Они не могут иначе. Их предпринимательская деятельность - это постоянное самовыражение. Это и познание нового, познание неизведанного, постоянные открытия.
Вместе с тем это и удовлетворение жажды борьбы с конкурентами за новые идеи, за их реализацию, за общественное признание. Кроме того, это ненасытная борьба за власть, которая, как известно, способна опьянить сильные личности.

Одно сознание того, что власть у тебя в руках, для суперэлитных предпринимателей выступает вполне приемлемой платой за ежедневный изматывающий труд, за отказ от общепринятых обыденных удовольствий, за отказ от улучшения условий жизни. Более того, как заметил Й. Шумпетер, власть для суперэлиты - это средство, основа для формирования пусть относительно небольшой, но собственной частной империи. Это лучшее подтверждение обладания властью.
Из сказанного следует, что и мотивация деятельности у них совершенно иная. Внешне она противоречит закону Госсена, но по существу здесь нет ничего противоречащего этому закону. На определенном этапе максимизации прибыли для определенного типа бизнесменов меняется объект потребностей. Таким образом, предпринимательство для всех его групп не только профессия, но и способ самореализации. В соответствии с иерархией предпринимателей кривая разбита на четыре части, первая из которых — 01 — соответствует первой, наибольшей по численности группе предпринимателей, обладающих самыми низкими предпринимательскими качествами. По мере приближения к четвертой части кривой - 3°°, относящейся к последней, высшей (суперэлитной) группе предпринимателей, - происходит постепенное уменьшение численности групп с одновременным резким возрастанием качественного уровня предпринимателей и изменением мотивов их деятельности.
Предприниматель и образование
Подлинный предприниматель - это талант. Но без образования он, образно говоря, необработанный алмаз. Приведем соответствующие данные Долгое время обыденные и научные представления о предпринимательстве и предпринимателе связывались с понятием «капитал» и «капиталист». «Капиталистом» и сейчас в обиходе называется лицо, обладающее определенной суммой денежных средств (имуществом), которое пускает их в оборот или вкладывает их в какое-либо дело с целью извлечения прибыли. Со становлением капитализма (по Марксу) существенно раздвинулись масштабы фирм и предприятий, так как сформировались новые возможности объединения денежных средств в форме акционерного капитала.
Научное исследование предпринимательства впервые осуществил Й. Шумпетер. «Предпринимателями, - писал Й. Шумпетер, - мы считаем не только тех «самостоятельных» хозяйственных субъектов рыночной экономики, но всех тех, кто реально выполняет основополагающую функцию, даже если они не являются «самостоятельными», а являются служащими акционерного общества или любой иной частной фирмы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: